Голосообразование

Голосовой аппарат, голосообразование и гигиена голоса человека

Голосообразование

Высота звука определяется формой и размерами гортани, связок и резонаторных полостей. По звуковысотному признаку принято делить все голоса на несколько основных групп. Сведения о типах певческих , длине и ширине ых складок у людей с различными типами приведены в таблице.

Кроме высоты, образующиеся в ом аппарате звуки характеризуются силой и громкостью звучания. Сила звука определяется выходящей наружу звуковой энергией и зависит от природных возможностей ого аппарата, величины подсвязочного давления.

Громкость зависит от размаха колебательных движений ых связок, частоты звука, расстояния от источника звука до слухового аппарата, чувствительности последнего. Сила звука и громкость звучания – понятия не тождественные. При одной и той же силе звуки различной частоты воспринимаются как неодинаковые по громкости.

Наш слуховой аппарат наиболее чувствителен к частотам от 1 тыс. до 5 тыс. Гц.

Помимо высоты и силы голоса разных людей различаются звуковой окраской, или тембром. Тембр голоса является основным признаком, определяющим качество его звучания.

Он воспринимается нашим слухом подобно тому, как воспринимается зрением красочность живописи.

Не случайно, говоря о голосах, мы употребляем эпитеты: серебристый, бархатный, светлый, мягкий, тусклый, темный, резкий, теплый, холодный и т.п. Чем же определяются качества тембра?

Любой звук состоит из основного тона и целого ряда звуков более высоких частот, которые называются обертонами. Среди них имеются резко выраженные обертоны с большой амплитудой, которые называются формантами. Именно обертоны и форманты создают характерное звучание каждого голоса и каждого звука (это относится в основном к гласным звукам).

Таблица. Показатели длины и ширины ых складок,
характерные для различных типов певческих

Тип певческого голоса

Длина ых складок, мм

Ширина ых складок, мм

Лирико-колоратурное сопрано Сопрано Меццо-сопрано Тенор Баритон

Бас

До 14,0 14,0–19,0 18,0–21,0 18,0–22,0 22,0–24,0

24,0–25,0

2,0–2,5 2,0–3,0 2,5–3,0 2,5–3,0 3,0–4,0

3,0–5,0

Таким образом, главным звукообразующим органом у человека является гортань.

В ней находятся ые связки, которые под действием струи выдыхаемого воздуха совершают колебания определенной частоты, что и вызывает образование звуков.

В целом же звукообразование – результат сложного и тонкого взаимодействия всех составных частей ого аппарата. Голос каждого человека индивидуален., что определяется его высотой, силой и тембром.

III. Закрепление знаний

Оборудование: зеркало, электрический фонарик, записи оперных и эстрадных певцов.

ХОД РАБОТЫ

1. Поставьте перед собой зеркало. Ротовую полость осветите электрическим фонариком. Рассмотрите язык. Проследите его артикуляторную функцию. Что происходит с языком при произнесении различных звуков? (Он изменяет свою форму.)

2. Рассмотрите твердое и мягкое нёбо, язычок.

В каком состоянии находятся мягкое нёбо и язычок? Что происходит с мягким нёбом при звукообразовании? Каково значение выявленных различий в состоянии мягкого нёба? (Мягкое нёбо при молчании расслаблено, благодаря чему имеется свободный проход для воздуха из глотки в носоглотку и далее в нос. При голосообразовании мягкое нёбо поднимается и перекрывает вход в носоглотку. Если перекрытие неполное, голос становится гнусавым.)

3. Докажите, что гортань может смещаться вверх и вниз на несколько сантиметров. Для этого прикоснитесь одной рукой к области вашей шеи, где расположена гортань. Произнесите и потяните звук «и», а затем звук «у». Что происходит с гортанью при смене произносимых звуков? (На гласном звуке «и» она приподнимается, а на звуке «у» несколько смещается вниз.)

4. Убедитесь, что в произнесении членораздельных звуков участвуют резонаторы носовой полости. Для этого произносите слоги ле, ли, ни с зажатым и незажатым носом.

Что вы можете сказать о произношении этих слогов в первом и во втором случаях? (Громкое и четкое звучание происходит, если поток воздуха при выдохе несколько сдерживать, а звуки произносить так, чтобы они резонировали за счет носовой полости.

Если же во время произнесения этих слогов зажать нос, звуки значительно искажаются.)

5. Прослушайте голоса нескольких оперных исполнителей. Определите среди них обладателей высокого женского голоса (сопрано), низкого женского голоса (меццо-сопрано), высокого мужского голоса (тенор) и низкого мужского голоса (баритон). Опишите тембр голоса каждого из певцов.

(Используются отрывки из музыкальных произведений:

– русская народная песня «Вот мчится тройка удалая» в исполнении П.Г. Лисициана (баритон, тембр сочный, бархатный, мягкий, теплый);
– романс П.И. Чайковского «Нам звезды кроткие сияли» в исполнении Е.В.

 Образцовой (меццо-сопрано, тембр насыщенный, яркий, порой теплый);
– романс С.В. Рахманинова «Сирень» в исполнении А.В. Неждановой (сопрано, тембр серебристый, хрустально чистый, теплый);
– ариозо Германа из оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама» в исполнении Г.М.

 Нэлеппа (тенор, тембр мужественный, благородный, стальной).)

6. Прослушайте голоса нескольких современных эстрадных исполнителей (звучат записи Ф.Киркорова, А.Апиной, Т.Булановой, О.Газманова). Что вы можете сказать о высоте, силе и тембре голоса этих исполнителей?

7. Сделайте вывод о значении ого аппарата и голосообразования в жизни человека.

IV. Сообщения учащихся о гигиене ого аппарата

Трое учащихся за две недели до урока получают задание подготовить сообщения на заданные темы.

1.Некоторые правила, обеспечивающие сохранение здоровья ого аппарата

Гигиена голоса неразрывно связана с режимом жизни и общегигиеническими правилами. Под гигиеной голоса понимают соблюдение человеком определенных правил поведения, обеспечивающих сохранение здоровья ого аппарата.

В первую очередь эти правила необходимо соблюдать представителям тех профессий, которым приходится в ходе профессиональной деятельности постоянно эксплуатировать свой голос.

Речь идет о преподавателях, дикторах, певцах, драматических артистах и др.

Вот некоторые правила гигиены голоса:

– нагрузка на ой аппарат должна соответствовать степени его тренированности; – недопустимо форсированное звучание голоса, злоупотребление высокими нотами, криком, неумеренной речевой нагрузкой и т.д.

; – недопустимы большие речевые нагрузки, пение во время болезни; – необходимо избегать резкой смены температуры, а также жары, холода, духоты, пыли и т.п.

; – с разгоряченным ым аппаратом нельзя выходить на улицу в холодное время года, необходимо несколько остыть; – рекомендуется избегать пищи и напитков, раздражающих слизистую оболочку горла, – острого, излишне соленого, чрезмерно горячего или холодного; – необходимо исключить курение и употребление алкогольных напитков;

– в случае болезни органов ого аппарата необходимо своевременно обращаться к врачуфониатру.

2. Болезни органов ого аппарата и их профилактика

Болезни ого аппарата, связанные с нарушения ой функции, имеют различные причины.
Наиболее часто причиной нарушения функций ого аппарата являются острые воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, ангины (тонзиллит), острый насморк (ринит), воспаление глотки (фарингит), гортани (ларингит), трахеи (трахеит) и бронхов (бронхит).

Речевые нагрузки и пение следует в этом случае прекратить до выздоровления. Для профилактики воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей следует избегать переохлаждения и закаливать организм. К заболеваниям, связанным с повышенной профессиональной нагрузкой на голос, относятся певческие узелки. Они бывают острыми и хроническими, застарелыми.

Причина их появления – повышенная нагрузка на ой аппарат, неправильное форсированное пение. Острые узелки при обеспечении ого покоя обычно самопроизвольно рассасываются. Застарелые узелки, как правило, удаляются оперативным путем. Появление на связках узелков может привести к изменению тембра голоса (появляется охриплость), уменьшению его диапазона.

Во избежание повторного их возникновения целесообразно не допускать перегрузок ого аппарата. К заболеваниям, связанным с повышенной эксплуатацией голоса, также относится кровоизлияние в ую складку. Оно наступает при резком напряжении (крик, форсирование). Голос сразу «садится», и голосообразование становится невозможным.

При абсолютном ом покое кровоизлияние постепенно рассасывается и может пройти бесследно. Дисфония – расстройство голосообразования, протекающее либо в форме ослабления деятельности ых складок (несмыкание), либо в спазматической форме (пересмыкание, спазмы).

Как правило, это результат перенапряжения нервной системы, усиленной ой деятельности, часто протекающей на фоне какой-нибудь инфекции.

Голосовой аппарат чутко реагирует на любые негативные изменения в общем состоянии организма.

Психическая перегрузка, переутомление ого аппарата, злоупотребление верхними звуками, криком, болезнь могут стать причиной заболеваний голоса.

Для сохранения молодости голоса и возможности его длительного использования в профессиональных целях необходимо избегать всех этих негативно влияющих на его состояние факторов.

3. Особенности голоса в подростковом возрасте и гигиенические рекомендации подросткам по сохранению голоса

Переход детского голоса в голос взрослого называется мутацией (от лат. mutatio – изменение, перемена). Возрастные границы мутации чаще всего лежат в пределах от 14 до 16 лет. У девочек эта перемена совершается плавно и порой проходит вовсе незаметно.

Это связано с постепенным и равномерным ростом гортани, не меняющей своей естественной конфигурации. У мальчиков в результате значительного изменения конфигурации гортани длина ых складок увеличивается до 2–2,5 см против 1,5 см у женщин.

Длительность процесса перестройки гортани у мальчиков, как и у девочек, занимает 1,5–2 года, распространяясь на весь возраст полового созревания. Однако «ломка» голоса мальчиков, его охриплость, неустойчивость голосообразования могут проявиться резко в течение нескольких недель.

Это объясняется тем, что привычная функция гортани приходит в противоречие с новой структурой. В этот период ые складки бывают покрасневшими, отмечается обильное выделение слизи, быстрая утомляемость голоса.

Новая гортань и иные анатомические и физиологические особенности взрослого мужского организма могут оказаться менее благоприятными для образования красивого звучания голоса. Для сохранения удачной для пения конфигурации гортани мальчика в XVII–XVIII вв. в церковных хорах применяли кастрацию.

В период мутации голоса необходимо соблюдать щадящий режим использования ого аппарата. До недавнего времени бытовало мнение, что во время мутации голоса мальчики не должны петь. Однако практика показывает, что занятия пением в этот период возможны, но только с использованием ограниченного диапазона.

(После выступлений своих товарищей учащиеся письменно отвечают на вопросы самостоятельной работы.)

Самостоятельная работа

Вариант 1

1. Почему с разгоряченным ым аппаратом нельзя выходить на улицу в холодное время года, а необходимо несколько остыть?

2. Почему злоупотребление криком может привести к появлению на ых связках так называемых певческих узелков?

Вариант 2

1. Объясните одно из правил гигиены голоса: «Рекомендуется избегать пищи и напитков, раздражающих слизистую оболочку горла: острого, излишне соленого, чрезмерно горячего или холодного».

2. Почему у работников «шумных» производств часто встречается болезнь несмыкания ых связок (дисфония)?

V. Домашнее задание

Изучить теоретический материал (строение и функционирование ого аппарата человека, гигиенические правила сохранения ого аппарата и голоса).

Решить задачу: «В дуэте баса, обладающего обычно мощным звуком, и колоратурного сопрано последнее, несмотря на меньшую силу звука, обычно слышно не хуже. Укажите причину подобного явления».

VI. Заключение

Подведение итогов урока, выставление оценок.

Как иллюстрацию возможностей человеческого голоса, послушаем запись арии дона Базилио из оперы Дж.Россини «Севильский цирюльник» в исполнении Ф.И. Шаляпина. Обратите внимание на то, с какой легкостью певец исполняет сложнейшие пассажи арии и какое богатство тембровых красок он демонстрирует, характеризуя комический характер своего героя.

Творчеству Федора Ивановича Шаляпина посвящены такие строки Виктора Бокова:

Когда я слушаю Шаляпина, Восторг и радость с ним деля, Я говорю: «О, как талантами

Богата русская земля!»

Источник: http://bio.1september.ru/article.php?ID=200404103

Мое Здоровье
Добавить комментарий