Брадилалия

Содержание

Брадилалия — замедленный темп речи: причины нарушения, лечение, коррекционная работа

Брадилалия

Среди речевых расстройств не последнее место по распространенности занимает брадилалия — это патология речевоспроизводства, проявляющаяся чрезмерным замедлением артикуляции.

При этом расстройстве отмечается отчетливое замедление темпа как внешней, так и внутренней речи.
Брадилалия требует тщательного комплексного обследования, включающего медицинские процедуры, психологические тесты и логопедические техники.

Все это позволяет определить истинную причину речевого рмеласстройства и выработать схему коррекционной работы.

Причины

Формируется брадилалия или, как ее иногда называют, заикание, под действием психологических и биологических факторов. В ряде случаев отмечается наследственный характер этой патологии, когда несколько поколений страдают от нее.

К биологическим факторам и причинам брадилалии у детей относят:

  • перинатальное (внутриутробное) поражение нервной системы ребенка в результате воздействия токсинов (алкоголя или наркотиков);
  • родовые травмы;
  • гипоксические состояния плода во время родов;
  • общая астенизация;интоксикация при некоторых инфекционных заболеваниях.

У взрослых брадилалия иногда выступает симптомом приобретенного заболевания нервной системы:

  • болезнь Паркинсона;
  • травмы черепа с повреждением мозгового вещества;
  • внутричерепные опухоли;
  • менингит;
  • энцефалит и другие.

Психологическим фактором являются отклонения в воспитании ребенка, когда он пытается подражать окружающим с медленной речью.

Если рассматривать патогенетический механизм, все эти причины обусловлены доминацией процессов торможения в головном мозге над процессами возбуждения в речевом центре.

Симптомы

Брадилалия — патологически замедленный темп речи. Симптомы этого расстройства делят на характерные речевые и малозаметные неречевые. Речь пациента с брадилалией типична: отмечается выраженное замедление темпа произнесения слов. К речевым проявлениям относят замедление чтения и написания текстов.

В момент произнесения фраз отчетливо заметно удлинение интервалов между отдельными словами — это так называемое интервербальное замедление. Тянущиеся гласные звуки, скандирование слов говорят о интравербальном замедлении. Изменяется и тональность голоса — у таких людей он становится монотонным, утрачивает выразительность.

Интересно, что слоговая структура слов при этом не страдает — все слова выговариваются правильно, хотя и очень медленно. Замедление отмечается в любом типе речи: хоть в монологе, хоть в диалоге.

Зрительное восприятие написанного текста не нормализует речь во время чтения. Обратный процесс — написание текста — тоже происходит с замедлением.

Неречевые симптомы брадилалии проявляются в следующих моментах:

  • нарушение мелкой моторики — люди с брадилалией обычно неуклюжи, часто совершают недостаточно скоординированные движения;
  • расстройства мимики — отмечается амимичность лица;
  • замедляется мыслительный процесс — понуждение к выполнению любого вида деятельности осуществляется только после неоднократным повторением задания.

Легкая степень расстройства в виде незначительного заикания обычно не доставляет пациентам и окружающим их людям никакого дискомфорта. В более тяжелых случаях происходит самоосознание имеющегося нарушения, что в детском возрасте весьма опасно, так как может усугубить течение патологии и привести к серьезным психологическим проблемам в дальнейшем.

Методы диагностики и необходимые обследования

Брадилалия, как и любая патология требуют в диагностике комплексного подхода, подразумевающего медико-психологическое обследование. В нем участвую несколько специалистов: врачи невролог и психиатр, а также психологи и логопед.

Начинается обследование со сбора анамнеза — выясняются все обстоятельства, которые могли стать причиной. При обследовании детей обязательно деятельное участие родителей, так как именно они знают нюансы касательно перенесенных заболеваний. Необходимо выяснить, не было ли среди родственников людей с любым речевым расстройством.

При расспросе необходимо обратить внимание на возможные травмы головы. Чтобы исключить соматические причины брадилалии врачи могут назначить:

  • электроэнцефалографию;
  • КТ или МРТ головного мозга;
  • люмбальную пункцию.

Логопедическое обследование заключается в оценке состояния артикуляционных органов. Изучается экспрессивная речь (особенности голоса, звукопроизношение, ее ритмика).

Для изучения письменной речи выполняются специальные задания: списывание текстов, диктант, чтение.

Производится оценка общей и мелкой моторики, мимики, оценивается уровень интеллектуального развития, состояние сенсорных систем.

Коррекция

После всестороннего обследования начинается скрупулезная коррекционно-педагогическая деятельность. Исправление заикания осуществляется на фоне медицинских процедур, задача которых состоит в нормализации состояния нервной системы и ее активизации за счет выключения тормозящих процессов.

Схемы терапевтического воздействия подбираются индивидуально, они обычно включают:

  • Фармакотерапия. Лекарства как такового от брадилалии нет, медикаментозное вмешательство заключается в применении общетонизирующих (витамины. микроэлементы) средств и успокаивающих препаратов (предпочтение отдается препаратам на растительной основе).
  • Массаж — снимает мышечное напряжение, обладает некоторым седативным воздействием.
  • Лечебная физкультура. Способствует нормализации общего мышечного тонуса, что опосредованно благотворно сказывается и на мышцах артикуляционного аппарата.
  • Физиотерапевтическое воздействие. Применяется в основном бальнеотерапия, позволяющая оптимизировать нервный тонус, стабилизировать работу вегетативной нервной системы.
  • Для стимуляции речевой активности назначают сеансы индивидуальной психотерапии или аутогенные тренинги.

Цель комплекса коррекции брадилалии состоит в формировании у человека быстрых и четких артикуляционных реакций. Прорабатывается просодическая сторона речи, в ходе которой вырабатывается ее внятность и устраняется заикание.

Занятия по коррекции проводятся с ускоренной речью, скорость и темп которой задается дирижированием или ритмичными действиями (похлопывание ладонью по столу или притопывание ногой). В ходе занятий коррекционное воздействие постепенно усложняется — в разговорные упражнения добавляются скороговорки, производится инсценировка различных жизненных ситуаций, осуществляется чтение по ролям.

Для стабилизации общей и артикуляционной моторики полезны спортивные игры с речевыми и соревновательными элементами. Логоритмика и логопедический массаж, а также игра на музыкальных инструментах и пение присутствуют в арсенале коррекционных методик.

Улучшения просодики с ускорением темпа речи удается достичь за счет регулярных занятий в течение 4-12 месяцев, конкретный срок зависит от начальной выраженности нарушений.

В запущенных случаях помогает психотерапия, которая направлена на изменение психологического восприятия дефекта ребенком, на нормализацию микросоциального климата.

Прогноз и профилактика

Улучшить прогноз в плане полного избавления от брадилалии помогает ранняя диагностика этого состояния и как можно более раннее начало коррекционных мероприятий. В этом случае получается ограничиться минимумом процедур, так как еще не развилось сложных психологических нарушений.

Формирование нормальной речи после длительного курса коррекции должно плавно переходить в регулярное плановое наблюдение у специалиста для профилактики возможного рецидива. Справившийся с проблемой пациент должен заниматься самоконтролем.

Профилактика брадилалии направлена на устранение возможных причин ее возникновения. В роддомах усилия врачей направлены на минимизацию риска перинатального поражения головного мозга.

В детском и зрелом возрасте нужно избегать травм головы, инфекций нервной системы.

Родители должны с самого раннего возраста обращать внимание на правильность развития речи ребенка, в этом помогает правильное поведение родителей, как образцов подражания.

Источник: https://orechi.ru/narusheniya-rechi/bradilaliya

Брадилалия: причины и коррекция нарушения темпа и ритма речи

Брадилалия: причины и коррекция нарушения темпа и ритма речи

При брадилалии замедляется темп и ритм речи, дети говорят медленно, делая между фразами длительные паузы. Проблема в том, что замедлена не только речь, но и скорость мышления.

Брадилалия – это речевая патология, связанная с нарушением темпа и ритма речи. При брадилалии человек говорит медленно, делая между фразами длительные паузы. Замедлена не только внешняя речь, но и внутренняя, человек медленно думает. Кроме устной речи страдает чтение и письмо, то есть эти процессы осуществляются медленнее, чем это происходит обычно.

Патология опасна тем, что со временем она может осложниться заиканием, хотя изначально нарушения не носят судорожный характер. Со взрослым или ребёнком, страдающим от брадилалии, нелегко общаться, и окружающие неосознанно избегают коммуникации с таким человеком. Это обстоятельство приводит к тому, что пациенты подвергаются психологическому дискомфорту, осознавая свой дефект.

Симптомы речевого нарушения

Брадилалию не так давно стали считать отдельным нарушением темпа речи. До конца XIX века её считали сопутствующим симптомом других психоневрологических заболеваний. Болезнь может наблюдаться в любом возрасте: как у детей, так и у взрослых. Проявляется данный синдром в речевом и моторном дисбалансе:

  • Замедленный темп речи.
  • Низкая скорость чтения (брадилексия) и письма.
  • Длительные паузы между отдельными фразами и предложениями.
  • Растянутое произношение отдельных звуков и гласных букв.
  • Монотонность речи, часто человек говорит «в нос» (ринофония).
  • Отсутствие модуляции голоса, он звучит на одной высоте.
  • Плохая моторика и координация движений.
  • Слаборазвитая мимика.
  • Отсутствие эмоциональности.
  • Вялость и медлительность движений.

При всех этих проявлениях слова произносятся правильно как в монологе, так и в диалоге, при пересказе, рассказывании. Человек, страдающий от брадилалии, долго не может включиться в какой-то вид деятельности, а затем переключиться на другое задание. Нередко приходится повторять задание несколько раз.

Часто подобные симптомы наблюдаются у детей. Списывая все на особенности темперамента малыша, его флегматичный характер и нежелание активно двигаться, родители могут упустить развитие неврологического или психического заболевания. При сопутствующих симптомах необходимо провести тщательное обследование, установить причины проявлений брадилалии и принять необходимые меры.

Внимание и память ребёнка не развиваются. Такие дети очень медленно размышляют, делают выводы и логические умозаключения. У них возникают трудности в переключении с одной деятельности на другую. Ребёнок, осознав свою проблему, ещё сильнее замыкается в себе и переносит глубокие психологические переживания. При сильном расстройстве нейродинамики у него может возникнуть заикание.

Причины появления

Часто этот недуг связывают с патологическими изменениями в участках головного мозга и мозжечка больного. Однако данное нарушение может возникнуть у детей при неправильном воспитании или склонности малыша к подражанию близким людям с подобной речевой особенностью. Суть дефекта заключается в доминировании процесса торможения над процессами возбуждения.

Причины брадилалии:

  • генетическая предрасположенность, передаваемая по наследству;
  • интоксикация плода (алкоголем, угарным газом и др.) в период беременности или в младенческом возрасте;
  • конфликт резус-фактора;
  • опухоль головного мозга;
  • синдром Паркинсона;
  • нарушения функционирования мозжечка;
  • родовая или черепно-мозговая травма.

При мозжечковой брадилалии ярко выражен такой симптом, как немодулированная речь, без интонаций и обертонов, присущих ей в норме.

Методы диагностики

Помимо внешних проявлений заболевания, существуют и внутренние нарушения, определить которые помогут дополнительные обследования. Исследования (МРТ, ЭЭГ, РЭГ) головного мозга помогут определить органическую причину заболевания. Если симптомы брадилалии наблюдаются у ребёнка, необходима консультация таких специалистов, как невролог, логопед, психолог и психиатр.

Сбор подробного анамнеза поможет изучить перенесённые заболевания и травмы, а также определить наличие брадилалии у родственников пациента. Логопед проведёт диагностику речи ребёнка, работу артикуляционного аппарата, интонации, ритма, правильности произношения.

Врач оценит эмоциональную окраску и индивидуальные особенности речи. Невролог определит неврологический статус, уровень мелкой моторики и мимики, проанализирует сенсорные функции. Психолог поможет проверить уровень интеллектуального развития. Пациенту предлагаются письменные задания и чтение отдельных слов, фраз и текстов.

На основании комплексного обследования составляется карта.

Симптомы, сопровождающие брадилалию, снижают коммуникативную способность человека. Низкая активность и заторможенная речь могут привести ребёнка к психологической травме.

Общение со сверстниками или взрослыми у таких детей сводится к нулю. Они становятся замкнутыми, стеснительными, их словарный запас истощается.

Все это негативно отражается на формировании интеллекта малыша и умственных способностях.

Рекомендации по коррекции

Коррекция брадилалии, как и любого иного заболевания, должна проводиться комплексно.

  • Медикаментозное лечение направлено на нормализацию деятельности нервной системы. Как правило, назначаются укрепляющие и тонизирующие препараты, содержащие витамины группы В, витамин С. Широко применяются в лечении брадилалии препараты глютаминовой кислоты.
  • Положительный результат дают занятия в бассейне, водные процедуры, физиотерапевтическое лечение, массаж, лечебная физкультура.
  • Обязательной является консультация психолога и психотерапевта.
  • Для снятия физического и психического напряжения с больным проводятся аутогенные тренировки.
  • Положительное влияние на улучшение эмоциональности речи, моторики и мимики ребёнка окажут подвижные и развивающие игры, участие в театральных сценках.
  • Чтение книжек, отгадывание загадок способствуют нормализации темпа речи малыша.
  • Занятия ручным трудом развивают мелкую моторику.
  • Темп речи ускоряется при занятиях спортом, пением, танцами.

Первостепенной является помощь логопеда. Очень эффективны по силе воздействия занятия логоритмикой. Дети двигаются под заданный им ускоренный ритм, быстро маршируют, бегают, выполняют упражнения под ритмичную музыку, играют в подвижные игры с речевым сопровождением. Выглядит это примерно как на видео ниже:

Стимуляция скорости речи ребёнка проходит постепенно в несколько этапов:

  1. Логопед произносит лёгкую фразу типа «котёнок пил тёплое молоко», задавая темп речи дирижированием или хлопками в ладоши, простукиванием ритма по столу. Дети повторяют фразу несколько раз, следуя за ускоряющимся темпом, задаваемым логопедом.
  2. На этом этапе дети и взрослые быстро произносят строчки из знакомого стихотворения.
  3. Третий этап коррекционной работы включает в себя работу не только над скоростью речи, но и над её выразительностью. Дети рассказывают сказки по ролям, разучивают инсценировки, закрепляя требуемый темп и ритм речи.
  4. На последнем этапе применяются в ускоренном темпе скороговорки и чистоговорки, закрепляющие полученные навыки и развивающие речевую моторику.

Ораторское искусство, постановка речи, театральные сценки формируют выразительность речи и её эмоциональность:

Для развития внутренней речи используются всевозможные занятия на сообразительность и воображение. При этом логопед предлагает ребёнку выполнять задания в разных темпах, поддерживая скорость, например, хлопками в ладоши. Постепенно ребёнок учится контролировать свою речь и говорить быстрее.

При своевременном выявлении заболевания и его скорейшем лечении прогноз имеет положительный характер. Лечение проходит успешно при регулярных занятиях и комплексной поддержке медицинских специалистов. Но даже после излечения недуга необходим строгий контроль со стороны родителей за состоянием речи ребёнка. Взрослому же человеку обязателен самоконтроль.

Способы профилактики

Любое нарушение лучше предотвратить, чем коррегировать. Основная тактика предупреждения речевых нарушений – сохранность центральной нервной системы ребёнка.

Детям вредят окрики, запугивание, суровое обращение, постоянный фоновый шум, страх, частый контакт с возбудимыми беспокойными сверстниками.

Если к ребёнку предъявляются разумные требования, он постоянно находится в спокойной обстановке, не подвергаясь неблагоприятным раздражителям, его нервная система находится в устойчивом равновесии.

Для профилактики брадилалии принимают следующие меры:

  • предупреждение внутриутробных и родовых поражений ЦНС плода;
  • соблюдение режима дня, наличие полноценного питания, качественного сна и др.;
  • предупреждение травм головы и инфекционных заболеваний нервной системы;
  • полноценное общение с ребёнком;
  • внимательный контроль над речевым развитием малыша.

Дети часто подражают взрослым, поэтому, если в семье или в ближайшем окружении имеется человек с замедлением темпа речи, контакты ребёнка с ним следует ограничить. Оптимально, если детей окружают взрослые с правильной, плавной, чёткой, выразительной речью.

Чем раньше родители обратятся к специалистам при подозрении на нарушения темпа и ритма речи, тем больше шансов сохранить здоровье ребёнка и избежать осложнений.

Источник: https://OurKids.ru/narushenija/rech/bradilaliya/

Брадилалия

Брадилалия

Брадилалия – нарушение темпа речепроизводства, характеризующееся замедленной реализацией артикуляторного акта. При брадилалии замедляется темп внутренней и внешней речи, чтения, письма; голос становится немодулированным, монотонным, артикуляция – нечеткой.

При брадилалии требуется комплексное медицинское, психологическое и логопедическое обследование, направленное на выяснение причин нарушения темпа речи и сопутствующих нарушений.

Методика преодоления брадилалии предполагает медицинское воздействие (медикаментозную терапию, ФТЛ, психотерапию), массаж, логопедические занятия, логоритмику.

Брадилалия (брадифразия) – чрезмерно медленный темп речи. В логопедии брадилалия и тахилалия относятся к нарушениям темпо-ритмической стороны речи несудорожного характера, однако, при отсутствии должного внимания к ним, могут со временем переходить в запинки судорожного характера – заикание.

Брадилалия может быть выражена в различной степени: легкая степень обычно мало заметна для окружающих, однако при тяжелой степени расстройства нарушается коммуникативная функция речи.

При брадилалии замедляется не только темп устной и письменной речи, но также общая моторика и протекание психических процессов.

Причины брадилалии

В этиологии брадилалии выделяют биологические и психологические факторы. В некоторых наблюдениях брадилалия носит семейный характер и наследуется из поколения в поколение. В других случаях брадилалия является следствием перинатального поражения ЦНС (алкогольного синдрома плода, резус-конфликта, родовых травм и др.), общей астенизации, перенесенных интоксикаций и т. п.

В клинике неврологических заболеваний брадилалия может сопровождать течение болезни Паркинсона и симптоматического паркинсонизма, опухолей головного мозга, черепно-мозговых травм, менингитов и энцефалитов, депрессии.

Брадилалия характерна для некоторых психических нарушений, например, олигофрении.

В этих случаях брадилалия сочетается с симптомами основного заболевания, а также брадикинезией (медленным темпом движений), общей заторможенностью.

К причинам психологического плана относятся неправильное воспитание речи ребенка, подражание замедленной речи окружающих. Как самостоятельное нарушение речи, не связанное с патологическими причинами, брадилалия встречается у людей с флегматическим темпераментом. Замедленный темп речи, сходный с брадилалией, встречается у северных народов, у которых он является нормой речи.

Патогенез брадилалии, по мнению большинства исследователей, связан с нарушением нейродинамики, патологическим преобладанием тормозных процессов, доминирующих над процессами возбуждения.

Симптомы брадилалии

При брадилалии наблюдается характерная речевая и неречевая симптоматика.

Речевой статус пациента с брадилалией характеризуется замедлением темпа как внешней (экспрессивной, произносительной), так и внутренней (импрессивной, мысленной, «про себя») речи; замедленностью процессов письма и чтения.

При произнесении слов и фраз отмечается увеличение пауз между словами (интервербальное замедление) и между звуками внутри слова (интравербальное, внутрисловесное замедление), растягивание гласных звуков, скандированность речи.

Голос у пациента с брадилалией теряет свою модулированность, становится монотонным, невыразительным, фиксированным на одной и той же высоте; иногда при фонации появляется назальный оттенок (ринофония).

Звукопроизношение и слоговая структура при брадилалии, как правило, не нарушаются: слова произносятся очень медленно, но правильно. Речевое замедление проявляется во всех видах самостоятельной речи: монологе, диалоге, пересказе, рассказе. Также в медленном темпе пациенты читают и записывают слова и фразы; опора на зрительное восприятие не приводит к нормализации темпа речи.

Медлительная, невыразительная речь вызывает раздражение и нетерпение окружающих, препятствует осуществлению общения, поэтому пациенты с брадилалией замыкаются в себе и стараются вообще не говорить.

Неречевые проявления брадилалии представлены, прежде всего, нарушениями общей и мелкой моторики, мимических движений. Обращает внимание общая заторможенность и вялость, неуклюжесть, недостаточная координированность движений, амимичность лица.

У лиц с брадилалией замедляется протекание психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия. Пациенты долго включаются в какой-либо вид деятельности, а, сосредоточившись на нем, с трудом переключаются на другое занятие. К выполнению инструкции приступают только после повторного предъявления задания.

Лица с брадилалией склонны к застреванию, бесцельному повторению движений, персеверациям.

При легкой степени выраженности брадилалии речевые и неречевые проявления не вызывают ощутимого дискомфорта. В тяжелых случаях пациенты осознают свой дефект, что приводит к связанным с ним психологическим переживаниям.

Диагностика брадилалии

Лица с нарушениями темпа речи, в т. ч. с брадилалией, нуждаются в комплексном медицинском и психолого-педагогическом обследовании, которое проводится неврологом, логопедом, психологом, психиатром.

При обследовании пациента с брадилалией необходимо подробное изучение анамнеза, касающегося перенесенных заболеваний и повреждений головного мозга; наличия нарушений темпа речи у близких родственников.

В ряде случаев для выяснения органической основы брадилалии требуется проведение инструментальных исследований: ЭЭГ, РЭГ, МРТ головного мозга, ПЭТ головного мозга, люмбальной пункции и др.

Диагностика устной речи при брадилалии включает оценку строения органов артикуляции и состояния речевой моторики, экспрессивной речи (звукопроизношения, слоговой структуры слова, темпо-ритмической стороны речи, особенностей голоса и т. д.).

Диагностика письменной речи предполагает выполнение заданий на списывание текста и самостоятельное письмо под диктовку, чтение слогов, фраз, текстов.

Наряду с диагностическим обследованием речи, при брадилалии проводится изучение состояния общей, ручной и мимической моторики, сенсорных функций, интеллектуального развития.

При постановке логопедического заключения важно дифференцировать брадилалию от дизартрии и заикания.

Коррекция брадилалии

Специальная коррекционно-педагогическая работа по преодолению брадилалии проводится на фоне медицинского воздействия, направленного на нормализацию деятельности нервной системы.

Лечебный комплекс может включать курсы фармакотерапии, специальной лечебной физкультуры, массажа, бальнеотерапии, физиотерапевтического лечения.

С целью стимуляции речевой активности у пациентов с брадилалией проводится психотерапия, аутогенные тренировки.

Целью коррекционно-педагогического воздействия при брадилалии служит выработка быстрых и четких речевых реакций, развитие просодической стороны речи.

Логопедические занятия по коррекции брадилалии проводятся на немного ускоренной речи, темп которой логопед задает и поддерживает с помощью дирижирования, отхлопывания.

Усложнение речевого материала (произнесение слогов, слов, фраз, стихотворений, инсценировок, скороговорок, чтение по ролям) происходит постепенно.

С целью нормализации общей и речевой моторики при брадилалии полезны логопедический массаж, логоритмические занятия, подвижные игры с речевками и элементами спортивных соревнований, занятия ручным трудом, игра на музыкальных инструментах, танцы и пение. Ускорения темпа речи, нормализации просодики удается добиться в результате систематических занятий на протяжении 6-12 месяцев.

Прогноз и профилактика брадилалии

Прогноз в отношении преодоления брадилалии наиболее благоприятен при раннем начале коррекционной работы и психологических причинах нарушения темпа речи. Но даже после выработки навыков нормальной речи необходимо длительное наблюдение у специалистов, постоянный самоконтроль за темпом речи.

Для профилактики брадилалии важно предупреждение перинатальных поражений ЦНС, травм головы, нейроинфекций, астенического синдрома. Необходимо заботиться о нормальном развитии речи ребенка, окружать его правильными образцами для подражания.

Источник: http://MyMedNews.ru/bradilaliia/

Брадилалия: симптомы и лечение

Брадилалия: симптомы и лечение

Брадилалия проявляется как замедление темпа речи. Обратный диагноз (слишком быстрый темп речи) — тахилалия . При сохранной артикуляции и грамматическом построении фраз слова произносятся медленнее, чем в среднестатистическом случае, между ними появляются длительные паузы.

Проявляется брадилалия в любом возрасте, встречаясь как в детском, так и во взрослом возрасте. В легкой степени этот синдром не заметен говорящему, однако может мешать коммуникации. Собеседникам же не всегда комфортно общаться с тем, у кого брадилалия может проявляться даже в незначительной степени.

Почему возникает брадилалия?

Проявления замедленного темпа речи объясняются превалированием процессов торможения в работе высшей нервной системы и мозга над процессами возбуждения. При обследовании выявляется поражения мозжечка и участков головного мозга.
Среди факторов, вызывающих формирование брадилалии, выделяют:

  • генетические (склонность к замедлению речи передается наследственным путем);
  • экзогенные (интоксикация, гипоксия у детей в период гестации и младенчестве);
  • педагогические (неправильное воспитание, склонность ребенка подражать кому-то с такой речевой особенностью).

Брадилалия может встречаться как самостоятельный синдром либо как сопутствующее проявление, характерное для какого-либо заболевания. Именно поэтому важно провести тщательное обследование ребенка, чтобы правильно установить причины таких проявлений и принять необходимые меры.

Как проявляется брадилалия? Симптомы

Данный синдром может выражаться не исключительно в речевых проявлениях, но и моторных.

Речевые проявления:

  • Замедление общего темпа речи, при этом имеется поражение не только внешней речи, но и внутренней.
  • Существенное снижение скорости чтения и письма.
  • Характерное растянутое произношение отдельных звуков.
  • Наличие длинных пауз между словами в предложениях и фразами.
  • Речи присуща монотонность, малая эмоциональность.

Двигательные проявления:

  • Движения также замедленные и вялые.
  • Мимические проявления снижены.
  • Слабо развита общая моторика, координация.
  • Мелкая моторика также отличается невысоким уровнем.

Что касается детей, то родителям заметна низкая активность ребенка. Он больше предпочитает сидеть, а не бегать и прыгать. Такие дети не очень похожи на «активных исследователей», что как раз характерно для раннего возраста.

Не стоит списывать все на врожденный темперамент и особенности характера.

Вполне возможно, что ребенок относится к типу «созерцателей», однако если помимо флегматичного характера и сниженного темперамента родители замечают другие проявления, описанные выше, следует обратиться к специалисту.

У взрослых иногда брадилалия проявляется после перенесенного инсульта.

Почему нужно корректировать, лечить брадилалию?

Проблемы с коммуникацией могут привести к психологической травме у ребенка. Низкая активность, замедленная речь могут мешать ему налаживать общение. В результате ребенок может начать стесняться, становится замкнутым и в итоге говорит все меньше.

Однако в данном случае дело заключается не только в коммуникациях, но и развитии. Низкая речевая активность снижает и формирование интеллекта. А значит страдает и рост психологических функций — внимания, памяти, мышления.

Развитая речь соответственно возрасту необходима для умственного развития. Именно по этой причине важно по возможности раньше начать работу с логопедом, чтобы ребенок мог развиваться и учиться.

Диагностика брадилалии

Для того, чтобы определить наличие проблемы, специальных исследований не требуется. Картина, как говорится, на лицо. Замедленная речь заметна сразу.

Но в связи с тем, что брадилалия может являться следствием каких-либо внутренних нарушений, рекомендуется все же обследовать ребенка у невролога, логопеда и психолога.

Иногда, при подозрениях на органическую причину нарушения, может потребоваться сделать МРТ, ЭЭГ или РЭГ головного мозга.

Диагностику внешней речи проводит логопед. Он анализирует состояние артикуляционного аппарата, отмечает правильность звукопроизношения, ритмическую сторону речи, интонационную составляющую.

Кроме того, у ребенка проверяют также уровень развития мелкой моторики, мимики, интеллектуального развития.

Как исправить брадилалию?

Коррекция брадилалии, как и многих других речевых расстройств, должна проводится комплексно.

  • К медицинским методам относится применение лекарственных средств, призванных стимулировать работу нервной системы. К ним относятся укрепляющие и тонизирующие средства, которые назначит врач.
  • Большую пользу окажут также физические упражнения, направленные на улучшение координации движений, занятия творчеством, стимулирующим мелкую моторику, танцы, пение.
  • Назначаются также физиотерапевтическое лечение, при необходимости курсы массажа.
  • Проводится работа с психологом.

Логопедическая коррекция брадилалии

В комплексном подходе к коррекции данного нарушения речи «главную скрипку» играет логопед.
Работа по коррекции брадилалии должна стимулировать скорость внутренней и внешней речи ребенка при помощи специальных упражнений:

  • Для ускорения и повышения четкости произносимых фраз (используются скороговорки и чистоговорки с постепенным повышением темпа).
  • Для улучшения и убыстрения работы внутренней речи (задания на воображение, память, сообразительность).
  • Для увеличения темпа чтения и письма у школьников.
  • Для формирования выразительности и эмоциональности речи (ораторское искусство и сценическая речь).

В своей работе логопед предлагает ребенку говорить с определенной скоростью — под метроном или просто поддерживая темп хлопками в ладоши. Тем самым постепенно вырабатывается способность говорить быстрее, контролировать себя.

Дидактические и логопедические игры и упражнения стимулируют скорость внутренней работы мысли, помогают ребенку научиться действовать быстрее и активнее.
Для коррекции требуются регулярные занятия, однако если не игнорировать проблему, с ней вполне можно справиться, обеспечив ребенку возможность успешной учебы и общения с друзьями.

Источник: http://karkusha.su/bradilaliya-simptomyi-i-lechenie/

Брадилалия: выявление и коррекция нарушения

Брадилалия: выявление и коррекция нарушения

Брадилалия — это нарушение темпо ритмической стороны речи, связанное со стойкими трудностями при воспроизведении расчленённых звуков. Эта патология относится к категории расстройств темпо-ритмической стороны речи несудорожного характера. В тяжёлых случаях может возникать заикание.

При брадилалии замедляется темп внутренней и внешней речи, процесс чтения и письма. Также наблюдаются и некоторые изменения в голосе, он теряет выразительность, эмоциональную окраску, артикуляция нечёткая. У человека с таким нарушением речь замедлена, но при этом координированная.

Слабая и средняя степень нарушения практически не заметны как для самого ребёнка, так и для посторонних. При тяжёлой степени может возникать нарушение коммуникативной функции, и в таком случае расстройство считается патологическим.

О причинах нарушения всерьез

Причинами возникновения нарушения могут быть как неврологические, так и психологические факторы. Среди неврологических причин брадилалии можно выделить следующие:

  1. Наследственность.
  2. Поражение ЦНС, интоксикация зародыша в утробе матери, перенесённые родовые травмы.
  3. Развитие брадилалии наряду с различными психическими дисфункциями или неврологическими патологиями, например олигофренией — умственной отсталостью. В таком случае признаки возникают наряду с ведущей патологией, которая сопровождается общей медлительностью и заторможенностью.
  4. Нарушение может сопутствовать болезни Паркинсона.
  5. Очень часто возникает вследствие опухоли головного мозга, травм головы, менингита, энцефалита и даже депрессии.

Психологическими факторами могут быть:

  • неправильное формирование произношения ребёнка в семье, а также подражание замедленному стилю выговора окружающих;
  • возникновение брадилалии как самостоятельного явления у лиц, имеющих флегматический и меланхолический тип темперамента.

Как показывают медицинские исследования, механизм развития связан с расстройством нейродинамики, т. е. доминированием процессов торможения над процессами возбуждения.

Характерные признаки

Брадилалия сопровождается вербальными и невербальными симптомами. Среди вербальных выделяют такие признаки:

  • замедленный темп внешней речи, внутреннего диалога, процесса чтения и письма;
  • при разговоре образуются длинные паузы не только между словами, но и между звуками, буквы, в частности, гласные, растягиваются, речь прерывистая;
  • голос становится монотонным, нечётким, в некоторых случаях отмечается произношение «в нос»;
  • интерпретация звуков и слогов сохраняется, произношение очень медленное, но правильное;
  • медлительность во время чтения и письма.

Невербальные признаки:

  • нарушения моторики и мимических проявлений;
  • некоторая заторможенность, рассеянность, неполноценная координация движений;
  • замедление познавательных процессов психической деятельности — мышления, памяти, восприятия, внимания;
  • трудности в переключении с одной сферы деятельности на другую, иными словами — застревание, иногда неосознанное повторение движений;
  • ребёнок с такой патологией замкнут, старается разговаривать как можно меньше, испытывает устойчивый психологический дискомфорт из-за невозможности полноценного общения.

Профессиональный взгляд на диагностику

Диагностика будет представлять собой комплекс мероприятий и проводится целым рядом специалистов — неврологом, психологом, логопедом, психиатром.

Необходимы:

  1. Сбор анамнеза с целью изучения перенесённых болезней, травм и повреждений головного мозга, наличие брадилалии у родственников.
  2. Для определения органической природы заболевания проводятся процедуры МРТ, ЭЭГ, РЭГ, ПЭТ, люмбальная пункция.
  3. Устная речь диагностируется посредством исследования строения артикуляционного аппарата, состояния речевой моторики, эмоциональной окраски речи, звукопроизношения, тонуса мышц и силы мышечных сокращений, темпо-ритмики, индивидуальных особенностей голоса, навыков осуществления непроизвольных и произвольных движений.
  4. Для диагностики письменной речи выполняется ряд упражнений на переписывание текста, написание под диктовку, чтение вслух.

Помимо общего обследования речи проводится анализ общей и ручной моторики, мимических реакций, сенсорных функций, уровня интеллекта.

При постановке диагноза патологию дифференцируют от дизартрии и заикания.

Дизартрия возникает из-за поражения нервной системы, которое приводит к нарушению иннервации речевого аппарата.

Заикание — это расстройство ритма и плавности речи из-за мышечных судорог артикуляционного аппарата, которое сопровождается нарушением дыхания, изменением высоты и силы звука.

Коррекция нарушения

Цель терапии в данном случае заключается в выработке быстрых и правильных речевых реакций, развитии просодической стороны речи, т. е. единство взаимосвязанных компонентов, которые влияют на внятность и эмоциональную окраску.

При лечении брадилалии применяются:

  1. Специальные занятия для выработки быстроты речи, выразительности звучания речи, проводятся с ускорением речи, темп которой задаёт логопед и поддерживает с помощью дирижирования и хлопков. В дальнейшем упражнения постепенно усложняются от проговаривания слогов, слов, предложений до чтения текста в ролях, декламирования стихотворений и скороговорок.
  2. Для нормализации общей и речевой моторики необходим логопедический массаж, подвижные игры, включающие в себя элементы спорта, занятия ручным трудом, музыкальная терапия, танцевальная терапия, пение. Темп речи эффективно ускоряется благодаря регулярным занятиям, курс которых может длиться от полу — года до года.
  3. Для нормализации деятельности нервной системы применяется медикаментозное лечение, например, назначаются препараты глютаминовой кислоты, витамины B, C. Также хороших результатов можно добиться с помощью физиотерапевтических процедур, мануальной терапии, водной терапии, лечебной физкультуры.
  4. Для стимуляции речевой активности проводится работа с психотерапевтом, аутогенные тренировки.
  5. С целью придания эмоциональности речи проводятся развивающие игры с отгадыванием загадок, описанием рисунков в книжках, также очень полезно участие в театральных сценках. Очень хорошо, когда такие занятия имеют групповую форму.

Что нужно делать родителям ребёнка

Многие из речевых дефектов можно скорректировать в домашних условиях, но при этом необходимо знать, каким аспектам придавать наибольшее значение при общении с малышом:

  1. Специалисты говорят о том, что нужно быть предельно осторожными с детьми-флегматиками и, наоборот, с гиперактивными детьми. Ни в коем случае нельзя пугать ребёнка злыми и страшными персонажами.
  2. Не прибегать к «маятниковому воспитанию», когда ребёнка наказывают за всё подряд или наоборот, всё разрешают и поощряют.
  3. Если выбирается няня для ребёнка, необходимо обращать внимание на речь этого человека. Она не должна быть очень быстрой, или наоборот, замедленной.
  4. Ребёнок очень во многом копирует взрослых, в том числе и в манере разговора. Поэтому, нельзя допускать «сюсюканья» или умышленного искажения ласковых слов. Речь родителей должна быть чёткой и разборчивой.

Прогноз и профилактика

Прогноз в данном случае будет напрямую зависеть от своевременности выявления речевого дефекта и скорейшего начала терапии. Очень важен тот факт, что даже после овладения навыками нормальной речи, необходим беспрерывный контроль за темпом речи со стороны родителей, а в старшем возрасте — самоконтроль, а также систематическое обследование у логопеда.

С целью профилактики нарушения необходимо придерживаться таких норм:

  • предупреждать перинатальные, натальные и постнатальные поражения ЦНС малыша;
  • не допускать травм головы и нейроинфекций;
  • проводить мероприятия с целью предотвращения возникновения астенического синдрома, т. е. придерживаться правильного режима дня и полноценного сбалансированного рациона питания;
  • внимательно следить за тем, как развивается речь ребёнка;
  • общаться в семье правильно;
  • не допускать того, чтобы у ребёнка возникал дефицит общения.

Читайте ещё

Источник: http://NeuroDoc.ru/bolezni/narusheniya-rechi/bradilaliya.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.