Формирование характера человека

Содержание
  1. Формирование характера человека – Психология для всх
  2. Условия формирования характера
  3. Факторы, влияющие на формирование характера человека в разных возрастах
  4. Формирование характера. Психология
  5. Развитие характера человека: особенности, условия и основные факторы
  6. Психологические особенности развития характера
  7. Этапы развития характера
  8. Основные факторы развития характера
  9. Формирование характера
  10. Развитие и формирование характера
  11. Факторы, влияющие на формирование характера
  12. Личностное саморазвитие: 5 факторов формирования характера
  13. Как развивается и формируется характер
  14. Развитие характера: основные этапы
  15. Целенаправленно и сознательно характер человека может меняться и совершенствоваться в самостоятельной форме
  16. Характер в разные периоды жизни
  17. Здесь происходит формирование следующих черт характера
  18. На характер оказывают влияние следующие факторы
  19. Саморазвитие человека
  20. Что влияет на формирование человека
  21. У каждого процесс формирования личности индивидуален, но существуют общепринятые нормы
  22. Биологические факторы
  23. Социальные факторы
  24. Как психология влияет на развитие характера

Формирование характера человека – Психология для всх

Формирование характера человека

Характер нельзя назвать застывшим образованием, его формирование происходит на протяжении всего жизненного пути человека. А это значит, что в любой момент каждый из нас может бросить вызов обстоятельствам и измениться. Главное не прятать свое бессилие за фразой «Такой уж у меня характер».

Стоит отметить, что формирование характера человека характеризуется рядом определенных условий и особенностей на разных возрастных этапах. Более детально мы на них остановимся чуть позднее.

Условия формирования характера

Главным условием развития и формирования характера человека является, конечно же, социальная среда. Простыми словами все те люди, которые окружают человека в процессе его взросления и не только. Говорить о четких границах этого процесса не приходится, потому что характер «наполняется» различными чертами в течение всей жизни.

При этом психологи склонны говорить о том, что наиболее интенсивным процесс формирования характера становится в промежутке от 2 до 10 лет. Именно в этот период ребенок активно включается в социальные отношения через общение, групповые игры и учебу. В этом возрасте слова, поступки, поведение взрослых и сверстников максимально влияют на детей.

Еще одним важным условием формирования характера являются физиологические предпосылки. Тяжело поспорить с тем, что особенности функционирования головного мозга (процессы торможения и возбуждения, степень их подвижности) предопределяют различия в реакциях человека на определенное воздействие, которое поступает из внешней среды.

Ни для кого не секрет, что физиологией обусловлен наш темперамент. Он в свою очередь может либо способствовать, либо препятствовать развитию тех или иных черт характера.

Факторы, влияющие на формирование характера человека в разных возрастах

Первые годы жизни ребенка связаны с формированием таких базовых черт характера как доверие к окружающим, открытость в общении, доброта (или противоположные им черты). Основным фактором, влияющим на формирование характера на данном этапе, являются родители.

Их отношение в это время играет ключевую роль в формировании чувства безопасности, из которого по большей части и произрастают вышеперечисленные черты.

Их закрепление в характере также происходит при участии родителей посредством применения ими поощрений и наказаний, которые регулярно испытывает на себе ребенок.

Первые годы обучения в школе могут либо закрепить базовые черты характера, сформированные в семье, либо разрушить. На данном этапе ребенок становится членом группы, что способствует формированию и развитию коммуникативных и деловых черт. Среди них общительность, трудолюбие, аккуратность и другие.

Промежуток от 7 до 15 лет характеризуется становлением таких черт характера, которые определяют отношения с людьми. В это же время начинает оформляться эмоционально-волевая сфера.

Приблизительно к 15-17-ти годам человек приобретает высокую характерологическую устойчивость, которая может сохраняться долгие годы. Однако характер человека на этом не консервируется. Сама жизнь и ее условия вносят в него изменения.

К 20-ти годам происходит формирование мировоззрения и морально-нравственного облика индивида, которые могут «запустить» механизм самовоспитания. Его четкое осознание и соответствующая сила мотивации не заставят ждать результатов. Так, например, юноша, который в будущем видит себя летчиком, вряд ли станет злоупотреблять алкоголем и легкомысленно курить.

Семья, быт, близкие взаимоотношения с противоположным полом, круг знакомых, специфика профессиональных занятий непосредственным образом влияют на мотивы, взгляды, установки и цели личности, формируя тем самым ее характер. Также огромное влияние на него оказывает внешний информационный фон, который создают СМИ, кино, художественная литература, общественная идеология и др.

Характерологическая динамика 22-30-летнего возраста связана с ослаблением детских черт (таких как общая импульсивность, подростковый максимализм, уязвимость и капризность), и укреплением рациональных черт (таких как выдержка, рассудительность и ответственность).

После 30-ти лет вероятность характерологических изменений снижается. Не исключаются те из них, которые связаны с реализацией жизненных перспектив и планов. На данном этапе могут быть закреплены такие черты характера как целеустремленность, настойчивость, упорство, стремление к развитию и обучению.

По мнению профессора Р. Немова возраст 50-ти лет – это рубеж, на котором встречаются прошлое и будущее. Человек прощается со своими фантазиями и грезами, выбирает ориентироваться на текущие обстоятельства, чем и ограничивает себя.

Проходит еще некоторое время и «мечты о прошлом» отвоевывают свое место в жизни человека. Также на первое место выходит забота о своем здоровье и здоровье близких людей. Начинается фаза размеренной, неторопливой и умиротворенной жизни.

Формирование характера. Психология

Если обобщить всю приведенную информацию, то можно сказать, что формирование характера в психологии представляет собой  процесс «оттачивания» его граней, который не прекращается в течение всей жизни.

И если на ранних этапах характер человека «шлифует» сама жизнь, то с возрастом инициатива переходит в руки личности.

А это значит, что если нас не устраивает какая-то из его граней, то именно она может стать точкой нашего роста.

Все пРОСТо ツ

Ирина Рудко

Вам могут быть интересны следующие статьи:

Черты характера человека

Как проявляется характер в поведении человека?

Как проявляется характер в речи человека?

Читаем характер по лицу человека

Источник: http://irudko.ru/formirovanie-xaraktera-cheloveka.html

Развитие характера человека: особенности, условия и основные факторы

Формирование характера человека

Проблемы, связанные с формированием и развитием характера человека, интересовали и античных философов, и средневековых ученых, и современных психологов и психоаналитиков.

Все они пытались найти ответы на многие вопросы, связанные с особенностями развития характера: что же оказывает наибольшее влияние на развитие характера человека, какие факторы играют в этом процессе ведущую роль, какие условия являются решающими в его формировании.

Для того, чтобы понять, что же оказывает влияние на формирование и развитие характера, необходимо сначала развести эти понятия. Так, под развитием понимается процесс, который направлен на определенные изменения (качественные и количественные).

В психологии развитие рассматривается в качестве сложного инволюционно-эволюционного поступательного движения, в процессе которого происходят различные изменения в человеке (в его поведении, деятельности, личности, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере), причем эти изменения могут носить как прогрессивный, так и регрессивный характер. Развитие характера, как и любое развитие, представляет собой процесс возникновения изменений (необратимые, направленный и закономерные), которые приводят к появлению качественный, структурных и количественных преобразований его черт и особенностей проявления.

В отличие от развития, под формированием понимается целенаправленное и четко организованное овладение личностью определенными, достаточно устойчивыми качествами, особенностями и чертами, которые являются необходимыми для успешного выполнения различных видов деятельности.

Что же касается формирования характера, то в этом случае имеется в виду процесс становления достаточно устойчивых черт (психологические образования) и все это происходит в силу воздействия различных условий, которые объективные и создаются именно с этой целью.

Эти условия созданы специально для того, что бы в результате многоразового повторения действий и поступков они впоследствии закреплялись и переходили в так называемую типичную модель поведения человека.

Психологические особенности развития характера

Характер развивается и формируется на протяжении всего индивидуального жизненного пути человека под воздействием различных условий.

Особое влияние на развитие черт характера оказывают процесс воспитания и активная деятельность человека, труд и работа, социум и межличностные контакты, личностная направленность и позиция.

Но к такому выводу ученые пришли не сразу, ведь достаточно долгое время считалось, что на развитие характера человека воздействует лишь его врожденные особенности.

Для многих античных философов основой для формирования характера являлась врожденность человека. Так, например, Сократ, говорил о том, что не в человеческой власти быть хорошим или же дурным, а Аристотель отмечал, что добродетель или порок – это врожденные свойства.

Лишь философы Нового времени начали задумываться о том, что кроме врожденности есть и другие факторы, которые влияют на особенности развития характера.

Существенный вклад в изучение процесса развития характера внес Иммануил Кант, который видел его в двух плоскостях:

  • характер физический (задается человеку только природой, обуславливается задатками и темпераментом);
  • характер моральный (или внутренний), который формируется под воздействием внешних факторов поведения.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр, в отличие от И.

Канта, отдавал предпочтение идеи врожденности и неизменности характера человека, который имеет строгую определенность во всех его проявлениях и изменить его невозможно, так как он зависит от времени и пространства.

Философ был уверен в том, что ни внешние факторы, ни процесс воспитания никаким образом не влияет на особенности развития характера (по его словам все это неспособно превратить черствого человека в более чувственного и сострадательного).

Идея о наследственности как о ведущем факторе, определяющем развитие характера, принадлежала английскому философу Герберту Спенсеру. Он под характером понимал определенный человеческий опыт, который был завещан предками. Философ подчеркивал, что со временем и под воздействием среды характер у потомков может измениться, но для этого необходимо много времени (как минимум несколько веков).

Поворотным моментом в понимании сущности развития и формирования характера стали идеи Джона Локка, который отстаивал концепцию воспитания. Именно в воспитании ученый видел ведущий и наиболее мощный фактор развития характера человека (хотя не упускался из виду и природный характер детей, их наклонности и способности).

Дж. Локк заметил, что поведение человека и проявление его характера зависит от мотивов (которые являются одной из составляющих направленности личности). Главное, к чему пришел Локк, это то, что психофизическая природа человека и внешние условия выступают в единстве своего влияния на особенности развития характера.

В последние 100 лет психологи (и практики, и теоретики) все чаще настаивали на том, что врожденные особенности (биологическое начало в человеке) не являются приоритетными в формировании и развитии характера.

Они подчиняются в большей степени внешним условиям влияния и процессу воспитания (при этом именно воспитанию отдается ведущее значение, так как его называют самым важным социальным фактором, который и обуславливает весь процесс развития характера).

По мнению многих ученых, формирование и развитие характера зависит от целого ряда воспитательных воздействий на человека:

  • через физическое воспитание;
  • через трудовое воспитание;
  • через морально-нравственное воспитание;
  • через воспитание в процессе обучения;
  • с помощью личного примера;
  • через воспитание привычек;
  • благодаря самовоспитанию и саморазвитию.

Этапы развития характера

Характер человека развивается с первых дней его жизни и претерпевает различных изменений на протяжении всего жизненного пути.

В самом начале (младенчество и ранний возраст) ведущим фактором является подражание поведению и поступкам взрослым, в дошкольном и младшем школьным возрастом наряду с наследственностью на формирование и развитие характера влияет воспитание, а в подростковом возрасте бразды правления в данном процессе берет самовоспитание личности. Необходимо отметить, что характер может целенаправленно и сознательно изменяться и совершенствоваться самим человеком (это происходит благодаря изменениям в социальном поведении человека, в общественной деятельности, в общении и межличностном взаимодействии), и все эти изменения могут происходить на любом возрастном этапе жизни человека.

Впервые серьезные попытки выделить основные этапы развития характера были предприняты известным австрийским психологом и психиатром, основоположником психоанализа Зигмундом Фрейдом (Фройдом).

Он выделил 5 основных стадий (или этапов) формирования характера человека: оральная (первый год жизни), анальная (период от 1 года до 3х лет), фаллическая (3-5 лет), латентная (с 6 лет до начала полового развития) и генитальна (начиная от подросткового возраста и заканчивая смертью человека). Предложенные Фрейдом этапы формирования характера описаны в таблице

Этапы развития характера человека по З. Фрейду

Этапы Возрастной период Какие черты характера формируются, при фиксации на конкретной стадии
оральный 0-1 год инфантильность, зависимость, манипулятивность, зависть, подозрительность
анальный 1-3 года упрямство, бережливость (даже скупость), чистоплотность, аккуратность, жестокость, педантичность, скрупулезность
фаллический 3-5 лет неуверенность в себе, робость, застенчивость, замкнутость, молчаливость
генитальный от 11-12 лет и до конца жизни социализация/социальная дезадаптация,  эффективность/пассивность в деятельности

В психологии принято делить этапы развития характера на возрастные периоды, в каждом из которых есть свои ведущие факторы и условия его формирования. Итак, характер начинает формироваться с первых дней жизни крохотного существа – младенца.

В этом возрасте для ребенка важным является непосредственное эмоциональное общение с родителями, благодаря которому происходит развитие всех его психических процессов (и познавательных, и эмоционально-волевых) и свойств (в том числе и характера).

Именно поэтому в этом возрасте для малыша важна не только забота о нем, но и любовь и ласка родителей.

В раннем возрасте и дошкольном периоде ребенок в основном изучает модели поведения окружающих взрослых путем подражания им.

Поэтому в этот период характер формируется благодаря не только врожденным особенностям детей (функции головного мозга, особенности ВНД), но и с помощью прямого обучения (в игровой форме) с последующим эмоциональным подкреплением (похвала, одобрение, поддержка).

Главное условие развития характера – это социальная среда (семья, дошкольное образовательное учреждения, социальные контакты в системах «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок», «взрослый-взрослый»).

Необходимо подчеркнут, что первичные черты характера закладываются именно в дошкольном возрасте, поэтому очень важным является доверие, открытость и доброта в общение с малышами (ребенок, подражая, применяет эти черты в своем поведении, а взрослые должны их закреплять системой поощрение/наказание). Среди самых первых черт характера, которые закладываются в этом возрасте стоит выделить:

  • доброта/эгоистичность;
  • отзывчивость/безразличие;
  • общительность/замкнутость;
  • аккуратность/неряшливость;
  • трудолюбие/лень.

Следующий этап формирования характера – младший школьный возраст. В это время появляются новые черты и поддаются коррекции ранее сформированные. Особое значение здесь имеет оценка поступков и действий ребенка со стороны взрослых, ведь именно этим способом формируется его самооценка.

В начальных классах у детей формируются такие черты характера как ответственность, пунктуальность, настойчивость, аккуратность, трудолюбие и т.д. Наибольшее влияние на то, будут ли ранее сформированные черты закрепляться или разрушаться, имеет сам процесс и условия обучения ребенка.

В подростковом возрасте активно происходит морально-нравственное развитие ребенка, что в свою очередь существенно влияет на формирование и развитие характера. В это время активнее развиваются волевые черты. А в раннем юношеском возрасте (старшеклассники) формируются морально-нравственные основы личности. Здесь особое влияние на развитие характера оказывают:

  • личностное отношение человека к другим, к себе;
  • уровень самооценки и уверенность в собственных силах;
  • средства массовой информации и глобальная сеть интернет.

На этом этапе развития характер основные его черты практически уже сложены, в дальнейшем происходит их закрепление или же их замещение и некоторая трансформация.

В не зависимости от того, на каком этапе развития характера находиться человека, на этот процесс обязательно воздействует информационное поле, а именно:

  • мнение и суждение других людей;
  • личный пример значимых людей и их поступки (то же самое касается и негативных форм поведения как вариант того, что является недопустимым);
  • книги (а точнее описанные в них действия и поступки героев);
  • кино, телевиденье и СМИ;
  • культурное и идеологическое развитие общества, государства.

Во взрослой жизни человека формирование характера не прекращается, а переходит на новый, более осмысленный этап. Так, происходить закрепление более рациональных черт характера и тех, которые необходимы для достижения успеха и в семье, и на работе (ответственность, выдержка, целеустремленность, упорство, настойчивость и т.д.).

Основные факторы развития характера

Для того, чтобы понять какие факторы оказывают наибольшее влияние на формирование и развитие характера, необходимо различать понятия «факторы» и «условия». Под факторами понимают определенные рычаги воздействия (это особые движущие силы или «двигатель») на процесс формирования характера, а условия – это те обстоятельства, в которых происходит сам процесс развития.

Среди ученых всегда существовала своеобразная «война» за приоритетные факторы развития характера, ведь в различные времена представители разных психологических направлений пытались отстоять свою точку зрения на эту проблемы. Так, например, В.С.

Соловьев главное условие формирования «нравственного» характера видел в единстве, а также в постоянном взаимодействии природных условий и среды, а И.А. Ильин среди основных факторов выделял семью и школу. Основоположник педагогической антропологии К.Д.

Ушинский утверждал, что основные факторы развития характера и его формирования это социальная среда, особенности процесса воспитания и активная деятельность самого человека.

П.Ф. Каптерев выделял три категории факторов, формирующих характер:

  • естественные (темперамент, особенности строения тела, пол и пр., то есть все те, которые даны человеку природой и практически не изменяются);
  • культурные (влияние социума, семьи, школы, профессии, государственного строя и уровня общественного развития);
  • личный фактор (самовоспитание, саморазвитие, самосовершенствование личности, то есть когда человек является автором самого себя).

Также стоит обратить внимание на идеи И.А. Сикорского, который выделял следующие факторы развития характера ребенка:

  • воспитательная среда (семья);
  • позитивная атмосфера (веселое настроение и бодрость духа);
  • расположение (похвала, одобрение, поддержка, доверие);
  • врожденные особенности нервно-психической организации.

Анализируя все факторы, которые оказывают влияние на развитие характера человека, необходимо напомнить, что наибольшее значение они имеют в детском, подростковом и юношеском возрасте. И именно в детском возрасте, по мнению П.Ф. Лесгафта, на развитие характера личности влияют:

  • все те ощущения, которые испытывает ребенок;
  • душевные волнения, которые он переживает;
  • люди, которые его окружают;
  • вид деятельности, который он выполняет (особое место занимает труд, как наиболее серьезная и последовательная работа).

Таким образом, характер человека обуславливается множеством факторов, различными условиями и объективными обстоятельствами жизненного пути самой личности, но эти обстоятельства создаются и изменяются в результате поступков, поведения и деятельности человека. Поэтому можно смело говорить о том, что человек сам берет активное участие в процессе развития и формирования своего характера и сам должен нести ответственность за все свои действия и поступки.

Источник: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/harakter/razvitie-haraktera-cheloveka.html

Формирование характера

Формирование характера человека

Ни для кого не секрет, что внутренний мир человека – явление, которое постоянно претерпевает изменения в течение всей жизни. Одно лишь мгновенье способно сделать нас совершенно иными, чем мы были минуту назад. И естественно, то, что находится внутри нас, находит отражение в нашем поведении.

В частности это касается характера. Каждое событие, которое мы переживаем, накладывает отпечаток наш индивидуальный образ поведения. И было бы неправильно оставить без внимания условия и механизмы формирования характера.

Хотя бы для того, чтобы понять, как и откуда в нас взялись те или иные черты личности.

Развитие и формирование характера

Характер уверенно можно назвать основой личности. Это своего рода стержень, который позволяет определенным образом реагировать на различные проявления жизни. Проблема формирования характера рассматривается наукой уже не один десяток лет.

Принято считать, что первым это учение об индивидуальных особенностях человека открыл Юлиус Банзен, который рассматривал характер в качестве набора определенных черт личности. Вслед за ним психологи с мировыми именами (Фрейд, Юнг, Адлер) рассматривали формирование характера человека как процесс, находящийся вне сознания и вызываемый половыми или иными побуждениями.

Также сегодня вопросом, что формирует характер, занимаются и антропологи. Объектом их пристального внимания является значение характера для личности.

Факторы, влияющие на формирование характера

Формирование и изменение характера – процесс, который занимает основную часть жизни.

Имея врожденные особенности личности, переданные генетически через родителей, человек год за годом, словно луковица начинает обрастать разными слоями черт и качеств, которые формируются главным образом под влиянием той социальной среды, в которой он растет и развивается.

Именно поэтому пути формирования характера представляют для психологов особый интерес. И, несмотря на то, что этот процесс имеет индивидуальный характер, понятия нормы никто не отменял. И основные этапы формирования характера выглядят следующим образом:

  1. Конкретный возраст, с которого начинается воздействие на будущий характер человека назвать крайне сложно. У одних психологов этот процесс описывается едва ли не с рождения, у других – предположительно с двух лет. В любом случае стоит помнить, что период с двух до десяти лет – время особой восприимчивости малыша к тому, что ему говорят и как взрослые ведут себя рядом с ним. Также не стоит забывать и о физиологических механизмах, которые накладывают оттенок на будущий характер. Сюда относится темперамент.
  2. Следующее что, влияет на формирование характера уже в дошкольном возрасте это, безусловно, степень участие ребенка в групповых занятиях и играх. Чем больше опыта такого взаимодействие имеет ребенок, тем лучше у него будут развиты такие черты как общительность, аккуратность, уверенность в себе и т.п. Но стоит помнить, что некоторые совместные занятия могут наоборот разрушить задатки каких-либо черт.
  3. В школьный период, примерно 7-15 лет, формируется эмоциональная составляющая человека. Развитие определенных черт характера зависит от уровня самооценки подростка, отношения к нему преподавателей и сверстников, а также от влияния СМИ (Интернет, телевиденье и т.п.). Ближе к 15-17 годам личность уже имеет определенный внутренний набор качеств, которые останутся неизменными на протяжении всей жизни. Корректировать их будет в состоянии только сам человек в результате постоянного развития и работы над собой. Причем, как в положительную сторону (карьера, самообразование), так и в отрицательную (курение, злоупотребление алкоголем).
  4. К 25-30 годам формирование характера заключается в отхождении от “детскости” (максимализм, капризность и т.п.) и появлении рационального звена (ответственность за свои действия, рассудительность и т.д.).
  5. После 30 лет изменения характера, как правило, уже не происходят. Исключением могут стать психические заболевания или пережитые стрессы. К 50-ти годам человек, как правило, уже расстается с разного рода фантазиями и мечтами и начинает жить по принципу “здесь и сейчас”. Чем старше становится человек, тем большее место в его жизни начинают занимать воспоминания. Особенно это характерно с наступлением старости.

Таким образом, в начале жизни основу составляет влияние семьи и социальной среды на формирование характера. Но чем старше становится личность, тем больше будущее зависит от работы над собой и своим внутренним миром.

Бывает ли с вами так, что мысли о плохом, кажется, просто преследуют вас, при этом нагнетая лишнюю тревожность и отнимая у вас возможность просто радоваться жизни? Если да, то эта статья – для вас, о том, как же бороться с навязчивыми мыслями. Наша жизнь, это то, что мы о ней думаем. И вряд ли найдется тот, кто поспорит, что все происходящее в жизни не является следствием наших действий. Как же сделать их эффективными? Для этого нужно как минимум обладать самодисциплиной.
Такое явление как дефекты речи сегодня никого не удивляет и достаточно распространено в мире. Однако для многих людей малейший недочет в виде картавости может стоить карьеры. Именно поэтому если с ней не удалось справиться в детстве, стоит попробовать сделать это в зрелом возрасте. Иногда глядя на некоторые слова и поступки знакомых, мы невольно задаемся вопросом – где логика? А ведь может быть, у этого самого человека логическое мышление находится на низком уровне развития. Как быть в такой ситуации? Конечно, работать над собой и над своей логикой.

Источник: https://womanadvice.ru/formirovanie-haraktera

Личностное саморазвитие: 5 факторов формирования характера

Формирование характера человека

Что такое личностное саморазвитие и в чем его важность? Таким вопросом не одно столетие задаются ученые и рядовые обыватели. Для многих остается загадкой, как формируется характер человека и как он влияет на повседневную жизнь.

Индивиду необходимо развиваться не только в детском и юношеском возрасте, но и после момента взросления. Каждый может самостоятельно менять отношение к людям, формировать определенные привычки, корректировать личностные качества.

Для этого достаточно понимать природу формирования характера и то, что на него влияет.

Как развивается и формируется характер

Проблемы формирования и развития характера человека вызывали интерес философов эпохи Античности и ученых из Средневековья. Эта тема остается актуальной сегодня для современных психоаналитиков и психологов. Каждый раз они пытаются найти ответ на вопрос, что такое личностное саморазвитие, от каких факторов оно зависит, что влияет в большей степени на развитие характера человека.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте! Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют  ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION – лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию… Читать подробнее..

Для понимания того, что оказывает влияние на личностное саморазвитие, необходимо выяснить, что формирует и развивает характер. Процесс саморазвития личностных качеств связан напрямую с определенными изменениями в качественном и количественном соотношении.

Такой процесс сложный по структуре. В самом человеке происходят различные изменения, в том числе в его поведении, личности, деятельности. Меняется интеллектуальная и эмоционально-волевая сфера.

Иногда такие изменения приносят прогрессивный характер, иногда регрессируют.

Развитие характера человека сопряжено с процессом возникновения изменений. Некоторые из них носят необратимые свойства, а некоторые закономерны и направлены. Важно, чтобы такое развитие приводило к качественному, структурному и количественному преобразованию.

Характер — это основа личности. На нем выстраивается стержень, он определенным образом реагирует на различные сферы жизни. Саморазвитие личности и факторы формирования характера рассматриваются с научной точки зрения десятилетиями.

Открытие того, что такое индивидуальные особенности человека, принадлежит Юлиусу Банзену. Он рассматривал характер как определенный набор черт личности.  Далее подключились в своих исследованиях Фрейд, Юнг и Адлер.

Они считали, что характер человека формировался как отдельный процесс. Он находился вне сознания, на индивидуальность оказывали влияние половые и иные побуждения. Вопрос формирования характера находится в компетенции антропологов.

В качестве объекта они рассматривают характер личности.

Развитие характера: основные этапы

Формирование человеческого характера начинается с первого дня его жизни. Со временем он изменяется. В младенчестве и раннем возрасте индивид подражает поведению и поступкам взрослых. Будучи в дошкольном и младшем возрасте на личность оказывает влияние наследственность и воспитание ребенка. При достижении подросткового возраста человек занимается самовоспитанием.

Целенаправленно и сознательно характер человека может меняться и совершенствоваться в самостоятельной форме

В первую очередь он корректируется из-за социального поведения личности, на него влияет общественная деятельность и межличностное взаимодействие. Не важно, на каком жизненном этапе находится человек, важно то, как он воспринимает ситуацию.

Основные этапы развития характера человека впервые выделил австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд. Он насчитал 5 этапов, на протяжении которых формируется личность. По учению Фрейда оральный этап относится к возрастному периоду 0 до 1 года.

В этом отрезке времени формируются такие черты как манипулятивность, инфантильная, зависть и зависимость. Далее во время анального периода, который длится с 1 до 3 года, в основу личности закладываются такие черты как бережливость, упрямство, аккуратность, жестокость и педантичность.

Во время следующего периода, что приходится на возраст от 3 до 5 лет, формируется неуверенность в себе, застенчивость и замкнутость, робость и молчаливость. Во время генитального периода с 11 до 12 лет и до конца жизни и происходит социализация или социальная дезадаптация.

Здесь же проявляется эффективность или пассивность в деятельности.

В сфере психологии часто характер разделяется на возрастные периоды. Каждый из них имеет ведущие факторы и условия, при котором происходит формирование определенных черт. Становление личности у человека начинается с первых лет его жизни.

В таком возрасте ребенок посредством эмоций общается со своими родителями, развиваются его психические процессы. Он стремится познать мир, проявляет эмоциональные свойства. Нужно малышу оказывать не столько заботы, сколько показываеть любовь и ласку.

Личностное саморазвитие начинается именно с этого жизненного этапа.

Характер в разные периоды жизни

Факторы формирования характера присутствуют в раннем и дошкольном возрасте. В этот момент ребенок активно изучает то, каким образом ведут себя взрослые люди, и старается подражать их модели.

Формирование характера происходит не столько благодаря особенностям детей от рождения, сколько прямому обучению с эмоциональным подкреплением. Важно доносить информацию в игровой форме, при этом хвалить, одобрять и поддерживать человека. На развитие характера влияет социальная среда.

К ней относится семья, образовательное учреждение, контакты взрослого и ребенка, взаимодействия ребенка с другими одногодками.

Самые первые черты закладываются именно в возрасте до школы. Важно проявлять доверие, доброту и открытость в общении с детьми.

Здесь происходит формирование следующих черт характера

  • доброты и эгоистичности;
  • трудолюбия и лени;
  • аккуратности и неряшливости;
  • отзывчивости и безразличия;
  • общительности и замкнутости.

Далее следует этап младшего школьного возраста. Продолжается формирование черт характера. Некоторые из них, что были ранее приобретены, могут поддаваться корректировке.

Важно то, как подросток оценивает собственные поступки, а также то, каким образом к ним относятся взрослые. Так формируется самооценка будущего индивидуума. Закрепление уже сформированных черт или их разрушение будет зависеть от процесса и условий обучения ребенка.

При достижении подросткового возраста появляется моральное и нравственное развитие ребенка. Такой фактор влияет на развитие и формирование характера. В этот же период развиваются волевые черты человека. В юношеском периоде закладываются моральные и нравственные основы будущей личности.

На характер оказывают влияние следующие факторы

  1. Отношение человека к себе и другим людям.
  2. Уверенность в своих силах и уровень самооценки.
  3. Информация из СМИ и Интернета.

Процесс саморазвития личностных качеств идет на протяжении всей жизни человека. После совершеннолетия начинается индивидуальное саморазвитие. Важно осознавать свои приобретенные черты характера и их корректировать.

Саморазвитие человека

На каждом из жизненных этапов человек способен совершенствоваться. Он может менять свой характер благодаря информационному полю. Личностное саморазвитие происходит следующим путем:

  1. Посредством мнений и суждений других людей.
  2. Благодаря личному примеру от значимых людей и их поступков.
  3. По результату прочитанных книг.
  4. Развитие культуры и идеологии в обществе и государстве.

Формирование черт характера человека во взрослой жизни не заканчивается. На новом этапе все становится более осмысленным. Рациональное черты закрепляются, если человеку нужно достигнуть успеха в карьере и семье, то он развивает в себе такие качества как выдержка, ответственность упорство, целеустремленность и настойчивость.

Что влияет на формирование человека

Саморазвитие личности — это  длительный процесс. Он происходит большую часть жизни. Некоторые особенности личности имеются от рождения, часть передается посредством генетики.

С каждым годом у человека появляются новые черты и качества. Они формируются через влияние социальной среды и где он развивается и растет.

В формировании человеческого характера играет роль устройство государства и социума, в котором он находится.

У каждого процесс формирования личности индивидуален, но существуют общепринятые нормы

  1. Никто не может назвать, в каком именно в возрасте начинается формирование человека. Одни психологи считают, что такой процесс начинается с рождения ребенка, другие предполагают, что характер формируется с двухлетнего возраста. Малыш становится особенно восприимчивым к окружающей среде в возрасте с 2 до 10 лет.

    Для него важно, какого мнения о нем взрослые, какую модель для поведения они предлагают. Важную роль в формировании человека имеют физиологические механизмы. Темперамент влияет на личность.

  2. Вовлеченность ребенка в групповые занятия и игры участвует в формировании его характера в дошкольном возрасте.

    Ребенок должен иметь опыт взаимодействия с другими детьми, тогда развиваются такие черты как аккуратность, уверенность в себе и коммуникабельность. Обратите внимание, не всегда совместные занятия с другими детьми и взрослыми могут принести пользу ребенку. В некоторых случаях разрушаются задатки определенных черт характера в детском и юношеском возрасте.

  3. В период обучения в школе, который приходится на возраст от 7 до 16 лет, происходит формирование эмоциональной составляющей будущей личности. Развиваются определенные черты характера, формируется самооценка у подростка. Он обращает внимание на то, каким образом к нему относятся преподаватели и сверстники, что говорят в средствах массовой информации.

    Ближе к достижению совершеннолетия личность обладает определенным набором внутренних качеств. Они с большой долей вероятности останутся не измененными всю жизнь. Корректировать черты характера может только сам человек, в этом ему помогает саморазвитие личности. Человек может развить в себя как положительные, так и отрицательные стороны.

    В первом случае личность поможет своему развитию в плане семьи и карьеры. Во втором случае он нанесет вред психическому и физическому здоровью. К примеру, в качестве негативного опыта станут употребление алкоголя, наркотических веществ, агрессия по отношению к семье и окружающему миру.

  4. В возрасте 25-30 лет в характере больше нет таких черт как максимализм и капризность.

    Появляется рациональное звено, индивидуальность отвечает за свои действия, человек рассудителен в делах.

  5. В 30-летнем возрасте в большинстве случаев происходит изменение характера. На человека могут повлиять только пережитый стресс и психическое заболевание.

    В 50 лет человек начинает жить здесь и сейчас, он больше не мечтает и не фантазирует о возможности развития в своей жизни. С возрастом человек больше погружается в воспоминания.

Основное влияние на личность оказывает его семья и социальная среда. При взрослении индивид становится более зависим от самой себя, своего внутреннего мира.

Биологические факторы

Личностное саморазвитие зависит от внутренних факторов. Генетические особенности передаются от родителей с рождения. Черты, приобретенные посредством наследства, формируют базу личности.

Восприятие окружающего мира и оценка других людей зависит от наследственных качеств индивида, его способностей и физических особенностей.

С точки зрения биологической наследственности не существует одинаковых людей.

Родители к детям передают определенные качества, они заложены в генетической программе.

По наследству от родителей человеку передается анатомо-физиологическая структура, различные физические данные и физиологические особенности, а также устройство нервной системы.

Дополнительно в генетике заложены аномалии в развитии организма, предрасположенность к определенным заболеваниям, что имеют наследственный характер.

К примеру, люди с врожденной «заячьей губой» будут чувствовать себя другими в обществе. В период дошкольного развития у них могут развиваться комплексы и внутренние страхи.

В этот момент человеку важно оказать поддержку, показать возможности равного взаимодействия с другими, не стоит проявлять насилие по отношению к такому ребенку или взрослому человеку.

Интеграция в общество и социальная адаптация помогут ему в жизни.

Социальные факторы

Личностное саморазвитие зависит от социума. Важно то, в какой среде находится человек. Индивид развивается в зависимости  от страны, в которой он родился, школы, где учился, семьи, в которой вырос. Важную роль играет общественный строй и система производственных отношений. На человека влияют социальные процессы, материальные условия жизни.

У личности есть дальнее и ближнее окружение, которое оказывает на него непосредственное влияние. На первых этапах жизни человек не может влиять на свое благосостояние, по достижению совершеннолетия он в силах менять материальную сторону жизни. При создании благоприятных условий личность может достигнуть наиболее высокого уровня развития.

Самореализация женщины в мужском мире также оказывает влияние на формирование личности.

К примеру, после неудачного опыта общение с противоположным полом в подростковом возрасте, уже в сознательные периоды жизни у женщин могут возникнуть определенные комплексы.

Человек должен справиться с устоявшимися представлениями о взаимоотношении с другими людьми и устройстве общества в целом своими силами или силами специалистов.

Как психология влияет на развитие характера

Формирование характера человека, как и личностное саморазвитие происходит на протяжении жизненного пути человека. На него воздействует различные условия. Важно то, как воспитывался индивид, по какому принципу была построена работа и взаимодействие с социумом и каким образом формировалась жизненная позиция.

Долгое время было принято считать, что на характер влияют исключительно генетические особенности человека. Джон Локк стал первооткрывателем в концепции воспитания личности.

Именно этому периоду жизни ученый уделял наибольшее внимание. В своих трудах Дж. Локк считал, что в первую очередь на характер человека влияют его мотивы.

В особенности развития характера личности закладывает основу психофизическая природа и внешние условия.

На протяжении последнего столетия миф о том, что генетические особенности относятся к основе характера, был развеян. На формирование личности влияют внешние условия и процесс воспитания человека.

Источник: https://zazama.ru/samorazvitie/lichnostnoe-samorazvitie-5-faktorov-formirovaniya-xaraktera.html

Мое Здоровье
Добавить комментарий