Афазия

Содержание
  1. Афазия
  2. Причины афазии
  3. Диагностика афазии
  4. Коррекция афазии
  5. Прогноз и профилактика афазии
  6. Виды афазий в неврологии
  7. Разновидности афазии
  8. Моторная афазия
  9. Сенсорная афазия
  10. Амнестическая афазия
  11. Смешанная и тотальная афазии
  12. Как обнаружить афазию?
  13. Афазия: что это такое, особенности моторной, сенсорной, синдрома Ландау Клеффнера и других форм, лечение и симптомы
  14. Характеристика патологии
  15. Классификация речевых расстройств (афферентная афазия, динамическая, грубая, семантическая, амнестическая, двуязычная и другие виды) и их симптомы
  16. Различные виды афазий и специфика их клинической картины — галерея
  17. Причины формирования нарушений у взрослых и детей
  18. Методы диагностики разных форм нарушений речи у больного
  19. Лечение афазии: занятия с логопедом, терапия препаратами, хирургическое вмешательство, возможность использования народной медицины
  20. Фармакологическое лечение
  21. Медикаментозная терапия основного заболевания при афазии — галерея
  22. Хирургическое вмешательство: операции при опухоли, кровоизлиянии и других поражениях
  23. Занятия с логопедом: упражнения для растормаживания и восстановления речи
  24. Осложнения и прогноз
  25. Профилактика

Афазия

Афазия

Афазия – распад, утрата уже имевшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон головного мозга.

В отличие от алалии, при которой речь не формируется изначально, при афазии возможность вербального общения утрачивается после того, как речевая функция уже была сформирована (у детей старше 3-х лет или у взрослых). У больных с афазией имеет место системное нарушение речи, т. е.

в той или иной степени страдает экспрессивная речь (звукопроизношение, словарь, грамматика), импрессивная речь (восприятие и понимание), внутренняя речь, письменная речь (чтение и письмо).

Кроме речевой функции также страдает сенсорная, двигательная, личностная сфера, психические процессы, поэтому афазия относится к числу наиболее сложных расстройств, изучением которого занимаются неврология, логопедия и медицинская психология.

Причины афазии

Афазия является следствием органического поражения коры речевых центров головного мозга. Действие факторов, приводящих к возникновению афазии, происходит в период уже сформировавшейся у индивида речи. Этиология афазического расстройства накладывает отпечаток на его характер, течение и прогноз.

В ряду причин афазии наибольший удельный вес занимают сосудистые заболевания головного мозга – геморрагические и ишемические инсульты. При этом у больных, перенесших геморрагический инсульт, чаще отмечается тотальный или смешанный афазический синдром; у пациентов с ишемическими нарушениями мозгового кровообращения, – тотальная, моторная или сенсорная афазия.

Кроме этого, к афазии могут привести черепно-мозговые травмы, воспалительные заболевания мозга (энцефалит, лейкоэнцефалит, абсцесс), опухоли головного мозга, хронические прогрессирующие заболевания ЦНС (очаговые варианты болезни Альцгеймера и болезни Пика), операции на головном мозге.

К факторам риска, повышающим вероятность возникновения афазии, относятся пожилой возраст, семейный анамнез, атеросклероз сосудов головного мозга, гипертоническая болезнь, ревматические пороки сердца, перенесенные транзиторные ишемические атаки, травмы головы.

Тяжесть синдрома афазии зависит от локализации и обширности очага поражения, этиологии нарушения речи, компенсаторных возможностей, возраста пациента и преморбидного фона.

Так, при опухолях головного мозга афазические расстройства нарастают постепенно, а при ЧМТ и ОНМК развиваются резко. Внутримозговое кровоизлияние сопровождается более тяжелыми нарушениями речи, чем тромбоз или атеросклероз.

Восстановление речи у молодых пациентов с травматическими афазиями происходит быстрее и полнее за счет большего компенсаторного потенциала и т. д.

Попытки систематизации форм афазии на основании анатомических, лингвистических, психологических критериев неоднократно предпринимались различными исследователями. Однако в наибольшей степени запросам клинической практики удовлетворяет классификация афазии по А.Р.

Лурия, учитывающая локализацию очага поражения в доминантном полушарии – с одной стороны и характер возникающих при этом нарушений речи – с другой.

В соответствии с данной классификацией различают моторную (эфферентную и афферентную), акустико-гностическую, акустико-мнестическую, амнестико-семантическую и динамическую афазию.

Эфферентная моторная афазия связана с поражением нижних отделов премоторной области (зоны Брока). Центральным речевым дефектом при афазии Брока выступает кинетическая артикуляционная апраксия, делающая невозможным переключение с одной артикуляторной позиции на другую.

Афферентная моторная афазия развивается при поражении нижних отделов постцентральной коры, примыкающей к роландовой борозде. В этом случае ведущим нарушением служит кинестетическая артикуляционная апраксия, т. е. затруднение поиска отдельной артикуляторной позы, необходимой для произнесения нужного звука.

Акустико-гностическая афазия возникает при локализации патологического очага в области задней трети верхней височной извилины (зоны Вернике). Основной дефект, сопровождающий афазию Вернике, – нарушение фонематического слуха, анализа и синтеза и, как результат, – утрата понимания обращенной речи.

Акустико-мнестическая афазия является следствием поражения средней височной извилины (внеядерных отделов слуховой коры). При акустико-мнестической афазии вследствие повышенной тормозимости слуховых следов страдает слухоречевая память; иногда – зрительные представления о предмете.

Семантическая афазия развивается при поражении переднетеменных и задневисочных отделов коры головного мозга. Данная форма афазии характеризуется специфическими амнестическими трудностями – забыванием названий предметов и явлений, нарушением понимания сложных грамматических конструкций.

Динамическая афазия патогенетически связана с поражением заднелобных отделов головного мозга. Это приводит к неспособности построения внутренней программы высказывания и ее реализации во внешней речи, т. е. нарушению коммуникативной функции речи.

В случае обширных повреждений коры доминантного полушария, захватывающих моторные и сенсорные речевые зоны, развивается тотальная афазия – т. е. нарушение способности говорить и понимать речь. Нередко встречаются смешанные афазии: афферентно-эфферентные, сенсомоторные и др.

Независимо от механизма, при любой форме афазии наблюдается нарушение речи в целом. Это связано с тем, что первичное выпадение той или иной стороны речевого процесса неизбежно влечет за собой вторичный распад всей сложной функциональной системы речи.

Вследствие трудности переключения с одного речевого элемента на другой, в речи больных с эфферентной моторной афазией наблюдаются многочисленные перестановки звуков и слогов, персеверации, литеральные парафазии, контаминации.

Характерен «телеграфный стиль» речи, длительные паузы, гипофония, нарушение ритмико-мелодической стороны речи. Произношение отдельных звуков при эфферентной моторной афазии не нарушается.

Распад способности к звуко-буквенному анализу слова сопровождается грубыми нарушениями чтения и письма (дислексией/алексией, дисграфией/аграфией).

Афферентная моторная афазия может протекать в двух вариантах. При первом варианте имеет место артикуляционная апраксия или полное отсутствие спонтанной речи, наличие речевого эмбола.

При втором варианте – проводниковой афазии, ситуативная речь остается сохранной, однако грубо нарушается повторение, называние и другие виды произвольной речи.

При афферентной моторной афазии вторично нарушается фонематический слух и, следовательно, понимание разговорной речи, значений отдельных слов и инструкций, а также письменная речь.

В отличие от моторных афазий, при акустико-гностической (сенсорной) афазии нарушается слуховое восприятие речи при нормальном физическом слухе.

При афазии Вернике больной не понимает речи окружающих и не контролирует собственный речевой поток, что сопровождается развитием компенсаторного многословия. В первые 1,5-2 мес.

после мозговой катастрофы речь больных включает случайный набор звуков, слогов и слов («речевая окрошка» или жаргонафазия), поэтому ее смысл неясен окружающим.

Затем жаргонафазия уступает место многоречивости (логорее) с выраженными аграмматизмами, литеральными и вербальными парафазиями. Поскольку при сенсорной афазии первично страдает фонематический слух, отмечается нарушение письма; чтение остается наиболее сохранным, поскольку опирается в большей степени на оптический и кинестетический контроль.

При акустико-мнестической афазии у больных возникают трудности с удержанием в памяти информации, воспринятой на слух. При этом значительно снижается объем запоминания: пациент не может повторить за логопедом связку из 3-4 слов, не улавливает смысла речи в усложненных условиях (длинная фраза, быстрый темп, беседа с 2-3 собеседниками).

Трудности речевой коммуникации при акустико-мнестической афазии компенсируются повышенной речевой активностью. При оптико-мнестической афазии имеет место нарушение зрительной памяти, ослабление связи зрительного образа предмета и слова, трудности в назывании предметов.

Расстройство слухоречевой и зрительной памяти влечет за собой нарушение письма, понимания читаемого текста, счетных операций.

Амнестико-семантическая афазия проявляется забыванием названий предметов (аномией); нарушением понимания сложных речевых оборотов, отражающих временные, пространственные, причинно-следственные взаимоотношения; причастных и деепричастных оборотов, пословиц, метафор, крылатых фраз, переносного значения и пр. Также при семантической афазии отмечается акалькулия, нарушается понимание читаемого текста.

При динамической афазии, несмотря на правильное произнесение отдельных звуков, слов и коротких фраз, сохранную автоматизированную речь и повторение, спонтанная повествовательная речь становится невозможной. Вербальная активность резко снижена, в речи больных присутствуют эхолалии и персеверации. Чтение, письмо и элементарный счет при динамической афазии остаются сохранными.

Диагностика афазии

Диагностика, восстановительное лечение и обучение пациентов с афазией проводится командой специалистов неврологов, нейропсихологов, логопедов. Для выяснения непосредственных причин афазии и локализации очага поражения выполняется КТ или МРТ головного мозга, МР-ангиография, УЗДГ сосудов головы и шеи, дуплексное сканирование сосудов головного мозга, люмбальная пункция.

Обследование речи при афазии включает диагностику устной речи (экспрессивной и импрессивной); диагностику письменной речи (списывание, письмо под диктовку, чтение и понимание прочитанного).

Нейропсихолог, работающий с больными афазией, проводит диагностику слухоречевой памяти и других модально-специфических форм памяти (зрительной, двигательной), праксиса (орального, мимического, кистевого, пальцевого, сомато-пространственного, динамического), зрительного гнозиса, конструктивно-пространственной деятельности, интеллектуальных процессов.

Проведение комплексной диагностики позволяет дифференцировать афазию от алалии (у детей), дизартрии, тугоухости, УО.

Коррекция афазии

Коррекционное воздействие при афазии складывается из медицинского и логопедического направления. Лечение основного заболевания, вызвавшего афазию, проводится под наблюдением невролога или нейрохирурга; включает в себя медикаментозную терапию, при необходимости – хирургическое вмешательство, активную реабилитацию (ЛФК, механотерапию, физиотерапию, массаж).

Восстановление речевой функции проводится на логопедических занятиях по коррекции афазии, структура и содержание которых зависит от формы нарушения и этапа восстановительного обучения.

При всех формах афазии важно вырабатывать у больного установку на восстановление речи, развивать сохранные периферические анализаторы, вести работу над всеми сторонами речи: экспрессивной, импрессивной, чтением, письмом.

При эфферентной моторной афазии главной задачей логопедических занятий становится восстановление динамической схемы произношения слов; при афферентной моторной афазии – дифференциация кинестетических признаков фонем.

При акустико-гностической афазии необходимо работать над восстановлением фонематического слуха и понимания речи; при акустико-мнестической – над преодолением дефектов слухоречевой и зрительной памяти.

Организация обучения при амнестико-семантической афазии направлена на преодоление импрессивного аграмматизма; при динамической афазии – на преодоление дефектов внутреннего программирования и планирования речи, стимуляцию речевой активности.

Коррекционную работу при афазии следует начинать с первых дней или недель после перенесенного инсульта или травмы, как только разрешит врач. Раннее начало восстановительного обучения позволяет предотвратить фиксацию патологических речевых симптомов (речевого эмбола, парафазий, аграмматизма). Логопедическая работа по восстановлению речи при афазии продолжается 2-3 года.

Прогноз и профилактика афазии

Логопедическая работа по преодолению афазии очень длительная и трудоемкая, требующая сотрудничества логопеда, лечащего врача, пациента и его близких. Восстановление речи при афазии протекает тем успешнее, чем раньше начата коррекционная работа.

Прогноз восстановления речевой функции при афазии определяется локализацией и размером области поражения, степенью речевых расстройств, сроком начала восстановительного обучения, возрастом и общим состоянием здоровья пациента. Лучшая динамика наблюдается у больных молодого возраста.

Вместе с тем, акустико-гностическая афазия, возникшая в возрасте 5-7 лет, может привести к полной утрате речи или последующему грубому нарушению речевого развития (ОНР). Спонтанный выход из моторной афазии иногда сопровождается возникновением заикания.

Профилактика афазии заключается, прежде всего, в предупреждении сосудистых мозговых катастроф и ЧМТ, своевременном выявлении опухолевых поражений мозга.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/aphasia

Виды афазий в неврологии

Афазия

Афазия – это нарушение речи вследствие проблем с корковыми центрами речи в головном мозге. При этом нет нарушений слуха и полностью сохранен артикуляционный аппарат, то есть нет других анатомических причин для речевых расстройств.

Наиболее часто афазия возникает при острых нарушениях мозгового кровообращения (инсультах), при травматических повреждениях головного мозга, опухолях, инфекционно-воспалительных поражениях ткани головного мозга (энцефалитах). Таким образом, афазия является симптомом грозного неврологического заболевания.

Давайте попробуем разобраться, чем же именно проявляет себя афазия, какие существуют ее разновидности и как ее диагностируют. Этим вопросам и посвящается данная статья.

Термин афазия  был предложен еще в 1864 году А.Труссо, происходит от греческой приставки «а», обозначающей отрицание, и слова «phasis», что означает речь. С тех пор прошло много времени, изучены различные варианты нарушения речи (от полного отсутствия до незначительных, незаметных обычному человеку изменений), однако формулировка и по сей день остается именно такой.

Об афазии как о симптоме неврологического заболевания  говорят, когда не страдает интеллект и изначально речь не была нарушена, то есть при условии нормального развития речи до болезни. Недоразвитие способности говорить с детства называется алалией, и это уже совершенно иное расстройство.

Разновидности афазии

Разновидностей афазии существует довольно много, все они обозначаются не совсем понятными неврологическими терминами. Вот в этой-то терминологии мы с вами и попробуем разобраться.

Все виды афазии условно можно разделить на три группы:

  • нарушение способности говорить;
  • нарушение способности понимать обращенную речь;
  • нарушение называния отдельных предметов.

Первая группа речевых расстройств заключается в проблемах с воспроизведением речи, то есть когда человек понимает, что нужно сказать, но не может (формулировка есть в голове, но она не воспроизводится речевым аппаратом либо воспроизводится с нарушениями). В медицине это обозначают следующим образом – нарушение экспрессивной речи.

Вторая группа представляет собой нарушение способности понимать смысл сказанного. Это обозначается, как нарушение импрессивной речи.

О третьей группе нарушений говорят, когда и понимание, и воспроизведение не страдают, но потеряна формулировка (матрица) слова в головном мозге. В этом случае человек осознает, например, что за предмет перед ним, что им делают, но не может его назвать. То есть при виде ложки он скажет: «Это то, чем едят и  размешивают пищу».

Каждая из выше описанных групп нарушений речи подразделяется на дополнительные разновидности. Такая классификация основана на анатомическом принципе. Дело в том, что существуют четко определенные участки коры головного мозга, обеспечивающие отдельные виды речи. Все эти участки изучены, они идентичны у большинства людей.

  Соответственно, та или иная разновидность нарушения речи возникает при определенном расположении патологического процесса в головном мозге. Логическая цепочка довольно проста:  такое-то нарушение речи – такое-то место патологии в головном мозге. На этом основывается диагностика места поражения головного мозга.

Именно для этого врач и определяет разновидность афазии.

При нарушении экспрессивной речи возникает так называемая моторная афазия, при нарушении импрессивной речи – сенсорная афазия, при нарушении называния отдельных предметов – амнестическая. Поговорим о каждом виде афазии более подробно.

Моторная афазия

Такие больные понимают речь, однако у них возникают проблемы с ее воспроизведением.

Этот вид нарушения речи неоднороден по своей структуре. Моторная афазия делится на:

  • эфферентную моторную афазию;
  • афферентную (артикуляторную) моторную афазию;
  • динамическую моторную афазию.

Эфферентная моторная афазия возникает при локализации патологии в области заднего отдела нижней лобной извилины преобладающего полушария (левого у правшей и правого у левшей).

Эта зона именуется зоной Брока, поэтому иногда эфферентную моторную афазию так и называют – афазия Брока. При поражении нейронов зоны Брока у человека нарушается слого- и словообразование, воспроизведение всех или отдельных звуков.

В наиболее тяжелых случаях спонтанная речь утрачивается вообще, больной объясняется только мимикой и жестами.

Иногда вся речь больного – это словесные или слоговые остатки (например, «ба», «за»). Частным проявлением эфферентной моторной афазии может быть слово-эмбол, то есть одно единственное слово, которое может произнести больной. На любой вопрос он произносит только его.

При меньшей выраженности дефекта речь становится бедной, состоит преимущественно из существительных, кажется безграмотной ввиду отсутствия согласованности (нет ни падежей, ни родов, ни предлогов). Больной объясняется, как иностранец, плохо знающий язык. Например, «утро-доктор-обход». При этом больной полностью осознает свой речевой дефект и пытается помочь себе жестами.

Для эфферентной моторной афазии характерно зацикливание больного на частях слов. Например, Вы просите повторить больного слово «топор». Вместо целого слова человек произносит «то-то-то», не в состоянии произнести окончание слова.

Для этой разновидности афазии характерна путаница букв, причем отличных между собой по произношению. Например, вместо слова «мама» больной произносит «дама», вместо «работа» — «когорта» и так далее.

Еще одной особенностью эфферентной моторной афазии является нарушение чтения вслух.

Афферентная моторная афазия возникает при расположении патологического очага сзади от нижнего отдела задней центральной извилины преобладающего полушария (теменная доля).

В таком случае у человека в головном мозге как бы разрывается связь между звуковым выражением отдельных букв и артикуляционными возможностями.

Отличительной особенностью этой разновидности афазии является путаница близких по произношению звуков («б» и «п», «з» и «с», «г», «к», «х»), что извращает смысл сказанного. Например, вместо «на бумаге мы пишем», больной произносит «на тумаке мы пищим».

Кроме того, больной не в состоянии выполнить простые языковые жесты, например, сложить язык трубочкой, положить язык между верхними зубами и верхней губой, поцокать языком. При этой разновидности моторной афазии также нарушается чтение.

Динамическая моторная афазия развивается при поражении передних и средних отделов нижней лобной извилины преобладающего полушария, то есть зоны, расположенной рядом с зоной Брока. Эта разновидность моторной афазии характеризуется уменьшением спонтанной речи, как бы снижением речевой инициативы.

При этом больной в состоянии правильно артикулировать звуки, произносить все слова. Выявить подобные нарушения можно в спонтанной повествовательной речи, попросив больного рассказать о себе. Рассказ будет бедным, скудным, как бы замедленным. Необходимы дополнительные стимулирующие вопросы. В речи мало глаголов, прилагательных, отсутствуют междометия.

Кажется, что больной неохотно вступает в контакт.

Сенсорная афазия

При сенсорной афазии больной утрачивает способность к пониманию речи.

Эта разновидность речевых нарушений подразделяется на  две группы: чисто сенсорная и семантическая афазия.

Чисто сенсорная афазия возникает при поражении задних отделов верхней височной извилины преобладающего полушария, которая носит название центр Вернике.

При этом речевом расстройстве больной утрачивает способность смыслового понимания звуков, слогов и слов. То есть слух полностью сохранен, но любые звуки кажутся нечленораздельными.

Это как если бы с вами разговаривали на совершенно незнакомом языке.

При тяжелой сенсорной афазии человек полностью не понимает обращенную к нему речь, он не может выполнить даже простые словесные инструкции (например, «поднимите руки»). При более легких формах сенсорной афазии нарушается понимание отдельных похожих звуков.

Например, человеку предлагают ответить на вопрос: «Где собирают урожай – на башне или на пашне?», «Краской красят забор или запор?».

Если такого больного попросить повторить какое-либо слово, то он не сможет сделать это правильно (например, вместо «дочка» скажет «точка»).

Еще одной особенностью сенсорной афазии является полное непонимание своего дефекта, то есть больной не замечает ошибок в своей речи. Он уверен, что все произносит правильно, это окружающие его не понимают, поэтому часто обижается.

Помимо нарушения понимания обращенной речи, при сенсорной афазии вторично нарушается собственное произношение, поскольку утрачивается смысловой контроль над словами. Часто речь таких больных многословна, непоследовательна и совершенно бессмысленна. Такую ситуацию именуют «словесной окрошкой».

Кроме выше изложенного, сенсорная афазия характеризуется нарушением чтения и письма. Человек не понимает суть предложенного текста, а при письме заменяет одни буквы на другие (особенно под диктовку).

Семантическая афазия развивается при поражении нижнетеменной дольки превалирующего полушария. При этой разновидности речевых расстройств человек понимает обращенную речь, правильно произносит слова и даже выполняет инструкции. Но при этом нарушается понимание логических связей в речевых инструкциях.

Например, если попросить больного нарисовать круг и квадрат, он это с легкостью выполнит, а если предложить ему нарисовать круг внутри квадрата, это вызовет затруднения. То есть временные и пространственные взаимоотношения нарушаются (в том числе смысл предлогов «под», «над», «за» и так далее).

Также больной не сможет объяснить разницу в высказываниях по типу «мамина дочка» и «дочкина мама».

При семантической афазии развивается неспособность понимать переносный смысл сказанного, написанное между строк, пословицы и поговорки утрачивают всякий смысл.

Читать больной с семантической афазией может, а вот пересказать своими словами – нет.

Амнестическая афазия

Амнестическая афазия развивается при поражении нижневисочной области превалирующего полушария. Суть этой разновидности нарушения речи заключается в забывчивости.

Человек не может вспомнить и произнести слово, обозначающее какой-то предмет, при этом отлично понимая, для чего предмет предназначен. Например, на спичку больной скажет «это то, чем зажигают».

Если подсказать слово, назвав первый слог, то больной произнесет его (как бы вспомнив), но через минуту самостоятельно не сможет его повторить.

Спонтанная повествовательная речь таких больных содержит преимущественно глаголы, бедна на существительные. А вот чтение и письмо не нарушаются вообще.

Смешанная и тотальная афазии

В большинстве случаев у одного больного имеется несколько разновидностей нарушения речи одновременно, что связано с анатомической близостью зон контроля речи в головном мозге. Тогда говорят о смешанной афазии.

Еще существует понятие тотальной афазии, когда нарушены все виды речи одновременно. Обычно такая ситуация возникает при обширном инсульте, когда зона поражения захватывает почти всю лобно-височную область превалирующего полушария.

Как обнаружить афазию?

Для определения вида нарушения речи разработаны специальные методики. Существует даже отдельный специалист по нарушениям речи (афазиолог). В большинстве случаев обнаружением афазии в клинической практике занимается невролог. Он проводит ряд несложных тестов, по которым и устанавливается тот или иной вид речевых расстройств. Какие же это тесты? Давайте узнаем:

  • для исследования речи больного просят рассказать о себе. Простой сбор жалоб, таким образом, также является тестом на нарушение речи;
  • затем больного просят перечислить дни недели или месяцы, повторить отдельные звуки и слоги (похожие и отличающиеся между собой: «ш» и «щ», «ж» и «о», «рама-дама» и так далее);
  • дают любой текст и предлагают прочитать вслух, а затем пересказать прочитанное;
  • больному показывают известные предметы (стул, стол, дверь, ручку) и просят назвать их;
  • просят ответить на вопрос, содержащий слова, отличающиеся по произношению (например, «что гонит ветер – пыль или пыл?»);
  • предлагают объяснить смысл любой известной пословицы;
  • озвучивают инструкцию по выполнению какого-либо действия и просят ее выполнить (например, «дотроньтесь левой рукой до мочки правого уха»);
  • задают вопросы на понимание логико-грамматических конструкций («кто брат отца и отец брата?»), пространственно-временных соотношений («что наступает раньше: лето перед весной или весна перед летом?»);
  • предлагают нарисовать треугольник под квадратом, круг слева от треугольника и так далее;
  • просят написать свои паспортные данные (ФИО, возраст) и любую фразу, а также фразу под диктовку.

Этой группы довольно простых тестов обычно достаточно для обнаружения того или иного вида речевых расстройств. Как видим, методика проста и не требует никаких дополнительных инструментов или приборов, что является неоспоримым плюсом для диагностики.

Итак, афазия – это неврологический симптом какого-либо заболевания головного мозга. Она представляет собой либо расстройство произношения, либо расстройство понимания речи, либо и то, и другое вместе.

Существует много разновидностей симптома, возникновение каждой из которых четко связано с определенным участком головного мозга. Для выявления недуга созданы специальные методики.

Однако даже на обычном амбулаторном приеме с помощью простых тестов можно обнаружить ту или иную разновидность афазии.

Познавательное видео на тему «Виды афазии»:

урок на тему «Восстановление речи при афферентной афазии»:

Урок №5. Восстановление речи при афферентной афазии

урок на тему «Восстановление речи при эфферентной афазии»:

Урок №6. Восстановление речи при эфферентной афазии

Источник: https://doctor-neurologist.ru/vidy-afazij-v-nevrologii

Афазия: что это такое, особенности моторной, сенсорной, синдрома Ландау Клеффнера и других форм, лечение и симптомы

Афазия

Современная медицинская наука рассматривает речь в качестве второй сигнальной системы. Знаки и жесты как средство общения давно отошли на второй план. Устная и письменная речь длительное время способствовала интеллектуальному развитию человека.

Общение при помощи слов является основой социума. Письмо позволяет фиксировать информацию на различных носителях. Чтение признаётся одним из важнейших компонентов познания окружающего мира.

Речевые расстройства, такие как афазия, всегда ставят под сомнение полноценную жизнь человека в обществе.

  • 1 Характеристика патологии
  • 3 Причины формирования нарушений у взрослых и детей
  • 4 Методы диагностики разных форм нарушений речи у больного

Характеристика патологии

Всеми функциями в организме человека заведует головной мозг. Орган контролирует поступающую к нему информацию и вырабатывает адекватный ситуации ответ.

Головной мозг находится в полости черепа и подразделяется на несколько отделов. Самым новым из них является кора, состоящая из совокупности отдельных структур, называемых извилинами. Каждая из них ответственна за реализацию определённых аспектов существования организма.

Речевая функция присуща только человеку. В головном мозге нет единого центра-анализатора, ответственного за формирование осмысленных устных и письменных фраз.

Афазия — следствие поражения коры головного мозга

Центральным отделом, осуществляющим обработку всей поступающей извне информации, является постцентральная извилина коры головного мозга.

К её клеткам стекаются нервные импульсы, рождённые в зрительном, слуховом и других видах анализаторов. Реакции человека на окружающую действительность имеют своё начало в предцентральной извилине.

Воспроизводство речи формируется в её нижней части (зоне Брока). За слух и память ответственны структуры трёх височных извилин.

Афазия — медицинский термин, описывающий утрату ранее сформированной речи по причине поражения патологическим процессом одного или нескольких центров-анализаторов в коре головного мозга.

Необходимо отметить, что термин «афазия» применим к детям по достижении трёхлетнего возраста. Отсутствие речи с рождения в науке носит название алалии.

Афазия как следствие патологического процесса может возникнуть в любом возрасте, однако основную группу риска составляют люди старше 50 лет. Расстройства речи, возникшие в возрасте пяти — семи лет, способны привести к полной и необратимой её потере.

Классификация речевых расстройств (афферентная афазия, динамическая, грубая, семантическая, амнестическая, двуязычная и другие виды) и их симптомы

Афазия представляет собой сложную совокупность различных видов расстройств речевой функции.

По степени выраженности нарушения речи выделяют:

  • тотальную, при которой становится невозможной реализация всех форм устной и письменной речи;
  • грубую — характеризуется невозможностью строить речь из целых слов или словосочетаний, общение в этом случае происходит при помощи отдельных звуков;
  • частичную — затрагивает только некоторые составляющие речевой функции: счёт, письмо, чтение;
  • прогрессирующую — отличается нарастанием признаков заболевания во времени, приводя к расстройству всё новых составляющих речи.

По характеру причины, вызвавшей развитие патологического процесса, афазия подразделяется на следующие формы:

  • первичная, при которой причина болезни кроется в изменённом строении или функционировании самой ткани речевых центров головного мозга;
  • вторичная, развивающаяся на фоне недостатка кровоснабжения головного мозга, формирования кровяных сгустков, воздействия травмирующего агента.

Речь человека является сложным набором функций, за каждую из которых отвечает свой отдел коры головного мозга. Поражение любого из них вызывает афазию, однако проявления болезни напрямую связаны с локализацией патологического очага. Заболевание приводит к расстройству именно той составляющей речи, которую контролирует поражённая зона коры головного мозга.

Вид афазии определяется локализацией очага в коре головного мозга

Большую группу составляют моторные афазии. При этих формах болезни, как правило, нарушается воспроизводство речи, при этом восприятие её не изменяется.

Сенсорные афазии характеризуются нарушением восприятия любых форм чужой речи при сохранности собственной. При этой форме болезни слух не повреждён, патологические изменения затрагивают обработку звуковых сигналов в коре головного мозга.

Различные виды афазий и специфика их клинической картины — галерея

При акустико-гностической афазии страдает слуховая память Акустико-мнестическая афазия — отсутствие памати на слова и звуки При динамической афазии страдает фразность речи При семантической афазии страдает смысловое наполнение речи Эфферентная афазия относится к моторным формам и обусловлена нарушением мозгового кровообращения в премоторных отделах левого полушария

Афазия довольно часто наблюдается в виде сочетания нескольких форм. Причина этого явления заключается в обширности очага поражения коры, при котором патологический процесс затрагивает несколько речевых центров. В этом случае помимо афазии часто отмечаются парезы и параличи, а также нарушения двигательной функции. Расстройства речи могут проходить самостоятельно и возвращаться вновь.

Особым видом афазии является двуязычная. Как правило, эта патология возникает после черепно-мозговой травмы, сопровождавшейся развитием коматозного состояния. После пробуждения человек обретает способность говорить на иностранном языке, даже если до этого случая он не изучал слова чужого наречия.

Причины формирования нарушений у взрослых и детей

Основной причиной развития афазии является повреждение нервных центров-анализаторов. Структура ткани головного мозга может дегенеративно изменяться на микроскопическом уровне при болезни Альцгеймера или Пика.

Вторичная форма, как правило, образуется на фоне патологических процессов, вызывающих нарушение кровоснабжения мозговой ткани путём изменения строения сосудов или сдавления извилин новообразованиями. В этом случае основными факторами развития заболевания являются:

  • атеросклероз сосудов шеи и головного мозга (ишемический инсульт);

    Закупорка просвета сосуда бляшкой приводит кразвитию инсульта

  • хроническое повышение уровня артериального давления или его перепады (гипертоническая болезнь);
  • закупорка сосудов головного мозга кровяными сгустками при мерцательной аритмии;
  • кровоизлияние в мозг при разрыве сосуда (геморрагический инсульт);

    Повышенное артериальное давление — основная причина развития геморрагического инсульта

  • первичная опухоль из нервной ткани или метастазы новообразований других органов;
  • воспаление нервной ткани (менингит, энцефалит, абсцесс);
  • действие травматического агента;

    Черепно-мозговая травма часто сопровождается развитием афазии

  • сахарный диабет.

Методы диагностики разных форм нарушений речи у больного

В диагностике афазии выделяют два этапа. Для установления причины патологии, локализации очага поражения врач-невролог использует следующие методики:

  • тщательный опрос пациента — для выявления всех этапов развития заболевания;
  • измерение артериального давления;
  • запись электрокардиограммы — для выявления мерцательной аритмии;

    Мерцательная аритмия — основная причина эмболического инсульта

  • неврологический осмотр — для обнаружения сопутствующих расстройств двигательной и чувствительной функций;
  • электроэнцефалография — для графического отображения электрических сигналов головного мозга;

    Электроэнцефалография — процедура изучения электрической активности мозга

  • компьютерная (магнитно-резонансная) томография — для локализации очага поражения коры и установления его размеров;

    Компьютерная томография позволяет точно определить локализацию и размер патологического очага

  • ультразвуковое исследование сосудов шеи — для определения наличия атеросклеротических бляшек и степени нарушения кровотока.

Изучение всех компонентов устной и письменной речи проводится логопедом-дефектологом:

  • исследование воспроизведения устной речи позволяет оценить произношение отдельных звуков, слов и фраз, построение предложений, пересказ текста;
  • диагностика восприятия речи помогает выявить сенсорные формы афазии при выполнении устных команд, повторения текста;
  • анализ письменной речи даёт возможность определить сохранность функции чтения, написания звуков и слов.

Дифференциальная диагностика проводится со следующими заболеваниями:

  • психические нарушения;
  • расстройства слуха;
  • умственная отсталость;
  • алалия;
  • дизартрия.

Лечение афазии: занятия с логопедом, терапия препаратами, хирургическое вмешательство, возможность использования народной медицины

Лечение афазии представляет собой комплексную задачу. В терапии участвуют невролог, логопед-дефектолог, психолог и при необходимости нейрохирург.

Народная медицина не доказала свою эффективность в восстановлении речи при афазии, поэтому в терапии не используется.

Фармакологическое лечение

Терапия основного заболевания — важный компонент лечения афазии. В зависимости от основной причины могут использоваться следующие группы препаратов:

  • метаболические, улучшающие обмен веществ в нервной ткани: Актовегин, Мексидол, Кортексин;
  • ноотропы: Пирацетам, Фезам;
  • витамины: Тиамин, Рибофлавин, Пиридоксин;
  • статины: Липримар, Аторвастатин, Торвакард;
  • кроверазжижающие: Гепарин, Фраксипарин, Варфарин, Прадакса, Ксарелто;
  • тромболитические: Актилизе, Метализе;
  • стероидные гормоны: Преднизолон, Гидрокортизон;
  • мочегонные: Фуросемид, Лазикс, Диакарб.

Медикаментозная терапия основного заболевания при афазии — галерея

Препарат Актилизе используют для растворения тромба Актовегин улучшает метаболические процессы в мозге Препарат Варфарин препятствует образованию тромбов на фоне мерцательной аритмии Препарат Лазикс снимает отёк головного мозга Липримар эффективно снижает уровень холестерина Пирацетам относится к группе ноотропов Препарат Пиридоксин содержит витамин В6 Преднизолон — эффективный противовоспалительный препарат

Хирургическое вмешательство: операции при опухоли, кровоизлиянии и других поражениях

Оперативное лечение применяется исключительно по показаниям:

  • значительное кровоизлияние в мозг более 60 миллилитров;
  • опухоль головного мозга;
  • локальное скопление гноя в ткани мозга (абсцесс);
  • аневризма (патологическое расширение) сосуда головного мозга;
  • значительное сужение просвета сосуда атеросклеротической бляшкой на уровне сонных артерий.

При кровоизлиянии в головной мозг проводят трепанацию черепа. Терапия атеросклеротических бляшек осуществляется путём эндартерэктомии (иссечения). Хирургическое лечение опухоли заключается в её удалении. Метод обезболивания подбирается в каждом случае индивидуально.

Оперативное лечение проводится по строгим показаниям

Занятия с логопедом: упражнения для растормаживания и восстановления речи

Занятия с логопедом-дефектологом — основа терапии расстройств речи. В лечении используется дифференцированный подход, позволяющий избирательно использовать методики для коррекции существующих нарушений, например, растормаживание речи.

Восстановление речи — длительный процесс и упорная работа

Упражнения для восстановления речи в качестве основы подразумевают постоянную практику в устной речи, чтении и письме. Некоторым больным фактически приходится учиться говорить и писать заново. На современном этапе развития медицины всё чаще логопеду помогают компьютерные технологии.

Осложнения и прогноз

Прогноз лечения при афазии всегда осторожный. Возможность восстановления речи, как правило, зависит от основного заболевания и размеров патологического очага. Осуществление хирургического вмешательства преследует цель исключить сдавление речевых центров мозга. Операция может привести к следующим осложнениям и последствиям:

  • значительная потеря крови;
  • инфицирование и последующее нагноение раны;
  • повреждение соседних структур мозга с появлением новых неврологических симптомов;
  • тотальная потеря речи и необратимое обездвиживание;
  • летальный исход.

Профилактика

С целью профилактики развития афазии используются следующие мероприятия:

  • адекватное лечение гипертонической болезни, атеросклероза, сахарного диабета;

    Контроль артериального давления — основной метод профилактики развития афазии

  • своевременная терапия мерцательной аритмии и назначение соответствующих препаратов;
  • раннее выявление опухолей;
  • коррекция углеводного обмена при сахарном диабете;
  • вакцинация против возбудителей инфекций, поражающих головной мозг.

Афазия — сложное расстройство речи. Восстановление утраченной функции — совместная работа невролога, логопеда, пациента и его родственников. Выполнение всех рекомендаций — залог успеха в лечении этого заболевания.

  • Елена Тимофеева
  • Распечатать

Источник: https://med-atlas.ru/nervnoja-sistema/afaziya-chto-eto-takoe.html

Мое Здоровье
Добавить комментарий