Бессвязность мышления

Медицинская энциклопедия – значение слова Бессвя́зность Мышле́ния

Бессвязность мышления

(син.: ассоциативная бессвязность, инкогерентность мышления)
отсутствие логической и ассоциативной последовательности мыслительного процесса с развитием спутанности представлений и понятий.

Смотреть значение Бессвя́зность Мышле́ния в других словарях

Бессвязность — бессвязности, ж. 1. только ед. Отвлеч. сущ. к бессвязный. бреда. 2. Бессвязное выражение, бессвязные слова. Говорить бессвязности.
Толковый словарь Ушакова

Бессвязность Ж. — 1. Отвлеч. сущ. по знач. прил.: бессвязный.
Толковый словарь Ефремовой

Ассоциативная Бессвязность — см. Бессвязность мышления.
Большой медицинский словарь

Бессвязность Двигательная — см. Возбуждение хаотическое.
Большой медицинский словарь

Бессвязность Мышления — (син.: ассоциативная бессвязность, инкогерентность мышления) отсутствие логической и ассоциативной последовательности мыслительного процесса с развитием спутанности……..
Большой медицинский словарь

Вязкость Мышления — В., проявляющаяся бедностью представлений и идей, застреванием мыслей в сознании, замедленностью и обстоятельностью ассоциативного процесса, неспособностью при анализе……..
Большой медицинский словарь

Двигательная Бессвязность — см. Возбуждение хаотическое.
Большой медицинский словарь

Инкогерентность Мышления — (лат. incohaerens, incohaerentis бессвязный, от ин- + cohaereo быть связанным) см. Бессвязность мышления.
Большой медицинский словарь

Персеверация Мышления — см. Мышление персеверативное.
Большой медицинский словарь

Речевая Бессвязность — (син.: инкогерентность речевая, речевая спутанность) патологическое речевое возбуждение с утратой смысловых и грамматических связей между словами и фразами, которые больной нередко рифмует.
Большой медицинский словарь

Тугоподвижность Мышления — замедленность и затрудненность мышления у психически больного, сочетающаяся с обстоятельностью, пониженной переключаемостью и склонностью к застреванию на малозначимых подробностях.
Большой медицинский словарь

Бессвязность Речи — (divagation) – бессвязный ход мыслей и речи. Обычно не является симптомом никакого психического заболевания.
Психологическая энциклопедия

Блейхера-худика Методика Исследования Критичности Мышления — [Блейхер В.М., Худик В.А., 1982]. Создана на основе методики установления развития сюжета по серии последовательных картинок. Обследуемому предлагается набор картинок,……..
Психологическая энциклопедия

Мышления Нарушения — (англ. disturbances of thinking) – нарушения интеллектуальной деятельности, возникающие при различных психических заболеваниях, локальных поражениях мозга и аномалиях психического……..
Психологическая энциклопедия

Мышления, Нарушение — Общий термин, используемый для того, чтобы охватить все беспорядочные, дезориентированные, причудливые мысли, Он встречается, прежде всего, в клинической литературе,……..
Психологическая энциклопедия

Мышления, Расстройство — Общий термин, используемый для обозначения любого нарушения речи, коммуникации, мышления и т.д. Сюда относятся бред, скачка идей, патологические персеверации и т.п. Когда……..
Психологическая энциклопедия

Нарушение Мышления — – нарушения в выполнении операций интеллектуальных, обусловленные различными заболеваниями психическими, локальными поражениями мозга головного и аномалиями развития……..
Психологическая энциклопедия

Нарушения Мышления — – см. Мышления нарушения.
Психологическая энциклопедия

Обстоятельность Мышления — (circumstantiality) – нарушение мыслительного процесса, при котором происходит замедление мышления и речи, причем речь сопровождается большим количеством ненужных мельчайших……..
Психологическая энциклопедия

Огрупление Мышления — Внутригрупповая процедура принятия решений, тенденция различных членов группы пробовать прийти к соглашению. Потребность в соглашении берет верх над стремлением……..
Психологическая энциклопедия

Огруппление Мышления — (Groupthink) . “Режим мышления, возникающий у людей в случае, когда поиски консенсуса становятся настолько доминирующими для сплоченной группы, что она склонна отбрасывать……..
Психологическая энциклопедия

Психофизиология Речи И Мышления — Словообразование. Происходит от греч. psyche – душа + physis – природа + logos – учение. Категория. Раздел психофизиологии. Специфика. Изучает роль разных нейронных и физиологических……..
Психологическая энциклопедия

Расстройство Мышления — Общий термин, обозначающий любые нарушения речи или мышления, которые могут быть симптомами психического расстройства. К примеру, расстройство мышления является симптомом……..
Психологическая энциклопедия

Расстройство Формального Мышления — (formal thought disorder) – нарушение в формировании и организации мышления, частый симптом при шизофрении.
Психологическая энциклопедия

Речевая Бессвязность — Патологическое речевое возбуждение с утратой смысловых и грамматических связей между словами. Отражает бессвязность мышления. Отмечаются грубые нарушения монологической……..
Психологическая энциклопедия

Схема Мышления — – система понятий или логика рассуждений, привычно применяемая субъектом при встрече с незнакомым объектом или новой задачей.
Психологическая энциклопедия

Тугоподвижность Мышления — Инертность мышления – замедление его темпа и недостаточная подвижность психических процессов. Проявляется в обстоятельности, конкретности суждений, снижении уровня……..
Психологическая энциклопедия

Ускорения Мышления — (loose associations) – распространенное нарушение мышления при шизофрении, включающее быстрое переключение с одной темы разговора на другую.
Психологическая энциклопедия

Формального Мышления, Расстройство — См. расстройство мышления.
Психологическая энциклопедия

Шизофреническое Нарушение Мышления — См. шизофрения.
Психологическая энциклопедия

Посмотреть в Wikipedia статью для Бессвя́зность Мышле́ния

Источник: http://slovariki.org/medicinskaa-enciklopedia/3414

Нарушение мышления при психических заболеваниях – Психологос

Нарушение мышления при психических заболеваниях - Психологос

1. Ускорение мышления («скачка идей») Условно за единицу времени образуется больше ассоциаций, чем в норме и при этом страдает их качество. Быстро сменяющие друг друга образы, представления, суждения, умозаключения крайне поверхностны.

Обилие лёгкости новых ассоциаций, спонтанно возникающих от любого раздражителя, отражается в речевой продукции, которая может напоминать т.н. пулеметную речь. От беспрерывного говорения больные иногда теряют голос, или же он становится хриплым, шепотным.

В целом, ускорение мышления является обязательной производной маниакального синдрома различного генеза (аффективные расстройства, шизофрения, наркомания и др.) Скачка идей (fuga idearum). Это чрезвычайное ускорение мышления: мыслительный процесс и речевая продукция беспрерывно течет и скачет; они бессвязны.

Однако, если эту речь записать на магнитофон и прокрутить в медленном темпе, можно определить в ней некоторый смысл, чего никогда не бывает при истинной бессвязности мышления. В основе скачки идей – повышенная лабильность корковых процессов.

Характерно:

  • Быстрые ассоциации, повышенная отвлекаемость, экспрессивная жестикуляция и мимика.
  • Не нарушен анализ, синтез, осмысление ситуации.
  • Мало задумываются над ответом.
  • Легко исправляют ошибки, если на них указать.
  • Ассоциации хаотичны, случайны, не оттормаживаются.
  • Доступен обобщенный смысл задания, может выполнять его на этом уровне, если не будет отвлекаться.

2. Инертность мышления Проявления: заторможенность, бедность ассоциаций. Наиболее выражено замедление ассоциативного процесса в абсолютно «пустой голове, в которой мысли вообще не появляются».

На вопросы больные отвечают односложно и после длительной паузы (латентный период речевых реакций возрастает по сравнению с нормой в 7-10 раз). Общая цель мыслительного процесса сохраняется, но переключение на новые цели крайне затруднительно.

Подобное нарушение обычно характерно для эпилепсии (“первичное нарушение”), эпилептойдной психопатии, маниакально-депрессивного синдрома, но может отмечаться при апатических и астенических состояниях, а также при лёгких степенях помрачнения сознания.

Больные могут менять способа работы, изменять ход суждений, переключаться на другой вид деятельности. Характерна замедленность, тугоподвижность, плохая переключаемость. Решение задачи доступно, если выполняется только одним определенным образом. Инертность связей прошлого опыта приводит к снижению уровня обобщения.

3. Непоследовательность суждений Неустойчивый способ выполнения задания. Уровень обобщения не снижен. Анализ, синтез, усвоение инструкции сохранны. Понимают переносный смысл пословиц, метафор. Адекватный характер суждений неустойчив. Чередуют правильный и неправильный способ выполнения задания.

81% сосудистые заболевания 68% травма 66% МДП 14% шизофрения (в период ремиссии) При невыраженной степени заболевания такая непоследовательность суждений поддается исправлению. Часто бывает достаточно привлечь внимание, чтобы больной исправился.

Колебания возникают при малейшем изменении условий задания.

4. «Откликаемость» У больных, страдающих тяжелой формой сосудистых заболеваний. Неустойчивость способа выполнения задания и связанные с ней колебания умственных достижений приобретают гротескный характер. Пример: после выполнения классификации больной вдруг начинает относиться к картинкам, как к реальным объектам: пытается поставить карточку кораблем, т.к. если положить – утонет.

Такие больные могут быть не ориентированы в месте и времени. Они некритичны к своему состоянию. Не помнят имен близких, значимых дат, имени врача. Речь нарушена, может быть несвязной. Поведение часто нелепо. Отсутствуют спонтанные высказывания. Эти нарушения отличаются динамичностью. На протяжении короткого отрезка времени характер суждений и действий больных колеблется.

Характерна повышенная откликаемость на самые разные раздражители окружающей обстановки, к ним не адресованные. Иногда вплетают в речь предметы окружения. Создается вынужденная тенденция без отбора отражать в речи все то, что воспринимают. Быстрая откликаемость на внешние случайные раздражители сочетается с плохой переключаемостью.

В более ранних работах феномен откликаемости описывался как полевое поведение.

Следует различать откликаемость и отвлекаемость (у детей). У них разный генез:

  • откликаемость – следствие снижения уровня активности коры; способствует разрушению целенаправленной деятельности.
  • отвлекаемость – следствие усиленного ориентировочного рефлекса, высокой активности коры.

Образование большого количества временных связей – основа дальнейшей целенапрвленной деятельности.

5.

Соскальзывание Правильно решая какое-либо задание и адекватно рассуждая о каком-либо предмете, больные неожиданно сбиваются с правильного хода мыслей по ложной, неадекватной ассоциации, а затем вновь способны продолжать рассуждения последовательно, не повторяя ошибки, но и не исправляя ее. Характерно для довольно сохранных больных шизофренией. Соскальзывания внезапны, эпизодичны. В ассоциативном эксперименте часто появляются случайные ассоциации и ассоциации по созвучию (горе-море). Процесс обобщения и отвлечения не нарушен. Могут правильно синтезировать материал, правильно выделять существенные признаки. Вместе с тем на какой-то отрезок времени правильный ход мышления у них нарушается вследствие того, что больные в своих суждениях начинают руководствоваться случайными, несущественными в данной ситуации признаками.

II. Нарушения операциональной стороны мышления при психических заболеваниях

1. Снижение уровня обобщения В суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением конкретных связей между предметами. Не могут отобрать признаки, которые наиболее полно раскрывают понятие. 95% олигофрения 86% эпилепсия 70% энцефалиты

2. Искажение процесса обобщения. Отражают лишь случайную сторону явлений, существенные отношения между предметами мало принимаются во внимание; предметное содержание вещей и явлений не учитывается. Чаще встречается у больных шизофренией (67%) и психопатов (33%).

Нарушение процесса обобщения вызывается тем, что больные не руководствуются культурно принятыми отношениями между предметами. Так в задаче четвертый-лишний больной может объединить стол, кровать и шкаф назвав их объемами ограниченными деревянными плоскостями.

III. Нарушения мотивационного компонента мышления

1. Разноплановость мышления – суждения больных о каких-либо явлениях протекают в разных плоскостях. Больные не выполняют задания, хотя усваивают инструкцию, у них сохранны умственные операции сравнения, различения, обобщения, отвлечения. Действия больного лишены целенаправленности. Особенно четко разноплановость выступает в заданиях на классификацию предметов и исключение предметов.

2. Резонерство – «склонность к бесплодному мудрствованию», «словесная опухоль» (И.П. Павлов). Речь изобилует сложными логическими построениями, вычурными абстрактными понятиями, терминами, нередко употребляемыми без понимания их истинного значения.

Если больной с обстоятельностью стремиться максимально полно ответить на вопрос врача, то для пациентов с резонерством не важно, понял ли их собеседник. Им интересен сам процесс мышления, а не конечная мысль. Мышление же становиться аморфным, лишенным чёткого содержания.

Обсуждая простые бытовые вопросы, больные затрудняются точно сформулировать предмет разговора, выражаются витиевато, рассматривают проблемы с точки зрения наиболее абстрактных наук (философии, этики, космологии). Подобная склонность к пространным бесплодным философским рассуждениям часто сочетается с нелепыми абстрактными увлечениями (метафизической интоксикацией).

Психологические исследования. Т.о., с точки зрения психиатров – резонерство является патологией собственно мышления, однако психологические исследования (Т.И.

Тепеницына) показали, что это нарушения не столько интеллектуальных операций, сколько личности в целом (повышенная аффективность, неадекватное отношение, стремление подвести любое, даже самое незначительное явление под какую-то «концепцию»).

Исследования показали, что неадекватность, резонерство больных, их многоречивость выступали в тех случаях, когда имела место аффективная захваченность, чрезмерное сужение круга смыслообразующих мотивов, повышенная тенденция к «оценочным суждениям». Аффективность проявляется и в самой форме высказывания: многозначительной, с неуместным пафосом. Иногда только одна интонация испытуемого позволяет расценить высказывание как резонерское (поэтому то, что описывается в учебниках, выглядит так блекло – нет эмоциональности интонаций). Типы резонерства при различной психической патологии:

  1. Шизофреническое (классическое) резонерство.
  2. Эпилептическое резонерство
  3. Органическое резонерство

3. Нарушение критичности. Утеря целенаправленности мышления, поверхностность, незавершенность мышления; мышление перестает быть регулятором действий человека. С.Л.

Рубинштейн: только в процессе мышления, при котором субъект более или менее сознательно соотносит результаты мыслительного процесса с объективными данными, возможна ошибка и что «возможность осознать ошибку является привилегией мысли».

В психопатологии критичность – критичное отношение к бреду, галлюцинациям, к другим болезненным переживаниям. У Зейгарник: критичность – умение обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с объективными условиями.

4. Ассоциативность мышления. Редкий феномен, встречающийся при поражении лобных долей мозга и глубокой шизофрении, приведшей к полному развалу мотивационной сферы. Характеризуется тем, что мышление детерминированно законами ассоциаций.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/narushenie-myshleniya-pri-psihicheskih-zabolevaniyah

Нарушения мышления

Мышление – это процесс опосредованного и обобщенного познания объективной реальности.

Расстройства мышления по темпу

Ускорение – увеличение количества ассоциаций в единицу времени.Максимальное ускорение мышления – «скачка идей».

Замедление – уменьшение количества ассоциаций в единицу времени.

Ментизм – «вихрь идей», ускорение мышление возникающее приступообразно.
Шперрунг – «закупорка мыслей», внезапная остановка ассоциативного процесса.

Расстройства мышления по стройности

Разорванность – нарушение логической связи в предложении при сохранении грамматической (в речи проявляется шизофазией).Легкая степень разорванности – соскальзывание.

Бессвязность – нарушение логической и грамматической связи в предложении (в речи – паралогии и парафазии).

Инкогеренция – нарушение связи между слогами в словах.
Вербигерация – стереотипное повторение отдельных слов или слогов.

Расстройства мышления по целенаправленности

Разноплановость – формирование суждений, исходя из разных принципов.
Обстоятельность – затруднение образования новых ассоциаций вследствие преобладания предыдущих.
Персеверация – затруднение образования новых ассоциаций вследствие доминирования одной мысли.
Резонерство – «бесплодное мудрствование».

Расстройства мышления по продуктивности

Навязчивые мысли (обсессии) – насильственно возникающие мысли, осознаваемые как болезненные (навязчивые сомнения, счет, воспоминания, страхи, влечения). Возникают приступообразно.

Навязчивые действия (компульсии) – непроизвольно совершаемые автоматические стереотипные движения, усилием воли человек задерживает их.

Сверхценные идеи – суждения, возникающие на основе реальных фактов, значение которых резко преувеличено, при отсутствии критики.

Встречаются при паранояльной психопатии.

Бредовые идеи (бред) – ошибочные суждения, возникающие на болезненной основе, полностью овладевающие сознанием больного, не поддающиеся коррекции и с отсутствием критики.

Классификация бредаА. По содержанию: 1. Бредовые идеи преследования (бред отношения, особого значения, околдовывания, воздействия, отравления, материального ущерба, обвинения, ревности).2.

Бредовые идеи величия (бред изобретательства, высокого происхождения, богатства, эротический бред, собственно бред величия).3.

Депрессивный бред (бред самоуничижения, самообвинения, ипохондрический бред, бред отрицания, гибели мира, индуцированный бред, конформный бред).

Б. По структуре:

Паранойяльный  Параноидный  Парафренный 
 1)    Бред первичный, интерпретативный,вследствие логически неправильного умозаключения.2)    Бытовое содержание бреда, нет явной нелепости.

3)    Монотематичность бреда.

1)    Бред вторичный, чувственно-образный, основанный на галлюцинациях, депрессии или маниакального состояния.2)    Политематичность бреда.3)    Явная нелепость бреда.

4)    Количественные расстройства сознания. 

1)    Бред воображения.2)    Бред систематизированный.3)    Фантастический характер бреда (чаще бред величия).

4)    Конфабуляции.

 Пример:
Синдром Отелло – бред супружеской измены.
Пример:Синдром Кандинского-Клерамбо (синдром психического автоматизма):1.    Псевдогаллюцинации.2.    Бред воздействия.3.    Явления психического автоматизма (идеаторного, сенсорного, моторного)«Голоса наводят в голову прямо транзисторами»

Встречается при шизофрении.

 Пример:
Синдром Котара – глубокая депрессия в сочетании с ипохондрическим бредом или бредом злого могущества (разновидность парафренного синдрома).

Дисморфофобия – переживания, содержанием которых является косметический дефект, физическое уродство, дурной запах, якобы исходящий от больного, словом – отталкивающий внешний облик. По существу – это один из вариантов ипохондрии.

В структуре психопатологии этот синдром характеризуется триадой Коркина: 1. Идея физического недостатка. 2. Бреда отношения. 3. Пониженного настроения, иногда вплоть до депрессии. В отличии от метаморфопсии нет нарушения восприятия.

Сама идея физического недостатка чаще всего является бредом паранойяльного типа, реже – сверхценных идей или навязчивого состояния.

Источник: http://www.zzeira.ru/index.php/78-stati/75-narusheniya-myshleniya

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.