Автоматизм


Автоматизм – Психологос

Автоматизм – то, что человек делает автоматически; ситуативные действия, которые происходят машинально и само собой, без обдумывания, без предваряющего желания либо замысла.

​​​​​​​

Так люди обычно дышат, подносят ложку ко рту, привычно умываются, делают радостные глаза при встрече и жмут руку при прощании – без желания, не вдумываясь, на автомате. Многие так же и мыслят, и говорят.

Автоматизмы следует отличать от автоматического поведения (автоматического реагирования): автоматизм ситуативен и в этом плане – случаен, а автоматическое реагирование – скорее система и проблемный образ жизни.

​​​​​​​

Что стоит за автоматизмами? – Самые разные вещи. Верования… рефлексы, привычки, вплоть до образа жизни… Естественные эмоциональные реакции, стереотипы поведения – все это автоматизмы.

Взгляд нейрофизиолога на автоматизмы см.→

Как формируются автоматизмы? – Иногда автоматизм может сформироваться и в результате эмоционального запечатления, но в первую очередь автоматизм формируется как результат повторения.

Если мы передвигаем ноги последние несколько десятков лет, они у нас делают шаги вполне автоматически. Если вы пользуетесь вилкой и ножом несколько раз в день, то манипуляции этими столовыми приборами у вас также происходят на уровне автоматизма.

Важно: автоматизм формируется, если у человека есть внутреннее согласие с тем, что он делает. Если человека заставлять делать движения, против которых у него внутренний протест, то даже сотни повторений автоматизм не сформируют: точнее, сформируется автоматизм внутреннего протеста на данное движение.

Виды автоматизмов

Автоматизмы разнообразны, как и сама жизнь, и только в силу невнимательности к ним мы не всегда замечаем, сколько их и сколько их разновидностей: простые и потрясающей сложности, внешние и внутренние, автоматизмы тела и духа, с контролем и без, осознанные и нет.

В автоматизмы превращается все, что мы делаем часто и без внутреннего сопротивления, и, понятно, в первую очередь это вполне простые, а то и примитивные действия: почистить зубы, завязать шнурки. Если человек часто, постоянно, ежедневно и ежечасно делает действия сложные, то в автоматизмы переходят и они.

Вести машину в плотном потоке, отслеживая светофоры и мгновенно перестраиваясь в нужный ряд – для опытного водителя это естественный автоматизм, он же – высочайшее искусство.

Автоматизмом может становиться не только внешнее поведение, но и внутреннее: кто-то привык автоматически вспыхивать возмущением, для кого-то за годы жизни стало естественным восхищение и забота.

Любовь как радостная забота может становиться автоматизмом как и любое другое внутреннее поведение, для этого достаточно совершать заботливые действия в отношении того, кто нам дорог, многие дни и годы, не забывая напоминать себе, какое это счастье – любить! Автоматизмом становится теплые интонации, мягкие руки, привычка думать о другом… Автоматизмом становится все то, что является образом жизни. У тех, кто это практикует постоянно, на уровень автоматизма переходят конструктивное мышление и запоминание нужного, свободное воображение и внимательное осознавание.

Автоматизмы, как правило, не осознаются – зачем? Однако никаких препятствий тому, чтобы автоматизмы были осознанными – нет, йоговская практика осознанного дыхания тому яркий пример. Более того, сама осознанность тех или иных действий у развитого человека может перейти на уровень автоматизма.

У верующего это умная молитва, у актера – его монологи, у писателя его тексты, – все это сопровождается обязательной, автоматической осознанностью, а иногда – и автоматической прочувственностью.

Возможно, что именно привычка осознанности (или отсутствие такой привычки) отличает людей, умеющих контролировать свои автоматизмы, от тех, у кого автоматизмы случаются сами, помимо их воли и желания.

Автоматизмы в человеческой жизни

Как правило, наши автоматизмы не привлекают наше внимание и поэтому не являются предметом осмысления, пока кто-то другой наше внимание на наши автоматизмы не обратил.

“Что ты все время возражаешь?” “Зачем во время еды ставишь локти на стол?” “Распрямись, не сутулься!” – это тоже разговор о наших автоматизмах.

Хороши или нет автоматизмы, вообще сказать нельзя, все очень конкретно. Автоматизмы воспитанного человека – радость, автоматизмы невротика и психопата – беда. Если человек думает перед каждым действием, его поведение неловко и заторможено, и перевод части действий в автоматизмы освобождает голову от ненужной работы, делает реакции более быстрыми, а поведение – более естественным.

В спорте, на войне и в профессиональной деятельности без автоматизмов – никак. Пока удары спортсмена не отработаны до автоматизма, ему рано думать о победе. Новобранца, не владеющего автоматизмами, нельзя пускать в бой. Нужные навыки должны быть отработаны до уровня автоматизма, см.→

С другой стороны, плоха и другая крайность, когда человек отвыкает думать, ленится чувствовать и желать, начинает жить одними автоматизмами: да, его жизнь упрощается, но беднеет. Автоматизмы заменяют ответственность, человек становится менее гибким: если, конечно, в него не был встроен автоматизм каждый день отказываться от привычек старых и нарабатывать новые.

Наверное, все таки важнее не количество автоматизмом, а их содержание и качество: если у человека автоматизм думать, любить и развиваться, это неплохое приобретение!

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/avtomatizm

Психические автоматизмы. Психотерапевтическая клиника. Лечение

Психические автоматизмы — ощущение отчуждения, внешнего воздействия на мысли. Одна из разновидностей эндогенного психического расстройства. Включает в себя псевдогаллюцинации, бредовые идеи воздействия психического и физического характера, чувство отчуждённости, неестественности, «сделанности» собственных движений, поступков и мышления.

Психические автоматизмы

Продолжение — Ощущение, что кто-то другой может управлять Вашими мыслями.

Ощущение того, что Вашими мыслями, эмоциями, движениями могут управлять или как-либо воздействовать является частым симптомом нарушений работы нервной системы, одна из форм проявления психических автоматизмов.

Такие нарушения могут быть как временными и обратимыми, не требующими специальной медицинской помощи (доброкачественными), таки могут быть и проявлениями тяжелых психических расстройств и нарушений поведения, при которых необходима срочная психиатрическая помощь.

Идеаторный (ассоциативный) психический автоматизм — ощущение «вкладывания» чужих мыслей, ощущение открытости мыслей (ощущение, что мысли известны окружающим), ощущения звучания собственных мыслей, хищения мыслей. Характерно ощущение, что эмоции человек испытывает не самостоятельно, а под влиянием сторонней силы.

Сенестопатический психический автоматизм

Сенестопатический психический автоматизм — проявление сенестопатий, висцеральных галлюцинаций и псевдогаллюцинаций, «под влиянием чужого воздействия» (аппаратов, пришельцев, соседей, магиии, колдовства и др.).

Моторный психический автоматизм

Моторный (кинестетический) психический автоматизм — ощущения, что любые движения осуществляются не по его собственной воле, а под влиянием стороннего воздействия. Проявление речедвигательных псевдогаллюцинаций — ощущения, что слова, которые он говорит, произносятся помимо его воли, под влиянием «внешнего воздействия».

Формы психических автоматизмов

В легких случаях испытывающий эти состояния человек может воспринимать такие воздействия как чуждые, болезненные и тяготиться этим, иногда даже пытаться бороться с этим, искать помощи у психологов и (или) докторов психиатров и психотерапевтов.

В тяжелых случаях (как правило, при психических расстройствах, протекающих с нарушениями мышления) заболевший утрачивает способность относиться к таким переживаниям с критикой и у него может формироваться убеждение, что существуют внешние силы (люди, организации, устройства), которые специально наводят мысли, забирают, вкладывают мысли. В таких случаях близким очень трудно организовать консультацию психиатра, так как сам болеющий не чувствует, что заболел, а на попытки родных или окружающих отвести его к доктору может реагировать агрессивно.

Происхождение ощущений, что посторонние силы могут управлять Вашими мыслями, до конца не изучено.

Еще в конце 19 века немецкий психиатр Вернике был убежден, что подобные ощущения развивались вследствие раздражения определенных участков коры головного мозга.

Позже, великий отечественный ученый И.П.Павлов, отталкиваясь от большого количества опытного материала, сделал заключение, что многие нарушения высших психических функций (в том числе и изменения качества мыслей) могут быть следствием неполного торможения коры головного мозга и сохраняющихся очагов возбуждения.

Большинство ученых нейрофизиологов и психиатров в настоящее время склоняются к тому, что такие чувства имеют биологическую почву в виде нарушения взаимодействия нейронов. Большинство колдунов, целителей, ясновидящих и других представителей ненаучной парадигмы видят в этом феномене следствие внешнего воздействия на человека (сглаз, порча, телепатическое воздействие и т.д.

), но традиционная академическая наука полностью отрицает такое объяснение.

Отдельно следует описать синдром психического автоматизма, который является проявлением грубого нарушения ассоциативных процессов при тяжело протекающем шизофреническом психозе.

При синдроме психического автоматизма заболевшие чувствуют, что все явления психики (мысли, память, эмоции, ощущения) чужды им, и они как – бы навязаны извне, «сделаны внешним воздействием», искусственно кем – то или чем – то делаются и управляются.

В таких случаях внушенные или наведенные со стороны мысли могут восприниматься больным как «особые голоса внутри головы», которые, как кажется, могут быть слышимыми даже окружающими.

Врачи психиатры называют такие состояния синдромом психического автоматизма Кандинского–Клерамбо, и считают такие состояния специфичными для шизофрении.

Такие больные разубеждению, отвлечению не поддаются, поэтому для лечения не редко приходится прибегать и различным хитростям или, в тяжелых бредовых состояниях, к не добровольной госпитализации через суды.

В настоящее время существует только два способа помощи при синдроме Кандинского–Клерамбо:

— медикаментозная терапия нейролептиками и

— шоковые методы лечения (электро судорожная терапия, инсулинотерапия, атропиновая терапия).

1. Ощущения, что кто-то другой может управлять Вашими мыслями, действиями и ощущениями человек может испытывать при отравлениях психостимуляторами (амфетаминами, метамфетаминами, кокаином и другими). Кроме нарушений мышления в таких состояниях развивается бессонница, ускоряется речь, появляются импульсивные действия и агрессивное поведения. Как правило, после того как интоксикация психостимуляторами заканчивается, наступает крепкий и продолжительный сон, после которого ощущения открытости мыслей и того что ими могут управлять проходит. 2. При тяжело протекающем алкоголизме, переходящем из второй стадии в третью, на фоне отказа от алкоголя, после периода бессонницы развиваются особый вид психозов – алкогольный делирий (в народе – «белая горячка»). Описаны такие виды делириев, при котором при относительно не помраченном сознании заболевший испытывает наплывы ощущений, что кто-то другой может управлять Вашими мыслями.

4. Причиной ощущений управления другими Вашими мыслями (помимо отравления алкоголем и продуктами его полураспада (ацетальдегид, кетоновые тела и др.

), является предрасположенность к эндогенным заболеваниям в виде особой организации высших психических функций.

Исход таких психозов разный: от благоприятного с полным обратным развитием симптомов и восстановлением мышления, до неблагоприятного с развитием прогрессирующего эндогенного заболевания с нарастанием нарушений мышления.

5. Следует отметить, что состояния, при которых появляются ощущения, что кто-то другой может управлять Вашими мыслями, могут испытывать и здоровые люди в периоды переутомления или длительно текущего стресса.

В таких случаях, кроме ощущений управления мыслями нарушается сон (затрудняется засыпание, появляются частые и ранние пробуждения).

В случаях переутомления ощущение, что кто-то другой может управлять Вашими мыслями, чаще всего не постоянны, не четко выражены и после отдыха с длительным и глубоким сном прекращаются полностью.

Следует подчеркнуть, что ощущение, что кто-то другой может управлять Вашими мыслями – серьезное основание для посещения врача психиатра или врача психотерапевта для того чтобы убедиться, что нет заболевания или если, все – таки, признаки расстройства будут выявлены, можно будет начать адекватное лечения, которое требует срочной медицинской помощи.

Лечение психических автоматизмов

Звоните +7 (495) 135-44-02

Мы помогаем в самых тяжелых случаях!

Источник: https://brainklinik.ru/psihicheskie-avtomatizmy/

Автоматизм восприятия: синдром психического автоматизма

Любое автоматическое устройство существует, чтобы облегчить жизнь людей. Как всякий механизм, созданный для того чтобы выполнять за человека какую-либо однотипную работу, автоматизмы восприятия на бессознательном уровне «думают» за людей.

Для чего нужны автоматизмы?

Автоматизмы – это простые действия, которые индивид совершает бессознательно, машинально, без обдумывания. Они освобождают время человека и ресурсы его сознания для чего-то более важного – для осмысленной, творческой, целенаправленной деятельности.

Автоматизм восприятия – тип автоматизмов; результат бессознательного формирования целостного образа предмета, явления или процесса.

Благодаря автоматизмам, человек воспринимает и быстро узнает предмет, действие или другого человека, если он их уже видел и взаимодействовал с ними. Благодаря работе восприятия, не нужно изучать известные предметы, учиться осуществлять привычные действия и заново знакомиться с окружающими людьми.

Автоматизмы бывают двух видов:

  1. Первичные. По большому счету, это безусловные, то есть врожденные рефлексы. Например, чтобы сделать вдох не приходится ставить сознательную цель, не возникает даже такого желания. Всю врожденно-рефлекторную работу человек выполняет «на автомате».
  2. Вторичные. Эти автоматизмы образуются прижизненно в результате формирования условных рефлексов или как продукт воспитания, культуры, быта. Привычки, навыки, стереотипы, ошибки мышления и прочее – это вторичные автоматизмы. Все они формируются постепенно в процессе социализации индивида.

Когда-то, впервые взяв зубную щетку в руки, ребенок испытывал большие трудности с тем, чтобы как следует почистить зубки, но во взрослом возрасте это настолько привычное занятие, что человек порой не может вспомнить чистил он зубы с утра или нет, ведь он делает это каждый день «на автопилоте».

Автоматически, не подключая сознание, взрослый человек совершает множество действий: ходит, ест, моргает, дышит, застегивает пуговицы, поворачивает кран, включает свет, говорит, пишет, читает и многое другое.

Какими были бы люди, если б бессознательное не принимало участия в регулировании поведения, если бы не было автоматизмов? Ответ прост: людям приходилось бы все делать каждый раз как в первый раз: как младенец учиться ходить, как первоклассник учиться писать, как новичок печатать на компьютерной клавиатуре и так далее.

Проблема автоматизации психики

Наверное, психика человека не развилась бы вовсе, а интеллект не был столь высок, если б не возникли автоматизмы. Они берут на себя всю простую, незначительную, стереотипную работу, а также поддержание жизнедеятельности организма для того, чтобы у человека осталось время на развитие своей личности.

Проблема в том, что нередко большинство повседневных действий превращается во вторичные автоматизмы.

  В результате человек перестает развиваться, начинает скучать, и каждый день становится «днем сурка».

Когда все одинаково серо, привычно, однообразно, до боли знакомо, рождается либо смирение, либо внутреннее возмущение: «Я не робот! Я хочу прожить яркую жизнь!».

Вот почему так важно приобретать новые знания и навыки, менять привычки, общаться, бывать на природе, путешествовать, развиваться – делать что-то новое или по-новому.

Каждый раз, когда что-то происходит впервые или по-новому, без подключения сознания не обойтись. Нельзя «на автомате» выполнять незнакомое действие, невозможно автоматически, не изучив воспринимаемый уникальный объект или явление, составить представление о нем.

При восприятии чего-то нового, возникает интерес и мыслительная задача: познать неизведанное.

В голове при восприятии нового рождаются вопросы, стимулирующие познавательную деятельность. Мозг «включается», «просыпается» сознание и человек начинает думать, а значит и развиваться!

Поэтому познавательный интерес необычайно высок у маленьких детей. Они еще не знают об опасностях, поэтому смело тянутся ручками и пытаются попробовать на зуб все подряд. И взрослые в поисках ответов на вопросы иногда серьезно рискуют.

Итак, первичные и вторичные автоматизмы восприятия облегчают жизнь человека, позволяют ему в привычных ситуациях не тратить время на познание и принятие решений. Но в то же время и упрощают ее порой до такой степени, что человек становится легко управляемым, часто ошибается, принимает желаемое за действительное, оказывается в рамках стереотипов – перестает думать и размышлять.

Если все автоматически принимать на веру, можно потерять способность критически мыслить, быть творцом своей судьбы и превратиться в «марионетку».

Автоматизм восприятия и формирующие его факторы

Восприятие – это психический познавательный процесс, благодаря которому объекты окружающего мира воспринимаются целиком, как единый образ.

Восприятие складывается из комплекса ощущений. Например, если ощущения такие:

  • запах свежий, резкий, приятный, бодрящий,
  • тактильные ощущения готовят, что предмет умещается в ладони, достаточно твердый, при этом поверхность его шероховатая,
  • на вкус кисло-сладкий, сочный,
  • звуков не издает,
  • на вид шарообразный и оранжевый.

Восприятие, сложив все эти ощущения разных модальностей в целостный образ, моментально и автоматически выдает результат – это апельсин.

При отсутствии одной из модальностей, воспринимать мир сложнее. Не видя или не слыша, дольше приходится познавать предмет, явление или процесс.

В зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в процессе восприятия, различают следующие его виды:

  • зрительное,
  • слуховое,
  • осязательное,
  • вкусовое,
  • обонятельное.

Существует также еще и двигательное восприятие, но оно, как правило, полностью не осознается человеком, хотя и сопутствует зрению, слуху, вкусу, запаху, прикосновениям.

Например, когда человек воспринимает вкус посредством рецепторов, находящихся на языке, большая роль отводится и движениям языка. Вкус еды покажется разным, если ее проглотить, не прожевывая или сначала разжевать.

Восприятие зависит не только от внешних факторов (размера, движения, повторяемости, новизны и узнаваемости объекта), но и от особенностей личности самого воспринимающего субъекта, то есть от:

  1. Личного опыта человека. Каждый учится на личном опыте. Например, если кто-то никогда не видел айву, но видел яблоко, он автоматически воспримет ее как яблоко, так как эти фрукты похожи.
  2. Потребностей и мотивации. Человек всегда быстрее воспринимает то, что является актуальным и востребованным лично для него. Этим часто пользуются создатели рекламы. Если нужно продать какой-нибудь невостребованный продукт, его ассоциативно связывают с важной человеческой потребностью для того, чтобы автоматически он был воспринят как нужный.
  3. Стереотипности и установок. Эти два фактора как никакие другие формируют автоматизмы восприятия. Человек видит то, что ожидает увидеть, то, что, по его мнению, должно быть увидено и переубедить его бывает чрезвычайно сложно. Случается так, что люди просто отказывается верить своим глазам и продолжают настойчиво ошибаться.

На вторичные автоматизмы восприятия влияет еще множество других личностных особенностей. Например, то, насколько человек оптимистично смотрит на жизнь. Известно выражение, которое, по сути, является риторическим вопросом «Стакан на половину пуст или на половину полон?». Оптимист автоматически воспринимает стакан как на половину полный сосуд, а пессимист – как на половину пустой.

Обман восприятия

Из-за того, что человек привыкает воспринимать вещи и явления определенным образом, обмануться ему достаточно легко. Это известно всем и каждому. Если маленькому ребенку не понравился творог, и он отказывается его кушать, мама начинает придумывать «фокусы» и делает все, чтоб ребенок съел творог, приняв его за что-то другое или просто не заметив.

Самые яркие примеры, демонстрирующие работу автоматизма восприятия – зрительные иллюзии.

Примеры зрительных иллюзий:

  • светлые объекты на темном фоне кажутся больше, чем они есть на самом деле,
  • кажется крупнее объект, окруженный мелкими предметами,
  • вертикальные линии воспринимаются как более длинные, нежели горизонтальные,
  • движущийся удаленный предмет смотрится как передвигающийся медленнее, чем более близкий.

Человек привыкает видеть предметы определенным образом и механически узнает их именно тогда, когда они представлены в привычном виде. Если же он видит предмет в непривычном виде, то думает, что зрение его обманывает, что это другой предмет.

Но обман зрения не обман как таковой, а особенность зрительного восприятия. Если бы глаза у человека были устроены иначе, видимый мир был бы другим и то, что сейчас кажется правильным и нормальным, казалось бы аномальным, невозможным, сумасшедшим.

Восприятие строится на определенных принципах:

  1. Выделение фигуры из фона.
  2. Неизменность объекта в процессе восприятия (или принцип константности).
  3. Группировка однообразных стимулов в единое целое.

Группируются объекты тоже по определенным законам:

  • расположенное близко воспринимается как единое,
  • подобное воспринимается вместе,
  • пробелы в фигуре заполняются до замкнутого образа,
  • скорее человеку увидится непрерывная форма, нежели сложная комбинация,
  • близкое во времени и пространстве воспринимается как одно и то же,
  • стимулы, проявленные в одной зоне, воспринимаются как группа.

Все эти и другие законы и закономерности порождают первичные и вторичные автоматизмы восприятия, толкающие людей видеть мир лишь определенным образом.

Отрицательные и положительные изменения в автоматизмах

В норме автоматизмы восприятия являются компонентами сознательно регулируемых действий. А вот их обособление или изменение может свидетельствовать о психической патологии либо же о гениальности.

Синдром психического автоматизма (также называемый синдром Кандинского-Клерамбо) проявляется как искаженное восприятие ощущений и действий.

Психически больной человек думает, что кто-то чужой или какая-то сила насильственно вкладывает в его голову идеи, мысли, совершает за него поступки и так далее.

В случае психической болезни, индивид обособляет восприятие мира от своего «Я», все кажется не таким как надо, чужим, враждебным.

Есть и другие психические автоматизмы такие, например, как сомнамбулический или гипнотический. Но это все крайности. Если же автоматизм восприятия снижен осознанно и в целом процесс восприятия не нарушен, изменения в личности происходят со знаком «плюс»!

Если индивид умеет смотреть на вещи словно бы в первый раз, с интересом, критически, с разных сторон и ракурсов, он видит больше, нежели «нормальный» человек. Умение не принимать на веру увиденное и повышенный познавательный интерес формируют неординарную, творческую личность.

Яблоки, созревая, испокон веков падали с ветки на землю и люди воспринимали это как должное, нормальное явление. Но почему-то именно И. Ньютон обратил особое внимание на этот процесс, воспринял его не автоматически, а критически и задался вопросом «Почему яблоко подает на землю?», после чего сделал гениальное открытие силы земного притяжения, а сам стал великим ученым.

Гениальность и творчество порой видятся как безумство и рьяно критикуются людьми. Творец иногда действительно словно бы балансирует на грани между психической нормой и патологией, особенно в том случае, если создаваемый им продукт абсолютно уникален.

Почему все дети вскоре после того как научатся говорить, превращаются в «почемучек»? По причине малого количества автоматизмов восприятия. Ребенок все видит впервые, всему учится, ему все интересно, поэтому и возникает масса вопросов, на многие из которых не могут ответить не то чтобы родители, но и ученые.

Мышление детей изначально образное, творческое, необычное и только со времен все больше вторичных автоматизмов и стереотипов заполняют сознание, взрослые перестают задавать вопросы и научаются жить «как все».

Люди с меньшим количеством вторичных автоматизмов восприятия, сумевшие сохранить живой, детский интерес к жизни и познанию, более креативные личности, способные быть творцами своей судьбы.

Ждем Вашей оценки

(: 2, 4,50 из 5)
Загрузка…

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕСВЕТСКИЕ НОВОСТИ

Источник: https://ourmind.ru/avtomatizm-vospriyatiya

Автоматизм

Автоматизм – особенность двигательных проявлений организма, характеризующаяся отсутствием контроля со стороны воли или сознания. Важнейшими признаками автоматических актов являются:

  1. их самопроизвольность, то ееть видимая независимость от внешних побуждений;
  2. механичность (стереотипная повторяемость их совершения).

К автоматизмам относят, прежде всего, так называемые непроизвольные движения, например, сокращения сердца, движения лёгких, желудка, кишечника и других органов, имеющих гладкую мускулатуру. Также автоматизмами называют действия, осуществляемые без контроля сознания, по привычке, инстинктивно или в состояниях, когда сознание выключено.

Возникновение автоматических актов такого рода лучше всего объясняется действием условных рефлексов, возникших на основе часто повторяемых, заученных сокращённых формул движений и поступков. Известен тот факт, что правильность выполнения таких действий как приём пищи, одевание, письмо, привычная механическая работа и пр.

, может нарушаться при вмешательстве сознательных усилий.

Автоматизм психическийсостояние, в котором кажущиеся целесообразными, иногда довольно сложные поступки и действия совершаются при выключении нормального сознания с последующей амнезией. Такие явления обычно наблюдаются при истерических и эпилептических сумеречных состояниях.

Психический автоматизм считается одной из характерных особенностей поведения шизофреников, переживающих бред воздействия – ощущение, что больным руководит чужая воля.Автоматизм медуллярныйавтоматическая подчиняемость, бессознательное выполнение внушённых извне поступков; является симптомом каталептических и кататонических состояний.

Сюда относятся: эхолалия, эхопраксия, восковая гибкость и др.

ОБЪЯВЛЕНИЯ

>> Венерология

Атопический дерматит – генетически обусловленное хроническое рецидивирующее заболевание кожи, характеризующееся первично возникающим зудом, воспалением, эритематозно-папулёзной сыпью с явлениями лихенизации.

Заболеваемость атопическим дерматитом среди детей достигает 15-30%, среди взрослого населения – около 2-10%. Последние исследования показывают рост заболеваемости во всём мире.

Раннее начало заболевания в 45% случаев регистрируется в течение первых 6 месяцев, в 60% – в течение первого года жизни, в 85% случаев – в возрасте от 1 года до 5 лет.

Классификация атопического дерматита

Общепринятой классификации атопического дерматита не существует.

При систематизации сведений, касающихся клинических особенностей течения болезни, учитывают такие параметры, как время возникновения процесса, его локализацию и распространённость, степень тяжести, преобладание в клинике тех или иных морфологических элементов, а также наличие и характер осложнений заболевания. Таким образом, классификация атопического дерматита делится, как минимум, на четыре части:

По времени развитиямладенческая фаза (до 2 лет);детская фаза (от 2 до завершения полового созревания);взрослая фаза (от 13 лет и старше).

По локализацииограниченно-локализованный – площадь поражения не превышает 10% кожного покрова;распространённый – площадь поражения составляет от 10 до 50% кожного покрова;диффузный – площадь поражения превышает 50% кожного покрова, болезнь протекает волнообразно с неоднократными обострениями и разными по длительности периодами ремиссий.По степени тяжестилёгкий – преимущественно ограниченно-локализованные проявления, кожный зуд выражен незначительно, обострения редкие и недлительные, выраженный эффект от проводимой терапии;среднетяжёлый – распространённое поражение, обострения более длительные и частые (до 3-4 раз в год), лечение не всегда даёт выраженный эффект;тяжёлый – распространённый или диффузный характер поражения, отмечается выраженный зуд, обострения длительные, чередуются с редкими и непродолжительными периодами ремиссии, лечение даёт незначительное и кратковременное улучшение.По преобладанию в клинической картине тех или иных морфологических элементовэкссудативная форма – отёк, эритема, микровезикулы с мокнутием и образованием корок;эритематозно-сквамозная форма – эритема, шелушение в виде сливающихся очагов с нечёткими границами;эритематозно-сквамозная форма с лихенизацией – множественные папулы и лихенизация;лихеноидная форма – папулы сливаются в сплошные очаги со сравнительно чёткими границами, имеется шелушение;пруригоподобная форма – большое количество пруригоподобных, сильно зудящих папул, геморрагические корки, множественные экскориации.

Этиология и патогенез атопического дерматита

Атопический дерматит относится к мультифакторным патологиям. Наследование происходит по полигенному типу, вследствие чего наличие атопии у родителей повышает риск развития и тяжёлого течения атопического дерматита у детей. Роль пускового механизма играют проникающие через кожу и слизистые оболочки повсеместно распространённые аллергены.

В качестве этиологических факторов рассматривается сенсибилизация к пищевым аллергенам, особенно в детском возрасте. Сенсибилизация к пыльцевым, эпидермальным, бытовым и бактериальным аллергенам в большей степени характерна для старшего возраста.

Однако реагиновый тип аллергической реакции не единственный в патогенезе атопического дерматита: в разное или одно и то же время в нём принимают участие цитокины с противоположным действием, продуцируемые антагонистическими популяциями Th1- и Th2-лимфоцитов.

В то же время, во всех стадиях болезни Т-лимфоцитарная инфильтрация и экспрессия цитокинов типа 2 ИЛ-4/ИЛ-13 сохраняется. В последнее время обращают внимание на участие в патогенезе Т-лимфоцитов из популяций Treg и Th17.

Иммуногенез атопического дерматита определяется особенностями генетически запрограммированного иммунного ответа на антиген под воздействием различных провоцирующих факторов.

Длительная экспозиция антигена, стимуляция Th2-клеток, выработка аллергенспецифических IgE-антител, дегрануляция тучных клеток, эозинофильная инфильтрация и воспаление, усиливаемые повреждением кератиноцитов в результате расчёсов, – всё это приводит к развитию хронического воспаления, которое играет важнейшую роль в патогенезе кожной гиперреактивности.

В качестве триггерных факторов развития атопического дерматита определённую роль играет микробная флора (Staphylococcus aureus, Candida spp., Malassezia spp.), инфекционные заболевания верхних дыхательных путей.

Роль половых гормонов подтверждается обострениями или ремиссиями, возникающими в зависимости от фазы менструального цикла, в период беременности и менопаузы.

Указывается на роль стресса как фактора, способствующего проявлению и поддержанию патологического процесса.

Клиническая картина атопического дерматита

Клиническая картина атопического дерматита чрезвычайно разнообразна и зависит главным образом от возраста, в котором проявляется заболевание.

Начавшись в грудном возрасте, болезнь часто с ремиссиями различной продолжительности может продлиться и до полового созревания, а иногда сохраняется до конца жизни. В некоторых случаях наблюдаются абортивные, кратковременные формы.

Возраст начала заболевания не строго приурочен к ранним месяцам жизни. Симптомы атопического дерматита могут впервые проявляться на 2-3 году жизни и даже в позднем зрелом возрасте.

Клиническая картина атопического дерматита развивается в несколько стадий: начальную стадию, период обострения (острую, подострую и хроническую фазы), стадию ремиссии и стадию выздоровления. Заболевание в хронической форме характеризуется сезонными и внесезонными ремиссиями. Отличительной чертой заболевания являются ремиссии в летние месяцы.

Однако, в некоторых случаях наблюдаются обострения болезни в весенне-летний период, особенно это касается больных с сопутствующими поллинозами или респираторной атопией.

Внесезонные рецидивы атопического дерматита могут быть обусловлены многими факторами, как то: обострения соматических заболеваний, погрешности в диете, стрессовые ситуации, контакты с раздражающими веществами и пр.

Частые и длительные обострения атопического дерматита обычно приурочены к определённым возрастным периодам. Грудной и ранний детский возраст в большинстве случаев являются периодом наибольшей выраженности симптомов заболевания.

Частые обострения болезни отмечаются в возрасте 7-8 лет (начало школьных занятий), а также в период полового созревания. В тридцатилетнем возрасте (чаще у женщин) заболевание после многолетней ремиссии может рецидивировать в виде хронической экземы кистей и стоп.

В отдельных случаях атопический дерматит с тяжёлым непрерывным течением, распространяясь, даёт картину, схожую с эритродермией, и переходит в четвёртую декаду жизни.

Характерным симптомом атопического дерматита является интенсивный зуд, который может сохраняться даже при исчезновении кожных высыпаний. Зуд может иметь постоянный или приступообразный характер, отличается упорством, может усиливаться в вечернее и ночное время, вызывая бессонницу.

Помимо изменений, связанных с расчёсами (геморрагические корочки, экскориации и пр.), у больных обычно выражены сухость и шелушение кожи. Кроме того, атопический дерматит характеризуется эритемой, везикулами, воспалительными (экзематозными), фолликулярными, лихеноидными, пруригинозными и полигональными папулами.

Важным диагностическим признаком атопического дерматита является наличие очагов лихенификации.

В соответствии с возрастной динамикой симптомов атопического дерматита отмечают некоторые особенности в клинической картине заболевания и локализации поражений кожи. В то же время, ведущим постоянным симптомом всегда остаётся интенсивный зуд кожи.

Клиническая картина атопического дерматита у детей в возрасте до 2 лет (младенческая фаза) имеет некоторые особенности: остро- и подостровоспалительный характер поражений со склонностью к формированию сильно мокнущих очагов. Чаще всего заболевание проявляется на коже лица; постепенно в процесс вовлекаются другие участки кожи.

Первичные очаги отёчные, красного цвета, нередко шелушащиеся. При более остром течении на коже появляются мелкие пузырьки, мокнутье, трещины, корки. В результате постоянного раздражения от чесания кожа становится плотной, с резко подчёркнутым рисунком. Возможно пояаление волдырей.

В большинстве случаев заболевания прослеживается связь с пищевыми раздражителями.

Детская фаза атопического дерматита (от 2 до завершения полового созревания) характеризуется хроническим рецидивирующим течением, часто зависящим от времени года. Обострения болезни наблюдаются обычно в весенний и осенний периоды.

Тяжёлые обострения могут чередоваться с продолжительными периодами ремиссии, во время которых дети чувствуют себя практически здоровыми. Выраженное мокнутие кожи для этой стадии не характерно. Преобладают отёчные узелки, расчесы, склонность к образованию очагов лихенификации, выраженность которых с возрастом нарастает.

Характерный симптом этой стадии заболевания – неравномерная окраска кожи, которая бывает особенно заметна в верхней части спины.

К концу детской стадии возможно формирование типичных для атопического дерматита изменений на лице; формируется пигментация на веках (особенно нижних), характерная складка кожи под нижним веком (линия Денье-Моргана). В большинстве случаев возникает поражение красной каймы и кожи губ.

Взрослая фаза атопического дерматита характеризуется меньшей склонностью к острым воспалительным реакциям и менее выраженной реакцией на аллергические раздражители. Основной жалобой больных является интенсивный кожный зуд. На участках, наиболее подверженных расчёсам, кожа становится лихенифицированной. Экземоподобные высыпания возникают преимущественно в периоды обострения болезни.

Отмечается выраженная сухость кожи, белый дермографизм, усиленный пиломоторный рефлекс. В результате сильного кожного зуда на местах расчёсов могут наблюдаться рубчики и неравномерная окраска кожи. Больные отмечают связь обострений симптоматики атопического дерматита со стрессовыми ситуациями, которые могут нарушать сезонность заболевания.

Наблюдается значительное улучшение состояния в летнее время.

Лечение атопического дерматита

Лечение атопического дерматита проводится с учётом возрастной стадии заболевания, клинических проявлений и сопутствующих патологий. Тактика лечения детей и взрослых принципиально отличается.

Кроме того, отсутствуют единые стандарты лечения больных в острой и хронической фазах заболевания, а также при разной степени тяжести процесса.

Лечение больных атопическим дерматитом должно быть индивидуально и направлено в первую очередь на устранение ведущих клинических симптомов заболевания с последующим введением профилактической программы.

В случаях, когда атопический дерматит является проявлением атопического синдрома (сопутствует астма, ринит и т.д.) или заболевание спровоцировано дисфункцией других органов и систем, обеспечивают коррекцию выявленных сопутствующих заболеваний. Например, в детском возрасте важную роль играют функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта, в пубертатном – эндокринные дисфункции и т.д.

В целом принципы и этапы лечения можно свести к следующему:

В острый период атопического дерматита назначается интенсивная терапия (в зависимости от тяжести заболевания) для снятия остроты процесса (глюкокортикостероиды, антигистаминные препараты, плазмаферез); по показаниям назначают антибактериальные, антигрибковые препараты; базисная терапия (в зависимости от ведущего патогенетического механизма) включает антимедиаторы, мембраностабилизаторы.

В период затихания симптомов назначается поддерживающее и превентивное лечение: применяются мембраностабилизаторы, иммуномодуляторы, витамины, энтеросорбенты, физиотерапия.

В стадии ремиссии проводят профилактические мероприятия, направленные на предотвращение рецидивов заболевания: специфическую иммунотерапию, курсы гистаглобулина, немедикаментозные и физиотерапевтические методы, дезаллергизацию быта больного.

Во все периоды необходима гипоаллергенная и элиминационная диета (если аллерген известен).

Источники:1. Дерматовенерология. Национальное руководство. Краткое издание / под ред. Ю.С. Бутова, Ю.К. Скрипкина, О.Л. Иванова. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013.2. Современные подходы к лечению атопического дерматита / Г.И.

Дрынов // Российский Аллергологический Журнал №4 – 2004.3. Атопический дерматит: Руководство для врачей / под ред. Ю.В. Сергеева. – М.: Медицина для всех, 2002.

4. Кожные и венерические болезни / Е.В. Соколовский – Спб.

:Фолиант, 2008.

Источник: http://zalogzdorovya.ru/view_slovar.php?id=14

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мое Здоровье