Бернштейна метод

Содержание

Методика «Последовательность событий» А.Н. Бернштейна : изучаем особенности мышления дошкольников и младших школьников

Бернштейна метод

Важная характеристика зрелой личности — умение выстраивать логику событий. Формирование этого навыка начинается в раннем возрасте и необходимо для успешного обучения в школе. Определить степень развития у малыша способности воспроизведения правильной последовательности явлений и действий, а также тренировать речь поможет методика сюжетных рисунков А. Н. Бернштейна.

Характеристика методики А. Н. Бернштейна

Основная цель методики «Последовательность событий» — исследование умения строить самостоятельные умозаключения, делать обобщения, выдерживать причинно-следственные связи, а также диагностика уровня сообразительности.

Было бы крайне нелогично руководствоваться в жизни только логикой.

Лешек Кумор, польский киновед и афорист

Автор методики, описанной в 1911 году — отечественный учёный Александр Николаевич Бернштейн, российский психотерапевт, один из основателей и энтузиастов отечественной психоаналитической школы. Будучи убеждённым сторонником идеи о перспективности нового психоаналитического учения, он стал автором программ и методических рекомендаций для исследования интеллектуальной сферы человека.

В современной психологической практике инструкция, рекомендации и этапы практической реализации опыта несколько изменены, модернизированы и усовершенствованы.

Обычно метод используется для выяснения степени готовности ребёнка к школе. Востребована методика А. Н.

Бернштейна и в клинической психологии как средство выявления олигофрении и умственной отсталости, а также дальнейшей терапии проблемы развития.

Применение методики «Последовательность событий» для дошкольников и младших школьников

Обычно тестирование проводится индивидуально с каждым ребёнком, но может применяться и в небольшой группе. Живой диалог помогает ребёнку активизировать коммуникационные навыки, раскрыться эмоционально. Дополнением может стать письменная работа или рисунок.

Коллективная форма тестирования позволяет создать непринуждённую атмосферу

Исследователь обращается с такими словами: «Посмотри внимательно, перед тобой несколько картинок, на которых изображено одно и то же событие. Но их кто-то перемешал и спутал.

Тебе необходимо разобраться, какую историю хотел рассказать художник. Начни с определения первой картинки, положи её сюда, потом определись со второй и всеми остальными по очереди.

После того как ты разберёшься с картинками, составь рассказ».

Задание включает два последовательных этапа:

  1. Расположение карточек с рисунками.
  2. Устное логическое повествование по ним.

Для выполнения теста ребёнку необходимо установить различия отдельных сюжетных фрагментов рисунков и логическую последовательность фабулы в целом, разложив карточки в нужном порядке. Правильно составленная комбинация картинок доказывает, что у ребёнка есть понимание сюжета, а устный рассказ демонстрирует способность выразить смысл своими словами.

После завершения работы с рисунками исследователь фиксирует выбранную комбинацию (например: 4, 5, 1, 3, 2) и затраченное на раскладку время в протокольных записях.

Затем просит ребёнка прокомментировать расположение карточек по смыслу.

Если тестируемый ошибается, ему задаются наводящие вопросы с целью корректировки допущенных промахов, при этом важно отслеживать его эмоциональную и интеллектуальную реакцию.

Чтобы тестирование было информативным, важно проводить его в доброжелательной и спокойной обстановке

Вопросы помогают понять причину ошибочного рассказа. Возможно, ребёнку не хватает уровня эрудиции или словарного запаса, но общий смысл событий прекрасно улавливается.

Иногда причинами неудачи в прохождении испытания могут являться личностные психологические особенности: закомплексованность, страх потерпеть неудачу, дискомфорт новой обстановки.

Важен и возраст тестируемого: то, что для шестилетнего ребёнка считается хорошим уровнем, для семилетнего будет уже оцениваться как слабый, например, умение составить рассказ по наводящим вопросам. Вопросы и ответы тоже заносятся в протокол.

Навыки грамотной и эффективной формулировки вопросов зависят от уровня квалификации экспериментатора.

Может возникнуть ситуация, когда во время общения ребёнок всё равно не понимает, что необходимо сделать. Тогда ему просто показывают правильный вариант первой картинки и предлагают продолжить попытку самому выстроить дальнейшую последовательность событий. То есть испытуемому предоставляется повторный шанс пройти тест.

Если же усилия остаются безуспешными, то психолог сам объясняет нужный алгоритм решения задачи. Затем, перемешав все карточки, ребёнку вновь предлагают восстановить ход событий.

Новую серию картинок для закрепления приобретённого опыта ему предлагают только после того, как он справится с заданием.

Таким образом, в протокол записываются все шаги, с помощью которых происходило обнаружение логических ошибок и достижение позитивного результата.

Психолог может помочь ребёнку сориентироваться в упражнении, задавая наводящие вопросы

Особенности стимульного материала

Экспериментальным материалом служат сюжетные картинки, демонстрируемые испытуемому в заведомо нарушенной последовательности. Задача ребёнка — восстановить логическую комбинацию картинок, сопровождая своё решение устным рассказом. Вербальное описание позволяет определить уровень развития речи будущего первоклассника.

Основные критерии для определения уровня развития речи:

  • логичность;
  • связность;
  • грамотное построение предложений;
  • звуковая чистота произношения;
  • верная интонация;
  • эмоциональная окраска рассказа.

Существуют возрастные и смысловые серии стимульного материала, которые включают по 3–6 картинок, изображающих фабулу. Сюжеты в логике усложнения понима­ния скрытого смысла могут предъявляться детям от 5—7 лет до 9—10-летнего возраста:

  1. «Простой» — предлагает картинки с очевидным развитием событий — по фрагментам легко можно установить причинно-следственные и временные отношения. Например, кот, который пытается вытащить из молочной бутылки оказавшегося там мышонка.
  2. «Сложный» — содержит иллюстрации с подтекстом и скрытым смыслом сюжета, когда требуется привлечь знания о закономерностях явлений природы, окружающей действительности, делать выводы на основании понимания деталей, позы и мимики жестов изображённых персонажей.

Фотогалерея: картинки для проведения тестирования

Простой сюжет «Снеговик» с очевидным развитием событий, для детей 3–3,5 лет Комикс с явной причинно-следственной и временной связью «Ворона» применяется для тестирования детей младшего школьного возраста Для детей 7–8 лет эта последовательность не должна представлять сложности Сюжет «Картина» применяют при работе с детьми 5,5–6 лет Комикс Бидструпа «Клумба» можно использовать как способ тестирования детей 4,5–5 лет Нарисованная история с подтекстом «Садовод» подходит для детей младшего школьного возраста

Интерпретация результатов и выводы

Методом предусмотрена трёхступенчатая градация уровней оценивания итогов тестирования:

  1. Высокий — ребёнок справился с испытанием полностью, самостоятельно нашёл верную комбинацию рисунков и составил связный, грамматически адекватный рассказ.

    Допускается альтернативное, оригинальное восприятие сюжета, но при условии, что ребёнок осознанно аргументирует предложенную им трактовку.

  2. Средний — испытуемый преодолел первый этап правильного размещения изображений, но испытал затруднения в процессе выстраивания логически связного рассказа, который смог составить только при помощи психолога.
  3. Низкий — ребёнку не удалось установить последовательность картинок и составить рассказ.

Причин, по которым испытуемый не справился с заданием, может быть несколько:

  1. Каждая картинка осознаётся как автономная, не связанная с другими. В таком случае выстроить рассказ невозможно.
  2. Предложенная последовательность не соответствует устному описанию.
  3. Отдельные детали на каждом рисунке фиксируются без необходимого уровня обобщения.
  4. В дополнение к найденной им самим последовательности испытуемый предлагает нелогичный рассказ.

Неэластичность, негибкость мышления, проблемы с осмыслением и умственным развитием, как правило, проявляют себя в том, что тестируемый беспрепятственно проходит лёгкую серию и не в состоянии оценить более трудную.

Проблемой может стать и количество картинок, которое бывает неподъёмным для ребёнка. Тогда потребуется сокращение объёма стимульного материала до минимального (с 6 до 3). Исследователь может столкнуться с настойчивым повтором одной и той же ошибки в том же месте.

Такое «застревание» сигнализирует о серьёзных проблемах мозга испытуемого, вплоть до органических поражений.

Некоторые дети своевольно выдумывают собственные сюжетные линии, абсолютно не замечая содержания предложенных рисунков, не реагируя (или реагируя агрессивно) на аргументацию и наводящие вопросы, критические возражения экспериментатора, ведут себя неадекватно в ответ на предложенную помощь. Таким образом проявляется некритичность мышления — один из возможных симптомов умственной отсталости.

Отдельное внимание стоит обратить на особенности устной речи. Развитие речи и мышления генетически связаны друг с другом, так как развитие мышления во многом предопределено развитием речи.

Активизировать мыслительную деятельность ребёнка могут сами родители совместным ежедневным чтением вслух адекватных возрасту малыша произведений мировой литературы, обсуждая приключения главных героев и сюжетные коллизии. Традиция семейного чтения в атмосфере домашнего уюта, заботливо созданной родителями эмоциональной обстановке взаимопонимания и позитива поможет пробудить в ребёнке пытливость ума, ощутить радость познания и обучения.

Диагностика интеллектуальной зрелости поможет определить, правильно ли развивается у ребёнка логическое мышление, умение последовательно воспроизводить события. А также подтолкнёт к стилулированию тренировки отдельных навыков, важных для успешного обучения малыша в школе и самореализации в обществе.

  • Наталья Фоминых
  • Распечатать

Источник: http://paidagogos.com/?p=18037

Изучаем особенности мышления дошкольников и младших школьников с помощью методики А.Н. Бернштейна

Умение последовательно воспроизводить события — важное качество сформировавшейся личности. Процесс овладения этим навыком начинается в раннем детстве. Определить, правильно ли развивается у ребёнка логическое мышление и способность воссоздавать порядок действий или явлений, поможет методика Александра Николаевича Бернштейна «Последовательность событий».

Характеристика методики А.Н. Бернштейна

Методика «Последовательность событий» была разработана под руководством Александра Николаевича Бернштейна — представителя известной в России и зарубежом династии психологов. В начале ХХ века он занимался изучением возможностей психоанализа в области исследования умственных способностей. В рамках этой работы был создан ряд приёмов, позволяющих определить уровень развития интеллекта.

Тест «Последовательность событий» направлен на:

  • выявление уровня сообразительности ребёнка;
  • диагностику умения выстраивать логические умозаключения и устанавливать связи между событиями и явлениями;
  • выяснение способности испытуемого обобщать факты.

Благодаря тому, что тест проводится в устной форме, экспериментатор может сделать вывод ещё и о том, насколько хорошо у малыша сформирована речь.

Применять методику рекомендуется для тестирования детей 5–12 лет — в период поступления в школу и начала обучения в среднем звене, когда происходит активное умственное развитие.

Стимульный материал представляет собой набор из 5 карточек с 2–8 картинками на каждой, которые между собой объединены одним сюжетом.

Задача испытуемого — определить последовательность произошедших на иллюстрациях событий и рассказать историю. Изображения представлены в двух вариантах:

  • с очевидной фабулой, когда герои попадают в ситуацию, о характере которой можно судить по изображению (например, цыплёнок залез в лежащий на земле дымоход, а вылез оттуда вымазанным в саже — такая карточка подходит для детей 5–7 лет);
  • со скрытым сюжетом (в этом случае испытуемому 8–12 лет понадобится использовать определённые знания о каких-то явлениях природы, закономерностях окружающего мира).

Проведение теста среди дошкольников и младших школьников

Среди учащихся среднего звена тест можно проводить в малых группах, попросив детей письменно описать составленное изображение

Диагностика проводится индивидуально с каждым ребёнком, но для тренировки логического мышления картинки теста могут применяться и в организации групповой письменной работы (в этом случае обсуждение сюжета с детьми ведётся коллективно). Чтобы исследование было информативным, важно проводить его в атмосфере доброжелательности и спокойствия.

Инструкция по организации тестирования:

  1. Экспериментатор объясняет ребёнку суть задания: «Давай поиграем в составление рассказа. Я положу перед тобой фрагменты одной картинки, которые перепутались между собой. Тебе придётся сложить их так, как задумывал художник».
  2. Затем малыш приступает к рассмотрению изображения и начинает его собирать.
  3. Когда всё готово, организатор теста просит ребёнка составить по получившейся картинке рассказ.
  4. В случае ошибки в повествовании взрослый задаёт испытуемому наводящие вопросы («Куда залезли цыплята, что так испачкались?»), цель которых — стимулировать смекалку малыша, а также научить его исправлять свои же ошибки. Если ребёнок настойчиво повторяет одно и то же нарушение сюжетной линии, то необходимо почётче подтолкнуть его к пониманию развития событий («Смогла бы птица попить воды, если бы не увидела камешки рядом с кувшином?»). Когда и после второй подсказки ребёнок не справляется с заданием, организатор рассказывает ему, как должно быть, и просит повторить, снова разложив картинки.

В работе с маленькими детьми поддержка взрослого заключается в том, чтобы проследить, не расположены ли части перед ребёнком вверх тормашками. Учащимся среднего звена помощь уже не нужна.

Если результаты тестирования в дальнейшем не потребуются, все полученные сведения можно записывать в свободной форме, не формируя протокол

По итогам теста формируется протокол:

Экспериментатору, прежде чем заполнять форму, следует внимательно посмотреть на порядок, которым руководствовался ребёнок, выстраивая элементы. Записывать в отчёт его можно, выслушав рассказ испытуемого до конца (например, 5, 3, 2, 1, 4).

Файл: Картинки к диагностике «Последовательность событий»

Стимульный материал к тесту

Обработка и интерпретация результатов

Знаменитая английская писательница Агата Кристи говорила: «Неопровержимая логика характерна только для ненормальных людей».

На основании проделанной работы экспериментатор может сделать следующие умозаключения об интеллектуальном уровне развития испытуемого:

  • высокий — малыш сам установил последовательность изображений (даже с 1 ошибкой), придумал логичный рассказ, связно рассказал историю;
  • средний — ребёнок воспроизвёл порядок событий, но рассказ составить не смог, лишь позднее подхватил наводящие вопросы взрослого и в конце концов сформулировал историю;
  • низкий — испытуемый не смог выставить картинки в правильном порядке, а также отказался составлять рассказ или же:
    • по карточкам, расставленным самостоятельно, придумал абсолютно нелогичное повествование;
    • придуманный сюжет не соответствует изображениям;
    • каждую картинку испытуемый описывает как отдельную историю;
    • малыш просто называет отдельные нарисованные на листе предметы.

Развить логику и внимательность поможет чтение с ребёнком вслух и обсуждение прочитанного

Кроме этого, об интеллектуальном развитии ребёнка свидетельствует ряд сопутствующих факторов:

  • Если испытуемый с удовольствием подхватывает подсказки взрослого, то это говорит о том, что развитие логического мышления малыша находится в пределах нормы, но может быть немного инертным. Для активизации мыслительных процессов ребёнку нужно как можно чаще читать вслух и выполнять задания после чтения (например, отвечать на вопросы, воспроизводить последовательность событий узнанной истории). Когда испытуемый не понимает замечаний взрослого, то следует обратить внимание на стиль общения с малышом. Возможно, на него в семье часто кричат, потому он и не вслушивается в слова экспериментатора.
  • Если речь ребёнка связная, грамматически верно построенная, то образно-логическое мышление у испытуемого находится на высоком уровне. При нарушениях грамматики языка малыша нужно тренировать. Для этого необходимо просить его комментировать всё происходящее вокруг — так испытуемый научится связывать образы с описанием в своём сознании.
  • Если тестируемый изъясняется лаконично, то, скорее всего, это особенность его темперамента, а вот в случаях излишней детализации и связанных с этим отвлечений можно говорить о низком уровне процессов обобщения.

Методика А.Н. Бернштейна «Последовательность событий» поможет узнать, умеет ли ребёнок логически рассуждать и выстраивать причинно-следственные связи, что важно для успешного обучения малыша в школе. Допускается также использовать её и для тренировки обозначенных навыков.

(Visited 4 039 time, 1 visit today)

  • Наталья Василишин
  • Распечатать

Источник: https://shkolabuduschego.ru/shkola/testiruem-logiku-detey-s-pomoshhyu-metodiki.html

Телесно-ориентированная терапия (по Максимовой)

Телесно-ориентированная терапия — это один из методов психической коррекции — «исцеления души через работу с телом». Телесная психотерапия является одним из основных направлений современной практической психологии, ее называют также «соматической психологией».

Чем больше мы работаем с детьми, имеющими различные нарушения развития, тем больше сталкиваемся с тем, что нарушения психики и интеллекта, как правило, сопряжены с изначальным нарушением восприятия себя, своего тела, своей целостности, и, как следствие, нарушением взаимодействия с другими людьми и миром. Елена Владимировна Максимова, автор методики «Со-творение», считает нарушение восприятия «себя» основной причиной формирования искажённого психического развития особых детей. Сложно взаимодействовать с окружающим миром, если не ощущаешь, не понимаешь самого себя.

Телесно ориентированная терапия с опорой на теорию построения движений Н.А.Бернштейна «Со-творение»

Впервые о взаимосвязи физического и психического развития заговорил отечественный учёный, выдающийся врач Н. А. Бернштейн. Его теория управления движениями и формирования новых двигательных форм была разработана ещё  в 30-40 годы XX столетия. В 1947 г.

вышла одна из основных книг Н.А. Бернштейна «О построении движения», которая была удостоена Государственной Сталинской премии. За рубежом «работа с движением» появляется после 1949 года, когда книги Н.А.Бернштейна были переведены на все языки мира. В 1950 г.г.

он проходил «по делу врачей» и все его разработки, книги были запрещены. Н.А. Бернштейн был реабилитирован в период хрущевской «оттепели». Его модели сразу же стали востребованы физиологами, кибернетиками и психологами. После смерти учёного (1966г.) теория построения движений Н.А.

Бернштейна у нас, в Советском союзе, была забыта на долгие годы. За рубежом же его теории уделялось много внимания. Так, теория построения движений легла в основу динамической психотерапии Девида Боаделла. Идеи теории построения движений Н. А.

Бернштейна нашли свое отражение в методике раннего развития детей Глена Домана (те же уровни), теории сенсорной интеграции Джин Айрис, Жан Пиаже и других.

В нашей стране к теории построения движений Н. А. Бернштейна вернулись совсем недавно благодаря разработкам психолога, коррекционного педагога Елене Владимировне Максимовой. Она предложила активно использовать методики телесно-ориентированной модели у детей с различными нарушениями развития.

Елена Владимировна продолжила развивать теорию Берштейна и убедилась, что целостного развития психики и интеллекта ребёнка можно добиться, научив его чувствовать себя, ощущать и понимать собственное тело.

Почему так важно развивать чувствительность тела

У детей с расстройствами аутистического спектра часто отсутствует или слабо выражена кожно-мышечная чувствительность. Дети-аутисты могут не ощущать физическую боль от удара или падения, у них редко возникает ощущение «бегающих мурашек».

Они могут не испытывать чувство опасности, при этом боятся высоты и не любят выполнять физические упражнения. Объясняется это просто: дети-аутисты плохо ощущают собственное тело и своё местоположение в пространстве.

Именно сниженная мышечная чувствительность делает таких детей неуклюжими, склонными к приступам самоагрессии.

При снижении протопатической (кожно-мышечной) чувствительности, ухудшается восприятие себя в пространстве – ребенку требуется постоянно двигаться, возбуждая поверхностную чувствительность, чтобы себя найти, себя почувствовать.

Такое поведение часто диагностируется, как синдром гиперактивности с дефицитом внимания.

При недостатке протопатического восприятия происходит задержка или отсутствие формирование целостного восприятия своего тела, как образа, схемы — не формируется или нарушается создание образа тела, образа себя, образа своего Я. Это ведет к страхам, связанным с «телесным непониманием.

Такие нарушения легко диагностируются по рисункам детей. В поведении ребенка это проявляется разнообразием симптомов аутизации, отрешенностью от внешнего мира. По-видимому, все силы ребенка уходят на то, чтобы хоть как-то находить, чувствовать самого себя.

У маленьких детей с РАС нарушение кожно-мышечной чувствительности приводит к проблемам в период приучения к горшку. Ребёнок просто не ощущает естественные потребности. А родители, не зная истинную причину такого поведения, продолжают настаивать и повторять бессмысленные попытки научить вовремя ходить в туалет.

КОМУ ПОКАЗАНА ТЕЛЕСНАЯ ТЕРАПИЯ ПО МЕТОДУ Е.В МАКСИМОВОЙ

На базе хорошо развитой кожно-мышечной чувствительности формируются многие навыки и умения: бытовые, социальные, личностные. И крайне важно начинать работу с мышечной чувствительностью именно в раннем возрасте. В первую очередь, у детей с особенностями развития. Именно на таких деток ориентирована телесная терапия по методу «Со-творение» Е.В. Максимовой. К показаниям относят:

  • аутизм, расстройства аутистического спектра
  • различные речевые нарушения
  • задержка физического и психического развития
  • ДЦП, органические нарушения ЦНС
  • неврологические расстройства
  • энурез
  • тревожный сон
  • боязливость, неврозы
  • гиперактивность и т.д.

Как проходят занятия по развитию чувствительности тела

Задача специалиста – обнаружить и активизировать зоны кожно-мышечной чувствительности ребёнка. Во время занятий терапист находит эти зоны и при помощи специальных упражнений и воздействий на них, учит ребёнка чувствовать себя. Со временем ребёнок научается понимать не только своё тело, но и свои внутренние чувства и эмоции, управлять ими.

Со стороны это выглядит как весёлые «обнимашки» и «похлопушки». На самом деле каждый этап работы выстроен в соответствии с определёнными уровнями построения движений, описанными Н.А. Бернштейном.

Когда мы говорим о коррекционной работе с телом, мы имеем в виду не безличное, пассивное, механическое воздействие на тело, а воздействие только социальное, внутри человеческого дружеского общения.

Работа по методике Е.В. Максимовой предполагает совместное взаимодействие специалиста и родителей ребенка. Родители находятся рядом, постепенно приобщаясь к процессу. Работа над мышечной чувствительностью приятна и полезна для всех участников.

В результате улучшается эмоциональная связь между ребенком и его близкими, что помогает наладить контакт и научиться понимать друг друга, формируется наиважнейшее психологическое понятие — ДОВЕРИЕ! Параллельно специалист обучает родителей навыкам и правилам методики Е.В.

Максимовой, ведь далее такая терапия продолжается дома.

Эффективность занятий по методу е.в. максимовой

В результате занятий у детей наблюдаются значительные изменения в состоянии:

  • Изменения физического и эмоционального состояния, отношений с окружающим миром (достижение большей свободы, мягкости, устойчивости и т.д.);
  • уменьшение проявлений гиперактивности (формирование целевых движений; удержание внимания на заданной цели);
  • уменьшение аутистических проявлений (уменьшение стереотипий; появление взгляда в глаза, социальной улыбки, смеха, любопытства; уменьшение самоагрессии; уменьшение специфических страхов; появление интонированного лепета (интонации речи) или речи; большая терпимость к прикосновениям; большая целенаправленность действий и т.д);
  • толчок в развитии речи;
  • улучшение познавательных способностей;
  • улучшение координации и моторики.

Источник: http://neurotaganrog.ru/telesno-orientirovannaya-terapiya/

Математическая энциклопедия – значение слова Бернштейна – Рогозинского Метод Суммирования

Математическая энциклопедия - значение слова Бернштейна - Рогозинского Метод Суммирования

– один из методов суммирования рядов Фурье; обозначается . Тригонометрич. ряд суммируется методом Бернштейна- Рогозинского в точке х 0 к значению S, если выполняется условие где – числовая последовательность, а – частичные суммы ряда (*). В. Рогозинский (см. [1]) -сначала рассмотрел (1924) случай .

( р – нечетное число), потом (1925) общий случай. С. Н. Бернштейн (см. [2]) рассматривал (1930) случай . -метод суммирует ряд Фурье функции в случаях и в точках непрерывности функции к ее значению и является регулярным методом суммирования. Суммы Бернштейна – Рогозинского применяются как аппарат приближения.

В обоих указанных выше случаях они осуществляют приближение того же порядка, что и наилучшее приближение для функций из классов Лит.:[1] Rogosinski W., “Math. Ann.”, 1925, Bd 95, № 1, S. 110-34; [2] Бернштейн С. Н., Собр. соч., т. 1, М., 1952, с. 523-25; [3] Стечкин С. Б., Методы суммирования С. Н. Бернштейна и В. Рогозинского, в кн.

: Г. Харди, Расходящиеся ряды, пер. с англ., М., 1951. А.

Смотреть значение Бернштейна – Рогозинского Метод Суммирования в других словарях

Метод — м. и метода ж. способ, порядок, основания; принятый путь для хода, достижения чего-либо, в виде общих правил. -дический, порядочный, правильный, основательный, постепенный;……..
Толковый словарь Даля

Метод — (нов. офиц.). Сокращение, употр. в новых сложных словах в знач. методический, напр. методбюро.
Толковый словарь Ушакова

Метод М. И Устар. Метода Ж. — 1. Способ познания, подход к изучению явлений природы и общественной жизни. 2. Прием, система приемов в какой-л. области деятельности.
Толковый словарь Ефремовой

Метод… — 1. Начальная часть сложных слов, вносящая значение сл.: методический (методбюро, методкабинет, методобъединение и т.п.).
Толковый словарь Ефремовой

Аналитический Метод Прогнозирования — Метод прогнозирования, основанный на получении экспертных оценок путем логического анализа прогнозной модели.
Политический словарь

Бихевиоральный Метод — (от англ. “бихевиор” – поведение) – в политологии предполагает исследование политических явлений и процессов через анализ поведения индивидов и групп при исполнении……..
Политический словарь

Дельфийский Метод, Метод Делфи — Метод коллективной экспертной оценки, основанный на выявлении согласованной оценки экспертной группы путем их автономного опроса в несколько туров, предусматривающего……..
Политический словарь

Матричный Метод Прогнозирования — Метод прогнозирования, основанный на использовании матриц, отражающих значения (веса) вершин граф-модели объекта прогнозирования, с последующим преобразованием матриц……..
Политический словарь

Метод — – средство анализа, способ проверки и оценки знания.
Политический словарь

Метод Деструктивной Отнесенной Оценки — Метод коллективной генерации идей, реализуемый посредством двух разнесенных во время сессий, первая из которых полностью подчиняется правилам коллективной генерации……..
Политический словарь

Метод Индивидуальной Экспертной Оценки — Метод прогнозирования, основанный на использовании в качестве источника информации одного эксперта.
Политический словарь

Метод Интервью — Метод индивидуальной экспертной оценки, основанный на беседе эксперта с прогнозистом по схеме “вопрос — ответ”.
Политический словарь

Метод Исторической Аналогии — Метод прогнозирования, основанный на установлении и использовании аналогии объекта прогнозирования с одинаковым по природе объектом, опережающим первый в своем развитии.
Политический словарь

Метод Коллективной Генерации Идей — Метод коллективной экспертной оценки, основанный на стимулировании творческой деятельности экспертов путем совместного обсуждения конкретной проблемы, регламентированного……..
Политический словарь

Метод Коллективной Экспертной Оценки — Метод прогнозирования, основанный на выявлении обобщенной объективированной оценки экспертной группы путем обработки индивидуальных, независимых вынесенных……..
Политический словарь

Метод Математической Аналогии — Метод прогнозирования, основанный на установлении аналогии математических описаний процессов развития различных по природе объектов с последующим использованием……..
Политический словарь

Метод Построения Прогнозного Сценария — Аналитический метод прогнозирования, основанный на установлении логической последовательности состояний объекта прогнозирования и прогнозного фона во времени при……..
Политический словарь

Метод Прогнозирования — Способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогнозов. Примечание. Методы прогнозирования являются основанием для методик прогнозирования.
Политический словарь

Метод Психо-интеллектуальной Генерации Идей — Метод индивидуальной экспертной оценки, при котором выявление экспертной оценки осуществляется с помощью программированного управления, включающего обращение к……..
Политический словарь

Метод Управляемой Генерации Идей — Метод коллективной генерации идей с использованием целенаправленного интеллектуального воздействия (усиливающего или подавляющего) на процесс генерации идей.
Политический словарь

Метод Эвристического Прогнозирования — Аналитический метод прогнозирования, состоящий в построении и последующем усечении дерева поиска экспертной оценки с использованием какой-либо эвристики.
Политический словарь

Метод Экспертных Комиссий — Метод коллективной экспертной оценки, состоящий в совместной работе объединенных в комиссию экспертов, разрабатывающих документ о перспективах развития объекта прогнозирования.
Политический словарь

Опережающий Метод Прогнозирования — Метод прогнозирования, основанный на использовании свойства научно-технической информации опережать реализацию научно-технических достижений в общественной практике.
Политический словарь

Патентный Метод Прогнозирования — Опережающий метод прогнозирования, основанный на оценке (по принятой системе критериев) изобретений и исследовании динамики их патентования.
Политический словарь

Публикационный Метод Прогнозирования — Опережающий метод прогнозирования, основанный на оценке публикаций об объекте прогнозирования (по принятой системе критериев) и исследовании динамики их публикования.
Политический словарь

Синоптический Метод — Метод прогнозирования, основанный на анализе экспертами известного множества прогнозов объекта прогнозирования и прогнозного фона с последующим их синтезом.
Политический словарь

Системный Метод В Политологии — – рассмотрение политики как целостного, сложно организованного, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой.
Политический словарь

Сравнительный Метод В Политологии — – сопоставление однотипных политических явлений и процессов и выявление их общих черт и специфики с целью нахождения оптимальных форм политической организации или путем решения задач.
Политический словарь

Статистический Метод Прогнозирования — Фактографический метод прогнозирования, основанный на построении и анализе динамических рядов характеристик объекта прогнозирования.
Политический словарь

Фактографический Метод Прогнозирования — Метод прогнозирования, базирующийся на использовании источников фактографической информации.
Политический словарь

Источник: http://slovariki.org/matematiceskaa-enciklopedia/418

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.