Арт-терапия для детей

Содержание

Открываем в детях удивительные таланты с помощью арт-терапии

Арт-терапия для детей

Дорогие читатели, знакомы ли вы с таким понятием, как арт-терапия? Оказывается, это относительно новое направление современной психотерапии активно используется специалистами не только с взрослыми, но и с детьми.

Многие упражнения можно с большим успехом предлагать ребенку дома, при этом достигая сразу нескольких целей: и весело провести время, и понять, что тяготит вашего малыша, и помочь ему мягко решить возникшую трудность.

Ведь в арт-терапии для детей используются отнюдь не горькие пилюли и микстуры, а то, чем и так богато и счастливо детство – творческое мышление, фантазию, яркие образы и самые любимые деткам занятия. Скажите, кто из детишек откажется лишний раз порисовать, потанцевать, поиграть в интересную игру?

Сегодня на блоге мы познакомим вас поближе с арт-терапией в работе с детьми, и предложим подборку веселых игр-упражнений, которые можно применять дома, со своим ребенком.

Я передаю слово ведущей рубрики Счастливый ребенок  Анне Кутявиной.

Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины! Когда речь заходит об арт-терапии, я не могу остановиться, перечисляя ее многочисленные плюсы. Наверное, это связано с тем, что я сама – арт-терапевт, и за моими плечами – годы работы с детишками в этом методе.

Но все равно, каждый раз, наблюдая новые успехи малышей, их большие и маленькие открытия, а также необыкновенные перемены, я поражаюсь снова и снова. Казалось бы, просто рисунок, игра в песочнице, танец, сказка.

Но как благодаря им меняется мир, и вокруг, и внутри нас!

Но давайте же сначала познакомимся поближе с арт-терапией, и узнаем, с чем же ее «едят».

Арт-терапия в работе с детьми и взрослыми и ее задачи

Что такое арт-терапия? Это направление психотерапии, которое подразумевает создание и анализ творческих произведений. Буквально слово «арт-терапия» переводится как лечение искусством.

Но для целей арт-терапии совсем не обязательно быть гениальным художником, музыкантом или поэтом с «профильным» образованием.

Достаточно просто взять в руки необходимые для того или иного вида творчества инструменты, расслабиться, отпустить внешнюю суету и переживания, и погрузиться в процесс.

Однако не любое творчество можно отнести к арт-терапии. Обычная лепка, танец, рисование еще не являются лечением. Но нужным образом направленное, скоординированное творчество (не путать со специальным обучением творчеству – по сравнению с ним арт-терапия более спонтанна) способно помочь:

  • отреагировать непрожитые эмоции, докопаться до истинных чувств и мыслей;
  • диагностировать психологические проблемы;
  • в адекватной форме выпустить агрессию и прочие негативные проявления;
  • облегчить процесс коммуникации, установления отношений с другими людьми;
  • повысить самооценку;
  • научиться контролировать собственное внутреннее состояние;
  • справиться со страхами, тревожностью, многими психосоматическими проявлениями;
  • приобрести новые, более конструктивные модели поведения в той или иной ситуации;
  • получить удовольствие от самовыражения.

Казалось бы, «просто» детские шалости. А какое огромное влияние они оказывают на человека!

Арт-терапия прекрасно работает и с взрослыми «пациентами». Но с детишками она в буквальном смысле творит чудеса! Может быть, потому что нам, большим тетям и дядям, не так-то легко отключить в себе контролера и «надзирателя» и безоценочно творить?

Виды и методы арт-терапии в работе с детьми

Существует достаточно много отдельных видов и направлений в арт-терапии. Более того, все время появляется что-то новое. Но к основным видам лечения творчеством можно отнести:

Изотерапию – лечение при помощи средств рисования, изобразительного искусства. Материалы для такой терапии – бумага, кисти, краски, реже – карандаши, ручки, мелки.

Песочную терапию – занятия с использованием специально организованной песочницы. Кроме непосредственно ящика с песком, в терапии используются маленькие фигурки, природные материалы и прочее.

Библиотерапию – специальной работы с текстом. Так, можно читать текст, выбирать и выписывать запомнившиеся слова, сочинять из них предложения и т.д..

Сказкотерапию – лечебное воздействие с помощью терапевтической метафоры. Клиенты сказкотерапевта изучают готовые сказки, проигрывают их, меняют начало или окончание, пишут свои сказки.Более подробно о ней можно прочитать в статье Сказкотерапия для мягкого решения детских проблем

Музыкотерапию – занятия с помощью прослушивания музыки, создания собственных ритмов, игры на музыкальных инструментах.

Тканевую терапию – при помощи работы с тканями.

Цветотерапию – использование для терапии разных цветовых сочетаний и образов.

Куклотерапию – она подразумевает создание кукол из различных материалов, и дальнейшее взаимодействие с ними: проигрывание историй, сочинение сюжетов ит.д.

Мандалотерапию – занятия с детьми с помощью создания мандал. Их можно рисовать на бумаге или на песке, создавать из разных материалов.

Фототерапию – создание фотографий и дальнейшей терапевтической работы с ними;

МАК – занятия при помощи работы с метафорическими ассоциативными картами.

Тестопластику – терапию с помощью воздействия на пластилин, тесто, глину, другие пластичные материалы.

Коллажирование – лечение и наполнение ресурсами с помощью создания коллажей.

Кинотерапию – терапия при помощи кинофильмов и роликов.

Танцевально-двигательная терапия – лечение с помощью танца.

В работе с детьми, особенно маленькими, чаще всего используются изотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, тестопластика и куклотерапия. Да-да, это как раз то, что больше всего на свете любят дети: рисовать, читать сказки, лепить, играть в песочнице и с куклами. Волшебный доктор Арт-терапия лечит только тем, что приятно и безболезненно!

Упражнения для занятия арт-терапией с детьми

А сейчас я предлагаю вам немного поиграть с детишками, и заодно почувствовать себя чуточку арт-терапевтом. Для знакомства с методом возьмем самые, на мой взгляд, простые и быстрые, а также очень любимые детьми направления – изотерапию и песочную терапию.

Изотерапия

Фактически все дети любят рисовать. Почему бы не позаниматься вместе с детишками? Для изотерапии можно использовать следующие материалы: бумагу, кисти и краски, карандаши, фломастеры, ручки, мелки. Все, чем можно рисовать. Для начала предложите ребенку самому выбрать, чем бы ему сейчас хотелось порисовать.

Каракули

Очень простое и доступное упражнение. Предложите крохе взять карандаши или краски, и нарисовать любые линии. Можно рисовать любым цветом, с любой силой нажима, любой формы и размера. В ходе рисования попробуйте найти в линиях какой-то образ, вместе с ребенком дорисуйте его.

А можно и не искать в каракулях смысл, и просто водить карандашом по бумаге, таким образом самовыражаясь.

Рисование рукой

Чудесный способ позволить ребенку испытать неимоверную радость! Ведь обычно «пачкать» руки нельзя, а тут вдруг можно! Предложите малышу порисовать всей ладошкой, кончиками пальцев, костяшками пальцев, ребром ладони, используя гуашь или специальные пальчиковые краски. Не надо давать какое-то определенное задание. Просто позвольте крохе раскрепоститься, нанося размашистые, беспорядочные мазки, и испытывая необычные тактильные ощущения и выходя за рамки дозволенного.

С помощью данного упражнения можно скорректировать состояние страха, подавленности, тревожности.

Рисование музыки

Предложите ребенку краски, кисточки, бумагу, включите запись классической музыки, например, Моцарта или Чайковского. И попросите нарисовать музыку, которую он слышит, используя любые линии и цвета. Так, как он сам почувствует.

Благодаря данному упражнению ребенок учится выражать на бумаге свои эмоции и чувства, а также развивает воображение.

ДИЕТА ПОСЛЕ УДАЛЕНИЯ ЖЕЛЧНОГО ПУЗЫРЯ

Как жить полноценной жизнью без желчного пузыря

Узнать больше …

Упражнение «Цветок»

Ребенку постарше можно предложить упражнение «Цветок». Дайте ему бумагу, кисти и краски, карандаши. Попросите закрыть глаза и представить чудесный цветок. Какой он? Какой у него запах? Где он вырос? Что вокруг него? А теперь пусть ребенок откроет глаза и попробует нарисовать все то, что только что представил.

Вместе с ребенком придумайте историю о цветке. Какое у него настроение? Что он любит? Как проходит его день и т.п. Если история идет в грустном ключе, предложите дорисовать картинку или изменить историю в позитивном направлении.

Такое упражнение помогает развивать фантазию, снимать эмоциональное напряжение.

А сейчас давайте посмотрим, как можно интересно провести время с детьми на занятиях лепкой. О чем можно поговорить, что нам расскажут нам детские поделки.

Песочная арт – терапия для детей

Песок – чудесная среда для развития навыков ребенка и даже для коррекции и терапии имеющихся проблем. Сам по себе песок приятный наощупь, сыпучий, легко заполняет любую форму, с ним дети могут играть часами. Вспомните хотя бы, что происходит на берегах морей и рек, а также возле больших песочниц во дворе. Детей не оторвать от песка!

«Волшебные» свойства песка не могли остаться незамеченными специалистами. Песочница активно используется в психологическом, арт-терапевтическом процессе. Правда, психологическая песочница должна иметь определенные размеры – 50*70*8 см, и изнутри выкрашена в синий или голубой цвет, как символ неба и воды.

Но в домашних условиях мы можем использовать и подручные средства – небольшие подносы, ящички, даже пластиковые тазики, наполненные песком. Главное условие – песок должен быть безопасным для ребенка, то есть чистым и обеззараженным. Для этого можно купить специальный песок, или взять обычный, промыть его и прокалить в духовке.

Также для игр понадобятся небольшие фигурки – высотой до 8 см. Это могут быть куклы, фигурки животных, деревья, домики, предметы интерьера, природные материалы. У психологов обычно имеется целая коллекция таких игрушек. Но дома достаточно иметь хотя бы минимальный набор.

Знакомство с песком

В самом начале предлагаем ребенку «познакомиться» с песочницей:

«Поздороваться» с песком (помните, что игра в песочнице – это уже создание сказки, а в сказке все живое).

Поскользить ладошками по песку прямыми линиями, круговыми движениями, как змейки, или зигзагообразно. Затем то же самое сделать ребрами ладоней.

Набрать песок в ладонь или сразу в две, и высыпать тонкой струйкой.

Закопать в песок ладошки, затем их «найти», приговаривая: «А где же наши ручки? Куда они спрятались?».

Положить в песок раскрытую ладошку и закрыть глаза. Потом мама или папа насыпает песок на пальчик, а кроха должен угадать, на какой палец попал песочек.

Оставить следы на песке. Можно предложить малышу попрыгать пальчиками по песку, как зайка, пройтись, как большой медведь, или проползти, как ужик.

Обязательно обсуждайте с ребенком его ощущения, разницу в оттисках, задавайте вопросы. Не стоит навязывать своего мнения, слушайте своего ребенка и помогайте ему, не поправляя и ни в коем случае не критикуя. Обязательно похвалите за успехи.

Создание волшебного мира

Для того чтобы познакомиться поближе с переживаниями и чувствами ребенка, можно предложить ему следующее упражнение. Нужна песочница и набор маленьких фигурок. Инструкция к заданию такова:

«Представь, что ты – настоящий волшебник. Перед тобой – сказочная страна. И ты можешь наполнить ее всем, чем хочешь. Создать любые природные условия, населить людьми, животными или другими существами. Располагай их так, как тебе хочется».

Обычно детки с огромной радостью начинают творить, сразу погружаются в свой мир. Уже по тому, с чего ребенок начинает «строительство», как он подходит к процессу, можно многое узнать о нем самом.

Он быстро-быстро все построил, действуя крупными мазками? Или медлит, долго обдумывает свое решение, не может никак определиться с местом для фигурки? А, может, переставляет каких-то персонажей все время, не в силах подобрать им место?

Когда мир будет создан, и малыш скажет, что он закончил, обсудите с ним картину. Расспросите, кто живет в этой волшебной стране, как она называется, чем занимаются жители, что с ними происходит.

Если ребенок озвучил какую-то проблему с героем – например, этот тигр очень злой, и ему плохо – попробуйте вместе найти решение. Может, тигру просто нужен друг? Или он должен делать то, что ему нравится? «Идите» за ребенком, продолжая его мысли.

И вы сами удивитесь, насколько эффективным может быть это упражнение.

Аналогично можно предложить ребенку создать картину «Моя семья», «Мои друзья», и узнать, каким малыш видит свое окружение, что можно изменить в этой системе в лучшую сторону.

Упражнений и техник арт-терапии в работе с детьми существует великое множество. Они помогают развивать воображение, моторику, реализовывать творческие способности. Но совсем не обязательно дома, занимаясь с малышом, следовать каким-то строгим инструкциям.

Арт-терапия во многом – спонтанность, основанная на чутье, умении видеть и принимать другого, понимать его без слов, через искусство. Подбирая техники, учитывайте возраст ребенка, его психоэмоциональное состояние. Ведь кто, как не мы, родители, способны лучше всех чувствовать своего ребенка?

Не старайтесь влиять на результат творчества. Цель арт-терапии – не создание шедевров, а простое и доступное самовыражение, возможность познакомиться со своим внутренним миром и помочь ему стать ярче, веселее, светлее. Хотя, порой люди открывают в себе просто удивительные таланты…

Я искренне желаю вам и вашим семьям здоровья и счастья! Творите на радость!

Анна Кутявина, психолог, сказочница, хозяйка сайта Сказочный мир

Я благодарю Аню за мысли. Занимайтесь с детьми, развивайтесь обязательно и сами. Ведь такие методы и нам, взрослым могут быть очень интересны. Не так давно я сама для себя открыла фототерпию. Очень понравился мой опыт. О нем я писала в статье Пробуждение себя через фототерпию

Приглашаю почитать также другие статьи в нашей рубрике. Перейти в нее можно, кликнув но кнопке ниже.

Рубрика Счастливый ребенок

И для души и настроения приглашаю вас посмотреть песочную анимацию Как ослик счастье искал.

Ароматное и полезное фруктовое пюре для наших детейВ каких продуктах содержится клетчаткаБерезовый сок – настоящий весенний эликсир для нашего здоровьяФотогеничная «колючка» расторопшаПодготовка к УЗИФото на холсте

Источник: https://irinazaytseva.ru/art-terapiya.html

Упражнения арт-терапии для детей (в тч 3-4 лет, подростков, с синдромом Дауна) и родителей, групповые

Арт-терапия (терапия искусством) – метод психокоррекции, который впервые был использован в психотерапии А. Хиллом в 1938 году. Посредством несложных, скорее напоминающих детские шалости, упражнений, можно не только диагностировать душевное состояние любого человека (и взрослого, и ребёнка), но и успешно бороться со многими нервными расстройствами.

Арт-терапия – упражнения для детей – это:

  • знакомство со своим внутренним «я»;
  • формирование представления о себе, как о личности;
  • создание позитивного самовосприятия;
  • обучение выражению своих чувств и эмоций;
  • снятие психоэмоционального напряжения;
  • развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков, образного мышления и способностей к различным видам творческой деятельности.

Так, творя и фантазируя, вы можете разобраться в своих душевных переживаниях, понять себя и свой внутренний мир, а можете помочь своему карапузу побороть робость, развеять страхи, стать более коммуникабельным и открытым для общения с людьми.

Всё, что нужно для занятий

Выбор расходных материалов ограничивается лишь пределами полёта вашей фантазии

Расходные материалы подбираются психотерапевтом в зависимости от того, какие задачи призвана решать арт-терапия в каждом конкретном случае. При выборе упражнений очень большое значение имеет возраст пациентов, а также их психическое и физическое состояние (травмы, генетические заболевания и т.п.).

  • Если во время сеанса арт-терапии вы планируете рисовать, то запаситесь бумагой разных форматов или картоном. Цветные карандаши, фломастеры, мелки, краски, уголь — всё это поможет вам выразить свои переживания на холсте.
  • Для создания коллажа вам понадобится то же самое, плюс ножницы, клей и вырезки из журналов и газет.
  • Будете лепить — пластилин или глина вам в помощь.
  • А решив музицировать, не зацикливайтесь на классических музыкальных инструментах. Ведь звучать может всё, что угодно.

Сеанс арт-терапии в домашних условиях

Выбор материалов для упражнений с элементами арт-терапии ограничивается только вашей фантазией. Используйте всё, что считаете нужным. Это могут быть фотографии, природные материалы, ткани, фурнитура, крупы и ещё много чего.

Для сеансов подойдёт светлое уютное помещение с большими удобными рабочими поверхностями. Тихая классическая музыка не будет лишней. Она поможет вам расслабиться, раскрыться, настроиться на творчество.

Психотерапевт во время выполнения упражнений должен выступать в роли консультанта касательно творческого процесса, материалов и техник, но он ни в коем случае не должен влиять на создание работы и её толкование.

Всё, что нужно для упражнения «Тучки»

Детишкам в возрасте 3-4 лет арт-терапия помогает познавать мир, изучать свойства предметов и веществ, развивать мелкую моторику.

Малыши очень любят рисовать пальчиками и ладошками.Или, к примеру, растирать различные по консистенции субстанции (крем, гель, каша и др.) по поверхности стола и создавать из них объёмные рисунки.

Для самых маленьких можно предложить очень интересное упражнение с использованием довольно неожиданного материала – пены для бритья.

Тучки

На рабочую поверхность выдавите пену для бритья и предложите крохе её потрогать, взбить, порисовать по ней пальчиком. Потом добавьте к пене немного голубой гуаши. И пусть малыш своими ручками творит из неё своё небо.

Упражнение арт-терапии «Отпечатки»

Отпечатки

А для этого упражнения вам понадобятся акварельные краски. Обмакивайте пальчики крохи поочерёдно в разные цвета, и пусть он ставит ими отпечатки на бумаге.

Оказывается, одним только детским пальчиком можно столько всего нарисовать

Дошкольнику или младшему школьнику, можно предложить, когда краска подсохнет, карандашом дорисовать отпечатки. Какие образы можно создать из них?

Угадайте, какое настроение у маленького художника

Автопортрет

Примерно в 3 года ребёнок начинает осознавать себя, как отдельную личность. Уже в этом возрасте можно пробовать анализировать его эмоциональное состояние с помощью автопортрета.

Попросите кроху нарисовать себя таким, каким он себя видит. Развивая тему дальше, пусть малыш изобразит членов своей семьи. Вы можете узнать из такого рисунка очень много о том, какое место в жизни ребёнка занимают родные и как он относится к каждому из них.

Упражнение «Автопортрет»

С ребятами, страдающими синдромом дауна

Очень хорошо упражнения арт-терапии себя зарекомендовали при работе с детьми, страдающими синдромом Дауна.

«Солнечные» малыши, на первых этапах развития у них мелкой моторики, используют движения плечом и предплечьем. Чтобы помочь им развить ладонный, щепоточный и пинцетный захваты, можно использовать следующие упражнения.

Зёрнышки для курочки

Покажите ребёнку, как на горизонтально расположенном листе бумаги фломастером или карандашом оставлять точечный след. Как- будто вы рассыпаете зёрнышки. Пусть малыш попытается повторить ваши манипуляции, удерживая карандаш правильно.

Идёт дождик

Пусть кроха учится проводить вертикальные линии на горизонтальной поверхности.

Солнечные лучики

Усложняем задачу. Проводим линии в разных направлениях.

Детям с синдромом Дауна арт-терапия помогает развивать правильный захват

Зайчик прыгает по травке

Малыш рисует на вертикальной поверхности линии сверху вниз и снизу вверх.

Винни-Пух идёт в гости

Прорисовываем горизонтальные дорожки для Винни-Пуха на вертикально расположенном холсте.

Варим кашку для зверят

Круговыми движениями  кисти рисуем каракули на бумаге (на горизонтальной и вертикальной поверхности), словно помешиваем кашу.

Следы по снегу

Учимся рисовать кисточкой способом примакивания. Кисть при этом располагается плашмя.

Салют

Используем для рисования способ касания, располагая кисточку вертикально.

Пинцетный захват формируется при помощи занятий лепкой и аппликацией. А также при нанизывании мелких бусин на нитку и при вытаскивании тонких нитей из ткани.

С детьми постарше можно выполнять уже более сложные упражнения, позволяющие диагностировать их психоэмоциональное состояние и корректировать его

С подростками

Для развития воображения и творческих способностей и для снятия напряжения и разрешения внутренних конфликтов у подростков уже можно использовать более сложные упражнения.

Цветок

Предложите ребёнку закрыть глаза и представить прекрасный цветок. Какого он цвета, какого размера, как пахнет, где растёт и что его окружает, какое у цветка настроение и какие проблемы? Почему бы не сочинить историю об этом цветке?

Очень важно, если подросток сочинил историю грустную, попытаться найти способы развеселить цветок, сделать его мир более красочным и счастливым. Естественно, облекая возникающие в воображении ребёнка образы в формы на холсте.

Упражнение «Маска»

Маска

Допустим, скоро в школе состоится бал-маскарад. И все должны будут явиться туда в масках. Почему бы ребёнку не смастерить себе маску собственноручно.

А потом можно разыграть историю, которая могла бы произойти с этой маской на балу.

Сказка о герое

Что нужно, чтобы сочинить сказку? Всего-то ручка да чистый лист бумаги. С чего начать? В любой сказке должен быть герой или героиня. Потом логично придумать зачин.

Затем следует развить ситуацию. Пусть герой преодолевает препятствия, борется со злом, побеждает драконов, находит новых друзей, влюбляется, спасает, исцеляет и, в конце концов, получает всё то, к чему стремился.

После написания сказки можно попытаться найти сходство её героя с автором повествования и провести параллель между ними.

Упражнение «Работа с творческим мусором»

С родителями

Конфликтные ситуации в отношениях родителей с детьми далеко не редкость. Совместные занятия арт-терапией вполне способны восстановить взаимопонимание в семье, помочь старшему и младшему поколению понять друг друга и простить.

Работа с творческим мусором

Соберите по дому всё, что давно утратило для вас ценность: старые газеты и журналы, открытки и календари, скрепки, булавки, фантики, высохшие фломастеры и т.п.

Эти «сокровища» разложите перед собой, и пусть каждый член семьи отберёт предметы, ассоциирующиеся у него с прошлым опытом, который ему хотелось бы забыть и отпустить.

Из отобранных безделушек составьте общую композицию. При этом, не забывая вслух обосновыать свою нелюбовь к тому или иному предмету и благодарить каждую вещицу за жизненные уроки и бесценный опыт.

Вместе полюбуйтесь сотворённым шедевром и… сожгите его.

Работа в группах. Индивидуальное рисование

В группах

Арт-терапией можно заниматься как в индивидуальном порядке, так и в группах. Групповые упражнения позволяют рассмотреть проблему с разных точек зрения и найти наилучший вариант её решения.

Человек – существо социальное. И все грани его натуры лучше всего открываются в процессе общения с себе подобными.

Индивидуальное рисование

Это упражнение как нельзя лучше подходит для начала занятий в только что созданной группе. Каждый участник которой, используя бумагу и цветные карандаши (краски, мел, глину, уголь), пытается символически изобразить своё сиюминутное состояние на холсте.

Художником при этом ребёнку быть совершенно не обязательно. Рисуйте цветные линии и формы, каракули и кляксы, фигуры и образы. По окончанию работы члены группы делятся впечатлениями о каждом рисунке, при этом никак его не оценивая.

Рисование с партнёром

Рисование с партнером

Хорошо раскрывает тонкости межличностных взаимоотношений. Члены группы делятся на пары. Большой лист бумаги располагается на столе между партнёрами, и каждый, предварительно внимательно посмотрев в глаза напарника, начинает рисовать – спонтанно, не задумываясь.

Общайтесь с помощью цветов, линий, форм. Постарайтесь узнать что-нибудь о своём партнёре, делитесь любыми ассоциациями и эмоциями, которые вызывает у вас рисунок напарника.

Когда закончите рисовать, можете обменяться своими впечатлениями от сеанса, проанализировать происходящее и свои ощущения во время совместного творчества.

Групповое рисование

Групповое рисование

Его преимущество в том, что участие в нём могут принимать все члены группы одновременно. Начните рисовать на листе бумаги (который получит каждый член группы, так же, как и цветные карандаши) что-то для себя очень важное.

По сигналу психотерапевта, передайте свой лист участнику слева, а сами получите от участника, находящегося справа от вас, его начатый рисунок, и продолжите работу над ним. Внося какие-то свои штрихи и дополнения.

По сигналу руководителя группы и этот рисунок передайте соседу слева, а сами получите от соседа справа следующий. И так – пока вам не вернётся ваш собственный рисунок, побывавший в руках всех членов группы и дополненный каждым из них в соответствии с их пониманием и ощущениями.

Попытайтесь разобраться в своих чувствах при виде этого коллективного творения. Поделитесь ими с другими членами группы.

Терапия искусством — это, прежде всего, простота самовыражения, возможность заглянуть в свой внутренний мир и сделать его светлее, веселее, красочнее

Техник и упражнений арт-терапии – великое множество. Они дают возможность ребёнку материализовать свой внутренний мир и взглянуть на него со стороны. Развивают моторику, воображение, творческие способности.

Подбирайте упражнения, учитывая возраст ребёнка и его психологическое состояние. Не пытайтесь влиять на результат. И вы довольно скоро убедитесь, что терапия искусством способна многое изменить в жизни вашего любимого чада и, соответственно, в вашей…

«Психология на холсте. Как это работает?»

  • Полина
  • Распечатать

Источник: https://babyzzz.ru/parents/9343.html

Арт-терапия для детей – применение, виды

Арт-терапия для детей - применение, виды Рубрика: Детская психология 26.12.2017   ·   : 0   ·   На чтение: 9 мин   ·   Просмотры:

На сегодняшний день разные психологические проблемы встречаются как у взрослых, так и у детей.

Однако, работа психолога с детьми во многом отличается от работы со взрослыми. Ведь у взрослых восприятие бывает логичным и структурированным в том случае, как у детей все наоборот. Именно поэтому с ребенком нужно говорить на его языке.

А что может быть лучшим методом в этом случае, чем арт-терапия?

Сам этот вид терапии является уникальным и, благодаря тому что в нем есть много методов и методик, да и разновидности, то он все больше и больше набирает популярность. И в данной статье мы поговорим на эту тему, рассматривая данную методику более подробно.

Применение

Специалисты данной области поняли одну истину: чем проще бывают упражнения и чем понятнее разные техники для людей, тем проще бывает клиенту раскрываться перед психологом.

А чем быстро раскрывается клиент, тем легче специалисту понять все что с ним происходит.

И на сегодняшний день такую популярную и легкую методику как арт-терапия широко используют в психотерапии, в проведении реабилитационных и корректирующих работ и даже сами родители зачастую пользуются этим методом для воздействия на своего ребенка.

Это не значит, что арт-терапия применима только в работе с детьми, так как на сегодняшний день специалистами она широко используется и во время работы со взрослыми.

Ведь всем легче выражать свои тревоги, чувства и внутренний дискомфорт с помощью искусства. А тот факт, что сам клиент не знает о том, как будут интерпретировать его творение, делает арт-терапию замечательной техникой.

Ведь в этом случае клиент уже не может »обманывать» психолога, прячась за словами.

Несколько слов о важном

Сама арт-терапия является методом в психотерапии, в котором используется творчество клиента во время работы с ним. В арт-терапии применяются такие виды искусства как рисование, лепка, сочинение, фотография, актерское мастерство и даже кино.

В работе, с помощью разных творческих поделок, клиент раскрывает себя. Это помогает психологу получить информацию о конкретном человеке, переделать его страхи, разные модели поведения, взгляд на мир и тому подобное.
Из особенностей данной техники можно привести четкость и структурированность. Именно эти особенности и помогают как клиенту, так и психологу.

Можно смело сказать, что все занятие, во время которого клиент включает творческое проявление самого себя, являются арт-терапией. Их можно использовать двумя способами:

  1. Терапевт дает конкретную тему или сюжет и пациент должен придерживаться этому сюжету;
  2. Клиенту предоставляется полная свобода и он может творить все что желает. После того, как клиент заканчивает, начинается обсуждение »творения», чтобы понять сюжет и тему.

Так что можно смело утверждать, что арт-терапия является творческим подходом к серьезным проблемам.

Виды арт-терапии

Важным и уникальным для арт-терапии является тот факт, что клиент во время проведения терапии (во время прохождения заданий) отдыхает и полностью расслабляется.

К тому же она способствует тому, чтобы клиент раскрылся, не боясь и не думая над тем, правильно ли делает то, что делает. Ведь в арт-терапии нет правильного или неправильного подхода. Если с годами человек может скрываться, лукавить, лгать, то в искусстве он этого делать не может. Когда человек творит, он остается собой.

Что касается видов арт-терапии, то тут можно выделить те, которые способствуют психотерапии:

  1. Изотерапия или изобразительное искусство – тут чаще всего используют лепку, рисование, роспись, воссоздание собственных снов. В современной психотерапии этот вид арт-терапии самый популярный.

    Во время этой терапии клиент расслаблен, ведь тут нет правильных ответов, главное это форма, цвет и размер рисунка. Человек может спокойно рисовать все то, что будет соответствовать его состоянию и настроению.

  2. Игровая терапия – тут терапевты чаще используют театральную игру и песочную терапию.

    Во время игровой терапии человек может моделировать необходимое поведение, проигрывать это поведение. Или же ее применяют в тех случаях, когда пациент слишком зажат и нужно освободить его от поведенческих зажимов и пробовать применять новую модель поведения.

  3. Фототерапия – одна из интересных видов арт-терапии.

    Несмотря на то, что фототерапия является самой молодой техникой, все же уже успела стать одной из популярных. Под ней понимается как само фотографирование, так и создание коллажей, украшение интерьера фотографиями, выбранными самим, создание фотогалереи и тому подобное. Во время этого метода пациент в некотором роде украшает мир и свое окружение.

    Он видит, находит эту красоту, снимает, а потом и преобразовывает свое окружение.

  4. Музыкотерапия – это подразумевает сочинение, проигрывание или же просто прослушивание музыки. Доказано, что когда человек слушает музыку, то может найти нужный настрой.

    Этот вид арт-терапии часто используют во время стрессов, при депрессивных расстройствах человека, в работе с теми, у кого нарушен сон или же болезнь Альцгеймера.

  5. Сказкотерапия – данный вид является многофункциональным и, отчасти, именно из-за этого является одной из популярных.

    Ведь сказкотерапия применима в работе со всеми возрастными группами и особенно эффективна в работе с детьми. Во время этого вида арт-терапии пациент либо слушает сказку, которую читает психолог, либо сам сочиняет сказку. Если человек просто слушает, то он может найти ответы на вопросы, которые мучают его.

    А когда пациент сам сочиняет сказку, то он там раскрывает (в большинстве случаев на бессознательном уровне) свои проблемы, тревоги, стремления, желания и самостоятельно ищет выход из трудных ситуаций.

  6. Библиотерапия – использование книг, литературы. Это во многом похоже на сказкотерапию.
  7. Имаготерапия – использование театра, образов.

    Тут терапевт предлагает сыграть пациенту определенную роль. Она применима больше во время групповой терапии, где человек может видеть себя и свои проблемы со стороны.

  8. Кинезитерапия – использование движений, танцев. Многие путают кинезитерапию с занятием танцами.

    Этот вид арт-терапии подразумевает свободное и спонтанное проявление своих движений в свободном танце. Иными словами, здесь клиент может двигаться (танцевать) так, как ему угодно и удобно. Тут нет инструкции и правил. Она нацелена на то, чтобы клиент мог освободиться и устранить негативные эмоции. Ведь все те эмоции, которые человек не выражает, скапливаются внутри человека и, в конечном итоге, приводят ему к тому, что психика человека начинает разрушаться. А во время танца человек может без проблем и не нанеся никакого вреда избавиться от накопившихся эмоции.

Важно понимать, что все виды арт-терапии направлены на то, чтобы человек мог выражаться и познавать самого себя. Так как зачастую бывает так, что даже сами взрослые люди бывают не в состоянии понять мотивы своих действий и не могут понять почему они поступили так, а не иначе. А арт-терапия помогает человеку раскрыться и дойти до самопонимания.

Арт-терапия в работе с детьми

Наверно каждый психотерапевт согласится с тем, что им труднее всего работать с детьми. Сложность работы с ребенком заключается в первую очередь в том, что ему трудно высказывать и объяснить то, что ему причиняет страх, тревогу, беспокойства и тому подобное. Нужно также учитывать, что и психика у детей является очень хрупкой и ранимой.

Именно поэтому арт-терапия является незаменимым средством в работе с детьми. Она с легкостью может выявить проблемы у ребенка или же корректировать как психические, так и поведенческие настрои малыша.

Из-за своей ранимости все дети с легкостью могут обижаться, испугаться, каждая мелочь у них может вызвать стресс, раздражение. Поэтому, как только родители замечают в поведении своего ребенка что-то некорректное или неправильное, то естественно начинают применять разные методы. Но, в конце концов, после того, как ничего не дает результатов, прибегают к арт-терапии.

Важно понимать, что наставления, критика, нравоучения, наказания, оскорбления и подобное не могут оказать нужный эффект и не могут помочь ребенку у которого есть проблемы.

Поэтому необходимо обратиться к специалисту, который с легкостью и без вреда для ребенка может выявить проблему и начать исправление.

Основными преимущества арт-терапии для детей это:

  • Защищенность;
  • Простота;
  • Доступность;
  • Заманчивость.

Во время арт-терапии ребенка никто и ничем не ограничивает, а, как известно, свобода дает человеку шанс раскрыться. И в этой расслабленной атмосфере ребенок раскрывает себя и свои страхи, делится тем, что мешает ему жить спокойно.

К сожалению, многим родителям для того, чтобы создать такую атмосферу, не хватает терпения, они критически относятся к своему ребенку и вечно контролируют его, говоря это можно, а это нельзя.

Все это приводит к еще больше зажатости детей и к новым психологическим проблемам.

Несмотря на то, что на сегодняшний день есть очень много видов арт-терапии, все же в работе с детьми чаще всего применяются следующие виды:

  1. Изотерапия – это очень распространённый вид арт-терапии, которая включает в себя рисование, лепку, работу с глиной и т.п. В начале работы ребенок может рисовать только каракули, но как только у него начнут разрушаться внутренние зажимы, то его рисунок будет дополняться все больше и больше, следуя определенному сюжету.
  2. Песочная терапия – помимо эффективности является полезной для развития мелкой моторики у детей, да и каждому ребенку причиняет огромное удовольствие играть с песком. Поэтому песочная терапия является одной из самых любимых видов самовыражения детей.
  3. Монотипия – во время этого вида арт-терапии на листке бумаги образовывают пятно, а ребенок описывает это пятно или же дорисовывает картинку.

Каждый метод в арт-терапии дает возможность ребенку раскрыться и, используя искусство, рассказать терапевту или взрослому о своей проблеме.

Однако этим не заканчивается миссия арт-терапии, так как благодаря ее и с помощью специалиста ребенок может не только показать свою проблему, но и поменять свое отношение, изменить модель поведения или же научиться новой стратегии поведения, которая поможет ему в конкретном случае. А непринужденность и свобода делают эту технику любимой для всех детей.

Кое-что напоследок

Как убедился каждый, арт-терапия является полезной как для детей, так и для взрослых. После работы с психотерапевтом клиент сможет избавиться от своих внутренних проблем, страхов, тревог, комплексов и т.п. А после этого у него освобождается свой потенциал и человек обретает уверенность в себе, что является бесценным.

Если же пациентом психотерапевта является ребенок, то работа будет эффективной только в том случае, когда специалист работает со всей семьей. Ведь именно там ребенок проводит свое время по большей части и именно в семье и формируется у него та или иная проблема.

Уже давно доказано, что в большинстве случаев причины разных психологических и личностных проблем у человека появляются в детстве. А это означает, что родители должны быть очень внимательны к своим детям.

Использование арт-терапии в современном мире очень популярно и для этого есть масса причин, о котором мы уже говорили выше. Когда человек понимает, что он может свободно самовыражаться и его творение никто не будет оценивать, то он начинает расслабляться и открывать себя и свой внутренний мир. А специалист спокойно наблюдает, не думая о том, что пациент может его обмануть.

Творчество – самая любимая вещь для детей, поэтому дети с охотой соглашаются на арт-терапию и более того, сами с удовольствием и с нетерпением ждут следующего сеанса.
Естественно, арт-терапия не волшебное направление, которое может избавить человека от всех бед и разных проблем. Но все же, недооценивать его положительное воздействие тоже нельзя.

Источник: https://psihter.ru/detskaya-psihologiya/art-terapiya-dlya-detey/

Арт-терапия в работе со взрослым или ребенком – цели, задачи и результаты психологической методики

Арт-терапия в работе со взрослым или ребенком - цели, задачи и результаты психологической методики

В психологии есть направление для коррекции психосоматических расстройств, основанное на использовании изобразительных искусств и других терапевтических методов.

Называется такая методика современной психотерапии арт-терапия, а входит в нее множество разных видов творчества для детей и упражнения для взрослых.

Такой подход помогает избавиться от страхов, сомнений или тягостных переживаний, выразить эмоции, состояния и развить творческие способности.

Лечение искусством – это один из эффективных методов психологической коррекции пациентов с разными расстройствами. Работа ведется с помощью рисунков, кино, музыки, театра или пения.

Арт-психология помогает пациенту преодолеть сложные барьеры в эмоциональном общении, учит художественному самовыражению и позволяют развивать скрытые таланты.

У этой техники нет противопоказаний – этой формой психотерапии можно заниматься вне зависимости от возраста, уровня интеллекта.

В специализированных медицинских центрах такой метод психотерапии используется при комплексном лечении алкогольной зависимости или наркомании, для облегчения состояния тяжелых онкологических больных.

Применение методики лечения искусством не регламентируется. Техники используются для коррекции сознания и у взрослых, и у детей.

Однако на практике эффективность терапии особенно проявляется при следующих случаях:

  • стрессах, нервных расстройствах, депрессиях;
  • низкой самооценке;
  • повышенной импульсивности, чувстве тревоги;
  • немотивированной агрессии;
  • неуправляемом чувстве ревности;
  • трудностях эмоционального или психического развития;
  • раздвоении личности;
  • наличии необоснованных страхов или фобий.

Польза

Преимуществ у арт-методик много.

Во-первых, при занятиях творчеством человек может выразить свой внутренний мир, показать свои эмоции и чувства, благодаря чему ощутить облегчение от выплеснутой информации.

Во-вторых, такой способ самореализации помогает понять психотерапевту суть проблемы, о которой человек не может сказать вслух, и значит – правильно предложить дальнейшее лечение или действия.

Цели арт-терапии

Можно подумать, что занятия танцами, постановка сценок или рисование помогают полностью излечиться – очищают подсознание, корректируют личность пациента. Однако это не совсем верная точка зрения. Терапия творчеством – дает пациентам стимул для достижения этих целей. Рассматриваются такие задачи:

  • создать оптимальные условия для клиента, которые способствуют четкой вербализации тех чувств, которые он привык в себе подавлять;
  • помочь найти правильный и социально приемлемый выход негативным и позитивным реакциям;
  • облегчить общий процесс лечения, устранить внутренние противоречия и конфликты;
  • получить визуализированные материалы, которые отражают внутренний мир человека;
  • наладить творческое общение;
  • развить чувство самодостаточности, повысить самооценку;
  • научить контролировать свои мысли, чувства и действия;
  • развить творческий потенциал.

Функции

Методы такой терапии несут в себе несколько функций:

  • Рефлексивно-коммуникативная. Благодаря процессам творчества происходит коррекция личности, формируются навыки правильной и адекватной оценки ситуации, развивается способность человека к жизни в обществе.
  • Катарсистеческая, или опустошающая. Психологи считают, занятия художественным творчеством помогают пациентам избавляться от негативных мыслей, страхов и фобий.
  • Регулятивная. Происходит снятие напряжения, человек получает положительные эмоции, за счет чего моделируется восприятие окружающего мира и сосредоточенность на процессе.

Для психологической коррекции используются разные виды творчества: рисование, лепку, создание кукол, танцы, музыку, театр или кино, песочный тренинг. Каждый человек может выбрать то, что ему больше всего нравится и развиваться в этом направлении. Однако из всей этой массы активно используются такие техники арт-терапии:

  • Изотерапия – воздействие на психоэмоциональный мир пациента при помощи живописи или скульптуры. Такое лечение выбирается для пациентов, которые плохо владеют устной речью, не могут правильно сформулировать или выразить свои мысли, чувства, переживания.
  • Библиотерапия – лечение чтением книг. Литература подбирается исходя из поставленных задач реабилитации и эмоционального состояния пациента. Важно, чтобы пациент не просто прочел книгу, а обсудил прочитанное с близкими, поделился своим пониманием изложенного текста.
  • Имаготерапия – лечение через театральные образы. С помощью этой методики психотерапевты учат своих пациентов правильно реагировать на тяжелые жизненные ситуации, контролировать свои чувства, развивают способности к перевоплощению. Зачастую трудное актерское мастерство способствует развитию правильной техники речи и координации.

Упражнения арт-терапии

Существуют разные арт-терапевтические упражнения, которые можно выполнять, не выходя из собственного дома. Проводить занятия можно как самостоятельно, так и в кругу семьи: с детьми или мужем.

Главное – создать спокойную, уютную атмосферы и подготовить все необходимое.

Поскольку основная задача этой методики – изменить плохое внутреннее состояние на хорошее, привести в норму мысли и чувства, то дома можно попробовать простое упражнение «Настроение»:

  1. Возьмите плотный чистый лист бумаги, цветные фломастеры, краски или карандаши.
  2. Нарисуйте на бумаге собственное настроение, используя ассоциативные предметы и фантазию.
  3. После того, как картина будет готова, добавьте в нее немного красок. Попробуйте сделать рисунок ярче или дорисовать мелкие детали – проще говоря, измените свое настроение ы лучшую сторону.

Еще одно простое задание изобразительного творчества из мира психологии поможет познать себя, лучше разбираться в эмоциональных переживаниях. Называется оно «Автопортрет». Он помогает поднять самооценку, стимулирует на работу над собственной внешностью:

  1. На бумаге нарисуйте себя самого: только портрет, по пояс или в полный рост.
  2. Когда рисунок будет готов, рассмотрите его, подумайте: что бы вы хотели изменить или добавить.
  3. Дорисуйте недостающие детали картинки.

Арт-терапия для детей

Назначается детям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, сиротам. Она помогает в реабилитации после операций.

Нужна методика в кризисные периоды подросткам и маленьким из благополучных семей: при первом посещении детского садика или когда ребенок пошел в первый класс.

Групповые занятия помогают найти способы общения с другими детьми, реализовать себя в творческом самовыражении, учат усидчивости. В зависимости от проблем выбираются такие методы арт-терапии в работе с детьми:

  • Детям, скупым на эмоции, для самопознания арт-терапевт порекомендует занятия, направленные на передачу характера предмета. Применяются: лепка из пластилина или глины, рисование.
  • При межличностных конфликтах в детском коллективе или семье выбирается комплексный подход – создание художественного объекта, где каждый участник должен внести свой вклад в занятия по арт-терапии.
  • Если у ребенка есть сильные страхи, он молчалив и угрюм – попробуйте рисование.
  • Активным деткам подойдут такие направления психотерапии: танцы, пение или гимнастика.

Отзывы

Сергей, 42 года

У моего тестя был микроинсульт. После того, как мы забрали его домой, он стал зацикленным на внутренних переживаниях, молчаливым. Решить психологическую проблему помогли индивидуальные занятия живописью. Арт-терапевт вернул нам прежнего человека – сейчас он охотно возится с внуками, улучшалась координация, он снова стал душой компании.

Александра, 35 лет

Моему ребенку поставили диагноз – нарушение речи. После того, как он прошел пятимесячный курс творческой терапии, наметились значительные изменения. Занятия групповой психотерапией и опытный специалист по лепке заставили его больше общаться со сверстниками, научили усидчивости, развили фантазию и улучшили речь. Сейчас он болтает без умолку.

Информация представленная в статье носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.

Источник: https://sovets.net/13316-art-terapiya.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.