Баттаризм

Содержание

Баттаризм и полтерн (спотыкание в речи): что это такое? Диагностика, симптомы и рекомендации родителям и учителям

Баттаризм

Баттаризм — это такая патология, при которой повышенный темп речи чередуется с толчкообразными остановками для дыхания. Часто искажаются или не договариваются отдельные слова, искажаются фразы, пропускаются слоги и слова.

Основные речевые симптомы баттаризма:

  • перестановка или выбрасывание из предложения слов;
  • неправильное оформление мысли;
  • перестановка в слове букв или слогов;
  • несоответствие ритма речи и скорости мышления.

Неречевые симптомы:

  • возможно беззвучное движение губы и языка;
  • характерны расстройство дикции и дыхания;
  • нарушается письмо (характерны замены, пропуски);
  • внимание неустойчиво;
  • некритичность (человек может вообще не замечать речевого дефекта);
  • логичность мышления снижена;
  • отмечается разбросанность мыслей.

Для полтерна характерны несудорожные нарушения темпа ускоренной речи (паузы, запинки). На первый взгляд очень похоже на заикание, но есть существенные различия. При спотыканиях (полтерне) дети не видят собственный дефект, а при заикании — осознают его и очень стесняются.

Внимание к речи заикающихся детей приводит к ухудшению, а дети с тахилалией начинают говорить лучше. Недостаток внимания приводит к обратному результату в каждом из случаев.

Их почерк тоже отличается: заикающиеся дети растягивают слова, а дети с патологией баттаризм или полтерн — сжимают.

Характерные симптомы

  • запинки, спонтанные паузы;
  • неправильное образование звуков, носовой оттенок речи;
  • перестановки, повторы букв и слогов;
  • повышенная эмоциональность;
  • при письме тоже происходит замена и перестановка букв и слогов.
  • нарушение координации и моторики;
  • отсутствие познавательных интересов;
  • неумение сосредотачиваться;
  • снижение слуховой, зрительной и моторной памяти;
  • при возбуждении наблюдается покраснение кожи, потливость рук и лица, тахикардия.

Формы полтерна:

  • 1-я — моторные расстройства (определяются ускоренной речью и сбоями в артикуляции звуков);
  • 2-я — сенсорные расстройства (отсутствие слухового внимания);
  • 3-я — сложности с подбором нужных слов;
  • 4-я — спотыкание — спонтанные остановки, растягивание гласных, необоснованные восклицания.

При таких патологиях, как баттаризм и полтерн, дети отличаются бедностью словарного запаса, расстройствами дикции, дыхания, изменением тембра голоса. Дети не могут запомнить прочитанное или услышанное. При письме: как говорят, так и пишут.

Диагностика, лечение и коррекция при патологии

Сегодня логопеды выдвигают различные причины возникновения подобных расстройств, но основными считают такие факторы:

  • преобладание процесса возбуждения над процессом торможения как результат определенных нарушений центральной нервной системы;
  • привычка, подражание людям, имеющим похожий дефект речи;
  • несоответствие между развитием речевых возможностей и желанием сказать;
  • наследственность;
  • опухоли, травмы, нейроинфекции;
  • маниакально-депрессивный и органический психоз, шизофрения, псевдобульбарный паралич, эпилепсия, олигофрения.

Корректировать данные патологии можно лишь комплексно, включая логопедическое, медицинское и психотерапевтическое воздействие. Поэтому родители, столкнувшиеся с подобной проблемой, должны понимать, что без консультации специалистов для назначения эффективного курса лечения не обойтись. Искать причины лучше методом исключения, пройдя обследования у невролога, психиатра и логопеда.

Мероприятия по диагностике баттаризма и полтерна следующие:

  • составление анамнеза больного;
  • электроэнцефалография;
  • эхоэнцефалография;
  • МРТ головного мозга.

При необходимости ребенку могут быть назначены медикаментозная и физиотерапия, ЛФК, нейроседативный массаж.

Коррекция речи психотерапевтом и логопедом может длиться от 2,5 до 12 месяцев и проходит в несколько этапов:

  • 1 этап: режим молчания; психотерапевтические мероприятия по снятию возбудимости, логопедические игры в форме диалога;
  • 2 этап: работа по замедлению темпа речи; речевые разминки в виде счета (например, от 30 до 50 или десятками от 20 до 90 и обратно); установка на замедление всех психомоторных процессов;
  • 3 этап: работа над редактированием мысли: пересказы, составление речевых описаний, упражнения на подражания;
  • 4 этап: участие в групповой работе над коллективным рассказом (каждый включается в работу по сигналу логопеда), тренировка речи во время общения вне стен кабинета (интерактивные игры «Микрофон» и т.п.); медленное чтение вслух и про себя.
  • 5 этап: подготовка к публичному выступлению.

Большую роль в коррекции баттаризма и полтерна  играют родители и школьные учителя.

Советы учителям по работе с детьми, страдающими полтерном и баттаризмом

При планировании занятий с проблемными детьми целесообразно отдавать предпочтение следующим формам работы:

  • Пересказ отрывка текста, декламирование с жестикуляцией и без, рассказ, чтение текстов в ролях, чтение фразы по одному слову, упражнения на выразительность речи, чтение через прорезь.
  • Интерактивные игры на развитие логического мышления, придумывание вариантов сюжетных ситуаций.
  • Упражнения на преодоление дефектов внутренней речи, ответы на вопросы, составление плана ответа, математических задач, тестов.
  • Развитие слухового внимания: заучивание услышанных пословиц, четверостиший, а позже — небольших отрывков в прозе.
  • Работа над темпом речи: движения под счет, счет, сопровождающийся движением; проговаривание по слогам с отстукиванием, чтение под метроном.

Конечно же, работа с логопедом принесет результат гораздо быстрее. Однако не всегда у родителей есть возможность найти специалиста. Не стоит отчаиваться. Если у ребенка нет серьезных отклонений состояния здоровья, то родители могут попытаться выполнить коррекцию темпа речи самостоятельно. Мы настоятельно рекомендуем обращаться к специалистам.

Упражнения для занятия с ребенком

Вот несколько упражнений, которые родители могут выполнять вместе с ребенком, играя:

  • На восстановление дыхания: Принять удобное положение, вдохнуть через нос, наполнив живот и грудную клетку воздухом. Выдохнуть также через нос, повторив движения не менее 5 раз.
  • На задержку дыхания. Дыхание выполнять по технике первого упражнения, задерживая его сначала на 2, 3, 4 и 5 секунд.
  • Мычание. Набрать в легкие побольше воздуха и на выдохе проговорить любую фразу или детский стишок, петь гласные звуки и слова по слогам, резко выбрасывать воздух со звуком «ХААА» и пр.

Существует множество логопедических игр, которые можно проводить в домашней обстановке. Самостоятельно можно освоить игры для мелкой моторики, для формирования чувства ритма, правильного вдоха и выдоха, на расширение диапазона голоса, развитие темпа речи.

Посоветовать игры и дать рекомендации по конкретному ребенку может только специалист. Не занимайтесь самолечением.

На заметку: эффективность занятий возрастет, если проводить их под легкое музыкальное сопровождение в спокойной обстановке. Занятия нужно проводить регулярно.

Об авторе: Забродина Наталья Николаевна, учитель математики, физики и астрономии.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/logoped/problemy/6021_battarizm_i_poltern_u_detey

Тахилалия: причины, симптомы, диагностика, методы коррекции

Тахилалия — это патологическое нарушение темпов речи. Ребенок говорит очень быстро. За одну минуту произносит в 2-3 раза больше звуков, чем положено по нормам.

Понять, что говорит дошкольник, практически невозможно. Его речь невнятна, поток звуков не останавливается даже для вдоха. Одновременно с высказыванием ребенок двигает руками, ногами, головой, помогая себе произносить слова.

Виды

Классификация ускоренной речи основывается на особенностях произношения, дополнительных симптомах заболевания. Выделяют 3 вида тахилалии:

  1. Чистая форма. Характеризуется быстрым темпом произношения. Фонемы, синтаксические единицы не изменяются, фонетические ошибки отсутствуют.
  2. Полтерн. Ребенок в процессе говорения как бы «спотыкается», делает неоправданные паузы, запинки. С трудом подбирает слова для оформления мысли. Без причин повторяет уже сказанные слоги и слова. Полтерн легко спутать с логоневрозом. Стоит обратить внимание на страх перед речью, наличие судорожных движений в момент артикуляции. При «спотыкании» они отсутствуют.
  3. Баттаризм. Нарушено речевое дыхание. Ребенок захлебывается во время артикуляции. Произносит фразу в ускоренном темпе, но глотает слоги, слова, не может выстроить предложение в правильную лексическую конструкцию.

Причины

По статистическим данным психологов, неврологов, тахилалия чаще диагностируется у нервных, быстро возбуждаемых детей, страдающих гиперактивностью.

К причинам возникновения нарушений относят и следующие:

  • Наследственность
  • Расстройства темпов внутренней речи
  • Задержка темпов торможения
  • Копирование речи окружающих
  • Неправильное воспитание речи ребенка в семье. Нежелание взрослых выслушать длинную медленную тираду малыша вынуждает его торопиться при артикуляции.
  • Психические расстройства.

Симптомы

Диагностировать тахилалия у детей можно по речевым и неречевым признакам. К первым относятся:

  • экспрессивность речи;
  • заминки при разговоре;
  • нарушения речевого дыхания;
  • произношение более 20 звуков за секунду (норма не более 12);
  • неоднократное повторение фонем, слов;
  • пропуск звуков, искажение фонем;
  • нарушение интонации;
  • отсутствие логических пауз меду словами и фразами;
  • артикуляционная моторика;
  • нарушение письменной речи;
  • трудности в обучении чтению;
  • облегченное произношение небольших предложений;
  • нарушение координации речевого аппарата;
  • несоответствие внутренней и внешней речи.

Среди неречевых симптомов выделяют:

  • моторное беспокойство;
  • активная жестикуляция;
  • нарушения сна;
  • гиперактивность;
  • дезориентация;
  • низкий уровень концентрации внимания;
  • нарушения всех видов памяти;
  • отсутствие последовательности, логичности мышления;
  • вегетативные нарушения различной этиологии (потливость, возбудимость, учащение ритма сердца).

Диагностика

Для того чтобы распознать речевую патологию у ребенка, необходимо обратиться в первую очередь не к логопеду, а к неврологу, психиатру. Диагностирование заболевание происходит на основе анализа внешних проявлений и лабораторных методов исследования.

Чаще всего доктор советует провести дошкольнику следующие процедуры:

  1. ЭЭГ: для выявления признаков эпилепсии, нарушений в работе структур головного мозга.
  2. Эхограмма (УЗИ): определит наличие или отсутствие опухолей, новообразований.
  3. МРТ: выявит органические поражения мозга.

Обязательным условием диагностики речевого нарушения является собеседование с психиатром. Специалист определяет уровень развития дошкольника, находит внутренние семейные, бытовые причины развития патологии. Исключает или подтверждает наличие психических отклонений.

Психолог помогает определить уровень моторного, сенсорного, волевого, познавательного развития.

Речевая функция обследуется логопедом. Тщательному анализу подвергается состояние речевого моторики, акустического аппарата, способности расставлять ударения, паузы, темпы речи и письма.

Психолог, психиатр, логопед используют диагностические тесты, специализированные задания при осмотре малыша.

Диагноз тахилалия ставится после полного обследования дошкольника, сбора анамнеза и анализов результатов диагностики от всех специалистов.

Коррекция

Работа по преодолению подобных нарушений у дошкольников состоит из нескольких частей:

  1. Медикаментозное лечение. Назначается неврологом, психиатром. Это успокоительные препараты, нормализующие процессы ЦНС.
  2. Общеукрепляющие процедуры. Закаливание, физиотерапия, нормализация общих движений. Это упражнения на замедления темпа, тренировка координации, выработка навыков плавности, ритмичности.
  3. Логопедическая работа. Направлена на развитие правильного едения, ритмичного чтения, плавного дыхания, внятной спокойной речи, общего поведения в коллективе, расширение словарного запаса.

Поговорим подробнее о коррекционной работе логопеда с дошкольником. Рекомендуем использовать следующий набор упражнений и задания для устранения тахилалии в детском возрасте.

Дыхательные упражнения

Ребенок должен дышать ритмично, контролирую процессы вдохов-выдохов. Длительность вдоха — 3 секунды, выдоха — тоже 3, между ними короткая пауза = 1 секунда. Вдохнули, считаем 1-2-3, пауза — 1, выдох -1-2-3.
Сначала считает педагог, потом ребенок про себя. Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот. Упражнение повторять 4 раза несколько раз в день.

Дышим при ходьбе. Шаг — вдох, 2 шага — выдох, шаг — пауза. Повторить 3-4 раза несколько раз в день.

Произношение звуков на выдохе. Встаем прямо, делаем обычный вдох, с выдохом проговариваем звук Ш, Ф, Х. Следите за спокойным состоянием щек, они не должны надуваться. Вдох длится не менее 5 секунд. Повторять упражнение с одной буквой 4 раза. Через несколько дней звук можно поменять.

Произносим слоги. Ребенок спокойно дышит, встает прямо. Имитирует жевательные движения, на выдохе медленно произносит слоги: ХММА — ХММО, ХММУ-ХММЮ, ХНННИ-ХММИ и т.д.

Говорим слова на выдохе. Дошкольник делает медленный глубокий вдох, на выдохе медленно считает до 5 вслух. Если ему хватает воздуха для произношения всех цифр, увеличьте их количество, чтобы возникла необходимость добора кислорода. Повторяйте упражнение 4 раза.

Логоритмика

Упражнения необходимы для установления правильного ритма движений, артикуляций. Ребенок приучается контролировать темп речи.

  • Речевая разминка. Дошкольник не должен сосредотачиваться на речевом материале. Выбирайте любую смысловую группу слов. Под медленный счет шагает и произносит месяца, названия дней недели, считает.
  • Медленно шагаем по кругу, хлопаем в ладоши в темпе речи. Произносим женские имена, части тела человека. Следите за ритмом речи.
  • Собираем грибы, урожай на огороде. Ребенок ходит по залу, подбирает с пола игрушечные фрукты, овощи, грибы. Называет их. Движения и артикуляция происходят в замедленном темпе.

Усвоение медленного темпа речи

  • Прослушивание записи с текстом. Диктор читает очень медленно. Материал не должен быть большой, сложный. Ребенку необходимо запомнить текст и повторить так же медленно.
  • Прослушивание ускоренной записи с монологом диктора. Повторяем в медленном темпе.
  • Пение в заданном ритме. Используйте магнитофонную запись. Ребенок должен петь синхронно с записью. Останавливайте его, если он убегает вперед.
  • Совместное проговаривание текстов, фраз. Логопед говорит предложение, потом повторяет его одновременно с воспитанником. Добейтесь синхронности, медленного темпа. Повторяйте фразу несколько раз до получения положительного результата.

Работа с текстом

Подходит для читающих детей. Воспользуйтесь ритмичными текстами, пословицами, поговорками. Ребенок должен прочитывать их по слогам, громко вслух.

Педагог может отхлопывать ритм прочтения, чтобы ребенок не сбивался и не торопился.

  • Задания по сокращения или удлинению текста.

Дошкольнику предлагается небольшой рассказ. Его нужно прочитать вслух, осознать смысл. Пересказать с сокращением или прибавлением собственных ощущений от прочитанного.

  • Составление предложений с предложенными словами

Педагог предлагает синонимичный ряд. Например, зима — холодное время года — стужа и т.д. Дошкольник должен составить с ними предложения, произнести их четко в замедленном ритме.

  • Пересказ известного текста

Воспитанник ДОУ пересказывает известную ему историю, сказку. Следите за паузами, лексикой, формулированием мыслей, последовательностью изложения.

Коррекционная работа с детьми, страдающими тахилалией, занимает не менее 6 месяцев, при полтерне, баттаризме не менее года.

Профилактика

Ребенок подражает взрослым во всем. Основным методом профилактики ускоренного ритма речи является правильный образец речевого общения. Следите за формированием артикуляционных привычек у дошкольника с самого раннего возраста. Останавливайте его речь, если он торопится, захлебывается, контролируйте дыхание и четкость произношения.

Источник: https://orechi.ru/narusheniya-rechi/tahilaliya

Ускоренный темп речи. Тахилалия, полтерн, баттаризм

Тахилалия, полтерн, баттаризм — всё это разновидности патологически ускоренного темпа речи.  Не стоит отчаиваться, если вы столкнулись с такими речевыми нарушениями.  Курс логопедических занятий поможет справиться с такой проблемой, как  тахилалия.

Тахилалия

В чистом виде это просто патологически ускоренный темп речи.

Причины тахилалии

Тахилалия возникает при патологическом преобладании процессов возбуждения над процессами торможения.  Разные исследователи выделяют много разных причин. К ним относят  и генетическую предрасположенность ,  и  нарушения функционирования подкорковых образований, и подражание неряшливой быстрой речи окружающих.

 Симптоматика тахилалии

Проявляется как в речевых, так и в неречевых симптомах.

1. Ненормально быстрый темп речи, но фонетика и синтаксис резко не искажаются.

2. Неудержимая стремительность речи.

3. Расстройства речевого внимания, повторы, запинки, перестановки слогов, неясность произношения фраз.

4. Расстройства внутренней речи.

5. Нарушения письменной речи.

6. Нарушения  общей моторики (ускорен  темп всех движений,  гиперактивность,  часто встречаются тики)

7. Невротичность, моторное беспокойство даже  во сне, вспыльчивость, лёгкая возбудимиость.

8. Неустойчивое внимание, очень быстро переключаются с объекта на объект. Страдают все виды памяти.  Речь не успевает за скачками  мыслей.

Тахилалия очень  часто сочетается с другими речевыми проблемами.

Разновидности тахилалии

Полтерн (спотыкание) – когда при наличии тахилалии наблюдается прерывистость  темпа  несудорожного характера.   Сочетается с нарушением общей и речевой моторики.  Может встречаться на фоне других нарушений речи.

Баттаризм – разновидность тахилалии, когда из-за нарушения речевого внимания и тяжёлого нарушения темпа речи неправильно формируется фраза. Он также часто сочетается с другими нарушениями речи.

Симптоматика  полтерн и баттаризма

При баттаризме и полтерн так же  имеются как речевые, так и неречевые симптомы.

1. Нарушения устной речи (поспешность, нарушения в образовании отдельных звуков, перестановки, пропуски, изменения звуков и слогов, выпадения слов и фраз).  Речь состоит из коротких мало связанных между собой предложений.

2. Спотыкания в речи. Звук произносится не сразу. Могут  беззвучно двигаться губы и язык, напоминая судорогоподобные  движения.

3. Нарушения дыхания, дикции.

4. Нарушения голоса (нет звонкости, встречается монотон, симптомы перенапряжения голоса)

5. Нарушения чтения (при чтении длинные фразы делятся на короткие, теряется основная мысль читаемого).

6. Нарушения письма (остановки руки в процессе, пропуски, замены, перестановки слогов и букв, слов и целых фраз).

7. Нарушена общая моторика (стремительность, быстрые повороты, разбросанность движений, гримасы).

8. Неустойчивость внимания (не умеют слушать других, плохо улавливают мысли и не запоминают их)

9. Разбросанность мышления, недостаточная логичность.

10. Некритичность ( часто не замечают своего дефекта, взрослые редко сами обращаются за помощью).

Дифференциальная диагностика тахилалии

Очень важно отличать тахилалию и её разновидности от заикания. Внешне речь при этом нарушении очень может напоминать заикание, но она заметно отличается своим темпом. При этом страх речи практически отсутствует.

При привлечении внимания к речи, она значительно улучшается. Тики  у лиц  с тахилалией не связаны с речью, у заикающихся  же сопутствующие движения возникают обычно во время речи.

Коррекционная работа при тахилалии

Коррекционное воздействие осуществляется комплексно.

Медицинское воздействие включает успокаивающее, общеукрепляющее, воздействие в зависимости от того, насколько выражены  беспокойство, раздражительность, гиперактивность.

Психотерапия  направлена на перевоспитание личности, на социализацию.

Рекомендуется лечебная физкультура. При выполнении упражнений тренируются тормозные реакции, выдержка, сосредоточенность, внимание. Все упражнения проводятся под счёт или  под мелодичную музыку в медленном темпе, плавно, спокойно.

Логопедическая работа во многом сходна с коррекцией заикания, но логопед учитывает механизмы и симптомы именно этого нарушения.  Обязательно в логопедическую коррекцию включается логоритмика.  Основой таких занятий является медленный темп.

В работе по преодолению полтерн и баттаризма очень важным является формирование понятий и  грамматически правильное  их выражение.  Работа по преодолению  нарушений  темпа речи  часто является профилактикой заикания.

Прогноз тахилалии

Он во многом зависит  от структуры дефекта  (нарушение выражено в чистой форме или является проявлением более сложного синдрома). Огромное значение имеет умственное  развитие  и поведение человека.

Преодоление тахилалии так же зависит и от окружающих, от сотрудничества родных с врачом и логопедом, от своевременности и комплексности воздействия.

В этой статье я затронула  тему  коррекции  различных видов  ускоренного темпа речи. Тахилалия и её разновидности  являются сложными и не до конца изученными речевыми нарушениями.

Источник: http://vashlogoped-online.ru/dochkolniki/uskorennyiy-temp-rechi-tahilaliya-poltern-battarizm

Тахилалия

Тахилалия

Тахилалия – нарушение темпа речепроизводства, характеризующееся патологически быстрым речевым потоком. При тахилалии значительно ускорен темп речи и общей моторики; отмечаются повторения, запинки, «проглатывания», искажения слогов и слов, нарушения письма и чтения.

Пациент с тахилалией должен быть всесторонне обследован неврологом, психиатром, логопедом и психологом.

Коррекционная работа при тахилалии включает комплексное медицинское, психотерапевтическое и логопедическое воздействие (бальнеотерапия, ЛФК, аутогенная тренировка, речевые упражнения, логопедическая ритмика и др.).

Тахилалия (тахифразия) – чрезмерно скорый, неряшливый речевой поток, затрудняющий восприятие и понимание речи окружающими. Наряду с брадилалией (замедленной речью), тахилалия рассматривается как расстройство темпо-ритмической организации речи.

В отличие от заикания, при тахилалии речевые судороги отсутствуют, однако не исключается переход несудорожных речевых запинок в судорожные.

Структуру дефекта при тахилалии составляет патологически быстрый темп устной речи, нарушения письменной речи, моторное беспокойство, ускорение протекания всех психических процессов.

Классификация тахилалии

Кроме чистых форм тахилалии, встречаются формы патологически ускоренной речи, сочетающиеся с нарушениями фонетики, лексики и грамматики. К таким комбинированным формам относят баттаризм (парафразию) и полтерн (спотыкание).

При баттаризме, наряду с тяжелым расстройством темпа речи, имеет место неправильное построение фразы, аграмматизмы.

Полтерн характеризуется патологически убыстренным, прерывистым темпом речи с несудорожными запинками и паузами. Данная форма тахилалии неоднородна; внутри нее выделяют:

  • полтерн с моторными нарушениями (быстрый темп речи с неправильным артикулированием звуков)
  • полтерн с сенсорными нарушениями (быстрый темп речи с нарушением слухового внимания)
  • полтерн с трудностями подбора слов
  • полтерн с трудностями формулировки речи

Причины тахилалии

В логопедии существуют различные взгляды на причины и механизмы тахилалии.

Ускоренный темп речи может наследоваться детьми от ближайших родственников, однако чаще возникновении тахилалии происходит на почве подражания торопливой речи окружающих или и неправильных приемов воспитания детской речи.

К тахилалии более склонны неуравновешенные, легко возбудимые, гиперактивные дети. Возникнув в детском возрасте, тахилалия без специальной коррекции усиливается в подростковом периоде и нередко сопутствует человеку во взрослой жизни.

Возможно развитие тахилалии у больных с опухолями головного мозга; лиц, перенесших ЧМТ, нейроинфекции, нейрохирургические вмешательства. Полтерн может наблюдаться у пациентов с псевдобульбарным параличом, хореей, олигофренией, эпилепсией.

В основе патогенеза тахилалии лежит превалирование процессов возбуждения над торможением, что, в свою очередь, приводит к расстройствам темпа внутренней и внешней речи.

Исследования показывают, что преобладание подкоркового ядра паллидума обусловливает повышенную двигательную активность.

Однако при этом движения в общей и артикуляционной моторике становятся недостаточно координированными, что сопровождается расстройством ритма, темпа, плавности речи.

Тахилалия (псевдотахилалия) может являться симптомом психических расстройств: шизофрении, маниакально-депрессивного психоза, органического психоза и др.

Пациентов с тахилалией отмечает наличие характерной речевой и неречевой симптоматики. Главной характеристикой речи при тахилалии служит ее аномально убыстренный темп: в секунду произносится 20-30 звуков вместо 10-12, как при обычном, среднем темпе.

Торопливая речь сопровождается запинками, повторами, перестановками, «проглатыванием» слогов и слов, невнятностью произношения фраз. Такой стремительный речевой поток практически невозможно понять.

Привлечение внимания говорящего к своей речи на некоторое время ослабляет патологические проявления тахилалии, однако темп речи по-прежнему остается высоким по сравнению с нормой.

Наряду с экспрессивной речью, при тахилалии нарушается внутренняя и письменная речь. Возникающие в сознании слова быстро сменяют друг друга, еще до того, как человек успевает их произнести. При чтении и письме звуки, буквы и слоги переставляются местами, заменяются близкими по акустическим или графическим признакам.

Неречевые проявления тахилалии характеризуются нарушениями общей моторики, эмоционально-волевой сферы, поведения, вегетативной нервной системы.

Под стать речи, все движения пациента с тахилалией быстры и стремительны; моторное беспокойство отмечается не только во время бодрствования, но и во сне.

Познавательная сфера отличается неустойчивостью, быстрой переключаемостью внимания, недостаточным объемом моторной, слуховой и зрительной памяти. При резком возбуждении (волнении и споре) легко возникают вазомоторные реакции: потливость, тахикардия, покраснение кожных покровов.

При баттаризме и полтерн нарушаются все стороны речевой деятельности: экспрессивная и импрессивная речь, голос, просодика, речевое дыхание, артикуляционная моторика, лексика, грамматика, семантика.

Медицинское обследование пациентов с тахилалией проводится неврологом и психиатром. При этом выясняется сопутствующая неврологическая симптоматика, состояние интеллекта, психические отклонения. В этом помогают данные анамнеза, жалобы, наблюдение, инструментальные исследования (электроэнцефалография, Эхо-ЭГ, МРТ головного мозга и др.).

Диагностическое обследование речи при тахилалии проводится логопедом. При этом исследуется состояние речевой моторики, особенности экспрессивной речи (звукопроизношения, лексики, грамматики, связной речи) и специфических форм речи (сопряженной, отраженной, шепотной, ритмической).

При диагностике устной речи особое внимание обращается на темпо-ритмические характеристики, ударение, паузацию, характеристику голоса. Диагностика письменной речи при тахилалии включает задания на списывание и самостоятельное письмо, чтение слов, фраз и текстов с оценкой их скорости и качества.

Психологом проводится обследование сенсорной, познавательной, эмоционально-волевой сферы.

Тщательное медицинское и логопедическое обследование позволяет дифференцировать тахилалию от заикания и дизартрии.

Коррекция тахилалии

Коррекционная работа при тахилалии склыдывается из медицинского, психотерапевтического и логопедического воздействия. Пациентам с тахилалией назначается медикаментозная терапия, физиотерапия, специальные комплексы лечебной физкультуры, нейроседативный массаж, бальнеотерапия, занятия с психологом.

Целью логопедической работы при тахилалии является выработка навыка спокойной, неторопливой, плавной, ритмичной речи.

Логопедические занятия по коррекции тахилалии проводятся в коллективной форме, организуя и дисциплинируя пациентов. На первом этапе пациентам назначается режим максимального ограничения речи.

Работа по усвоению медленного темпа речи начинается с использования сопряженной, отраженной речи, вопросно-ответной беседы. На занятиях используется речевая зарядка, логоритмика, речевые упражнения под такт, громкое чтение, прослушивание образцов правильной речи.

На заключительном этапе в работу вводятся пересказы, коллективные рассказы, чтение про себя и, наконец, – публичное выступление, которое затем подвергается анализу.

Курс коррекционной работы при тахилалии занимает 2,5-3 месяца; у детей – до 6-12 месяцев. При рецидивах тахилалии проводятся повторные комплексы занятий.

Прогноз и профилактика тахилалии

Возможность преодоления тахилалии определяется наличием у пациента невротических и психических расстройств, активностью сотрудничества пациента и его родственников с врачом и логопедом, микросоциальной средой, структурой дефекта. При баттаризме и полтерн прогноз неопределенный.

Профилактика тахилалии включает предупреждение и лечение травм головы, нервно-психических нарушений, инфекций и опухолей мозга; заботу о нервно-психическом развитии детей и правильном формировании их речи.

Источник: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/tachylalia

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть