Самооценка личности

Содержание
  1. Самооценка личности
  2. Формирование самооценки личности
  3. Изучение самооценки личности
  4. Самооценка и уровень притязаний личности
  5. Уровни самооценки личности
  6. Самооценка личности: 10 методов развития
  7. Преграды для роста самооценки
  8. Методы повышения самооценки
  9. Подведем итоги
  10. Самооценка личности – формирование, изучение, уровени притязаний
  11. Формирование самооценки личности
  12. Изучение самооценки личности
  13. Самооценка и уровень притязаний личности
  14. Уровни самооценки личности
  15. Понятие и виды самооценки личности
  16. Понятие в психологии ↑
  17. Источники формирования ↑
  18. Виды самооценки ↑
  19. Адекватная/неадекватная
  20. Высокая/средняя/низкая
  21. Стабильная/плавающая
  22. Общая/частная/конкретно-ситуативная
  23. Как воспитать в человеке адекватное восприятие себя ↑
  24. Понятие самооценки личности в психологии
  25. Реферат
  26. 1.2.Особенности проявления самооценки вюношеском возрасте

Самооценка личности

Самооценка личности

Самооценка личности, являясь компонентом самосознания, включает в себя оценку нравственных качеств, человеческих и физических характеристик, поступков, способностей.

Самооценивание человека представляет центральное образование личности, а также демонстрирует социальную адаптацию индивида, выступая регулятором его поведения и деятельности. Самооценивание связывают с самоуважением.

Уважающие себя личности имеют независимую линию поведения, более уравновешенны и не агрессивны. В привычном понимании для человека, самооценка — это оценивание личности самого себя.

Формирование самооценки личности

Самооценка личности развивается в процессе деятельности, а также межличностного взаимодействия. В существенной мере от социума зависит, как человек будет себя оценивать. Немаловажную роль в формировании самооценки личности занимают оценки окружающих людей, а также личные достижения индивида.

В психологии под самооцениванием понимают представление индивида о значимости своей личной деятельности среди других индивидов, а также оценивание себя и личных качеств, чувств, достоинств, недостатков, выражение их закрыто или открыто.

Самооценку личности относят к устойчивым психологическим характеристикам человека. Ее очень трудно изменить, поскольку она формируется в раннем детстве и зависит не только от врожденных факторов, но и от обстоятельств в жизни.

Значимое влияние на нее производит отношение окружающих, поскольку самооценка формируется вследствие непрерывного сравнения себя с другими людьми.

Чтобы преодолеть себя, следует бросить трезвый и смелый взгляд внутрь себя, изучить свой темперамент, характер, другие психологические свойства, необходимые в межличностном взаимодействии.

Изучение самооценки личности

Изучение самооценивания личности психологами выявило, что оно выполняет три функции:

— регуляторную, решающую задачи личностного выбора,

— защитную, обеспечивающую относительную стабильность, а также независимость личности,

— развивающую, выступающую толчком к развитию личности.

Психологи советуют каждому человеку заглядывать в себя, поскольку внутри находятся решения многих текущих проблем. Покопавшись в себе, человек способен избавиться от находящегося там мусора, как это происходит во время уборки квартиры под Новый год. При этом полезные, нужные вещи располагают поближе, а то, что не нужно, прячут подальше.

Самооценка личности формирует самосознание человека. Личность, оценивая себя, включает в этот процесс оценивание своих качеств, свойств и возможностей. Это происходит через самоанализ, самонаблюдение, самоотчет, непрерывное сравнение себя с другими индивидами, с которыми человек находится в непосредственном контакте.

Самооценивание не является простым удовлетворением любопытства. Движущим мотивом выступает мотив самосовершенствования, стремление к успеху, здоровое чувство самолюбия, ведь человеческая жизнь — это затяжная борьба с самим собой.

Самооценивание личности дает возможность, как увидеть настоящее «Я», так и увязать его со своим будущим и прошлым. Самооценка личности позволяет индивиду увидеть корни своих сильных и слабых сторон, увериться в их объективности и научиться обретать адекватные модели для своего поведения в повседневных ситуациях. Человек, который познал самого себя, превращается в другого человека.

Самооценивание личности в своей структуре имеет два компонента: когнитивный и эмоциональный.

Когнитивный отражает все, что человек узнал о себе из разных источников информации.

Эмоциональный выражает собственное отношение к разным сторонам личности (поведению, чертам характера, привычкам).

Самооценка и уровень притязаний личности

Американский психолог У. Джемс разработал для самооценки специальную формулу: Самооценка = Успех / Уровень притязаний

Где уровень притязаний это уровень, к которому индивид стремится в различных сферах жизнедеятельности (статус, карьера, благосостояние). Уровень притязаний служит идеальной целью для своих будущих действий.

Успех – это достижение конкретных результатов при выполнении определенных действий, которые отражают уровень притязаний.

Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Самооценка личности может быть завышенной, адекватной, заниженной. Сильные отклонения от адекватной самооценки заставляют личность испытывать внутренние конфликты и психологический дискомфорт. Зачастую сам человек не понимает истинных причин  всех этих явлений и начинает искать причины вне себя.

Явно завышенная самооценка личности отмечается комплексом превосходства – «я самый правильный», а также комплексом двухлетних детей – «я лучше всех».

Человек с завышенным самооцениванием идеализирует себя, преувеличивает свои способности и возможности, а также свою значимость для окружающих людей.

Такая личность игнорирует неудачи для поддержания психологического комфорта, сохраняя привычное для себя высокое самомнение.

Индивид с завышенным самооцениванием преподносит слабые стороны за сильные, выдавая обычную агрессивность и упрямство за решительность и волю. Зачастую такой человек превращается в недосягаемую личность для других индивидов, становясь душевно глухим и теряя обратную связь с окружающими.

Он никогда не прислушивается к чужому мнению. Неуспех такая личность относит к внешним факторам, чужим проискам, обстоятельствам, козням, но только не к своим ошибкам.

Критическое оценивание себя другими личностями для него неприемлемо и к таким людям он относятся с явным недоверием, причисляя все это к зависти и придиркам.

Человек с завышенной самооценкой перед собой ставит завышенные и невыполнимые цели; имеет уровень притязаний, который превышает его реальные возможности.

Для такого человека присущи такие черты, как зазнайство, высокомерие, стремление к превосходству, агрессивность, грубость, неуживчивость, жесткость.

Он ведет себя подчеркнуто независимо и это воспринимается окружающими как пренебрежительность и высокомерие.

Индивид с завышенным самооцениванием подвержен преследованию истерических и невротических проявлений, он считает, что заслуживает большего, но он невезучий. Зачастую он прогнозируем и стабилен в своем поведении, имеет характерный внешний вид: высокое положение головы, прямую осанку, продолжительный и прямой взгляд, командные нотки в голосе.

Явно заниженное самооценивание личности проявляется в тревожном, застревающем типе акцентуации характера. Как правило, такой человек не уверен в себе, нерешителен, застенчив, чрезмерно осторожен и как никто более остро нуждается в одобрении и поддержке окружающих.

Индивид с заниженной самооценкой легко податлив на влияние других личностей и необдуманно идет у них на поводу. Зачастую, страдая комплексом неполноценности, он пытается самореализоваться, самоутвердиться любой ценой, что приводит такую личность к неразборчивости в средствах при достижении целей.

Такой человек лихорадочно пытается наверстать упущенное и доказать себе и всем свою значимость и что он лично чего-то стоит. Его цели, поставленные перед собой, более низкие, чем он может достигнуть. Личность с заниженной самооценкой часто уходит в свои неприятности, а также неудачи, при этом раздувая их роль в жизни.

Такая личность слишком требовательна к окружающим и к себе, чрезмерно самокритична, замкнута, завистлива, подозрительна, мстительна, жестока. Нередко такой человек становится занудой, доводя окружающих мелочами, а также, вызывая конфликты, как на работе, так и в семье.

Для внешнего вида характерна втянутость головы, нерешительная походка, при разговоре отвод глаз в сторону.

Адекватность самооценивания личности устанавливается соотношением двух противоположных психических процессов: познавательного и защитного. Познавательный психический процесс способствует адекватности, а защитный, действует в направлении обратной действительности.

Защитный процесс объясняется тем, что в каждом человеке заложено чувство самосохранения, действующее в ситуациях самооценки на самооправдание личного поведения, а также самозащиты внутреннего личного психологического комфорта. Этот процесс происходит и тогда, когда личность остается наедине с собой, поскольку человеку сложно признать хаос внутри себя.

Уровни самооценки личности

Для определения самооценки школьников начальной школы используют методику «Лесенку». Целью этой методики является выявление уровня самооценки личности. На листе бумаги следует нарисовать лестницу из 10 ступенек, предварительно ее пронумеровав.

Показывая малышу лесенку, необходимо объяснить, что на самой нижней ступеньке находятся самые плохие девочки и мальчики. На второй чуть получше, а вот уже на верхней ступеньке находятся самые добрые, хорошие и умные девочки и мальчики. Спросите у ребенка, на какую ступеньку поставил бы он себя.

Предложите ему на этой ступеньке нарисовать себя. Если ребенку трудно изобразить человечка, предложите нарисовать 0.

Обработка результатов:

1-3 ступенька – это низкий уровень (заниженная самооценка);

4-7 ступенька – это средний уровень (адекватная самооценка);

8-10 ступенька – это высокий уровень (завышенная самооценка).

Интерпретация результатов методики

Низкий уровень самооценивания показывает, что личность неуверенна в себе, робка, не может реализовать свои желания и возможности. Такие дети не добиваются желаемого, слишком критичны к себе и не могут реализовать свои способности.

Средний уровень показывает, что детская личность соотносит правильно свои способности и возможности, критически относится к себе, реально смотрит на успехи и неудачи, ставит перед собой достижимые цели, осуществимые на деле.

Средний уровень самооценки личности  показывает, что ребенок уважает себя, однако знает личные слабые стороны, стремясь к саморазвитию, самосовершенствованию.

Высокий уровень показывает, что у ребенка неправильное представление о себе, идеализированный образ своих возможностей и личности, своей ценности для окружающих и для общего дела.

В таких случаях личность игнорирует неудачи, чтобы сохранить привычную высокую оценку самого себя и своих поступков.

Справедливое замечание воспринимается как придирка, а объективная оценка – как несправедливо заниженная.

Личность с завышенным неадекватным самооцениванием не признает, что все это происходит вследствие личных ошибок, недостатка знаний, лени, неправильного поведения, способностей.

Слишком низкая или высокая самооценка нарушают самоуправление, ухудшают самоконтроль. Такое поведение заметно при коммуникациях, когда лица с заниженной и завышенной самооценкой являются причиной конфликтов.

Источник: http://psihomed.com/samootsenka-lichnosti/

Самооценка личности: 10 методов развития

Самооценка личности

Рады вас приветствовать на страницах этого блога. Сегодня хочу поделиться с вами информацией о том, что такое самооценка личности и что делать, чтобы ее поднять. Я искренне верю, что эта статья будет интересной и полезной для вас.

Понятие «самооценка» касается каждого из нас. Уже из самого слова понятно, что человек сам себя оценивает, то есть, дает оценку своим личностным качествам.

Интересен тот факт, что на формирование самооценки в разной степени влияют всевозможные внешние факторы. В случае заниженной самооценки человек сталкивается с проблемами как бытового, так и эмоционального, психологического характера. Чтобы избежать всевозможных неприятностей, связанных с самооценкой, важно достичь гармонии с собственным Я и стать счастливым.

Преграды для роста самооценки

Для начала следует понять, что же мешает людям быть уверенными в себе. Нужно сказать, что на формирование самооценки личности в первую очередь влияет отношение родителей к детям, а также особенности в процессе воспитания. Чувство, что с тобой что-то не так, может возникнуть как реакция на определенные жизненные ситуации.

В случае, когда человек не справляется с давлением окружающего мира, его состояние постепенно становится все хуже и хуже. В результате может возникнуть комплекс неполноценности.

Самые распространенные причины, которые являются барьерами для повышения самооценки:

  • окружение постоянно вас критикует;
  • вы сконцентрированы на постоянных поражениях;
  • бесконечное сравнение себя с людьми вокруг;
  • вы устанавливаете для себя завышенные планки;
  • ваше окружение имеет негативный настрой.

Действительно, большинство людей только угнетают, они не способны подбадривать, вселять надежду и уверенность. По этой причине в психологии очень тесно связаны вопросы изменения самооценки человека и людей, которые его окружают.

Представьте себе, что вам постоянно твердят: «это плохо», «это неправильно», «все не так». Естественно, со временем вы поверите в эти слова.

Но следует также помнить, что независимо от того, как вы поступите и что сделаете, вас всегда будут критиковать. Это неизбежно. Старайтесь избегать той критики и замечаний, которые не имеют объективных оснований.

Методы повышения самооценки

Чтобы ваша самооценка достигла нужного вам уровня, можно использовать различные способы и приемы, рекомендуемые специалистами. В случае, когда человек осознает, что у него проблема, ему вовсе не обязательно обращаться к психологу или психиатру.

Предлагаю вашему вниманию наиболее распространенные методы решения данного вопроса.

  1. Перестаньте постоянно себя критиковать и сравнивать с другими людьми. В вашей жизни всегда будут люди, личные качества которых превосходят ваши. При постоянном сравнении вокруг вас будут только непреодолимые соперники.
  2. Отпустите прошлое. Что сделано, того не вернуть и не исправить. Простите себе содеянные ошибки. Избавьтесь от чувства вины. Никогда не порицайте себя и не высказывайтесь о себе в негативных формулировках.
  3. Ежедневно повторяйте аффирмации. Только положительные высказывания в свой адрес ведут к росту самооценки. Вы достойны похвалы и комплиментов. Принимайте их словами благодарности. Сказав «ничего особенного» и т. п., вы подсознательно снижаете свою значимость и отвергаете сказанное вам.
  4. Занимайтесь саморазвитием. Развитие личности можно начать с анализа свершенного. Извлекайте опыт из каждого прожитого дня, даже из ошибок. Все это ваша жизнь, ваш выбор, ваш опыт. Читайте, смотрите познавательные видео, изучайте новое.
  5. Проанализируйте свое окружение. Старайтесь контактировать с теми, кто настроен на личностный и профессиональный рост. Пессимисты имеют свойство подавлять порывы других. Оградите себя от контактов с подобными людьми, чтобы ваша психика не страдала от общения с ними.
  6. Составьте список позитивных вещей. Вспомните свои достижения и победы, запишите их и обязательно время от времени перечитывайте этот список. Также напишите список своих позитивных качеств. Минимум 20 штук. Как показывают исследования, регулярное прочитывание этих записей является путем к росту самооценки через чувства радости и гордости за себя.
  7. Научитесь бескорыстно делать добро по отношению к другим. Не нужно требовать что-то взамен. Помогайте окружающим, поощряйте и подбадривайте их. Отсутствие притязаний на награду — еще один шаг к росту личности в собственных глазах. Получайте удовольствие от совершенных вами добрых дел.
  8. Наличие хобби или другого любимого дела. Делайте то, к чему у вас лежит душа. Если ваша работа приносит вам удовольствие, то вы ее делаете хорошо, а значит и самооценка от этого только возрастает. Будь это хобби или основная работа, главное, чтобы лично вам нравилось.
  9. Возьмите на себя ответственность за все, что с вами происходит и не происходит. Ваша жизнь в ваших руках. Только вы сами имеете право ее планировать. Не озирайтесь на других людей. Самостоятельно принимайте решения. Не ждите реакции от других, даже самых близких. Делайте свой выбор, воплощайте задуманное и не бойтесь ошибок.
  10. Начните работать над собой уже сейчас, в эту минуту, не медлите! Ваша самооценка сама по себе не вырастет, если вы так и будете сидеть на месте. Принимайте каждый вызов, брошенный судьбой. Ведь в действии у вас появится позитивный настрой, возрастет самоуважение, а в результате и самооценка.
  11. Посмотрите вот этот бесплатный тренинг. Он точно будет вам полезен.

Список этот можно продолжать еще долго. Однако, исходя из результатов диагностики специалистов, люди, которые придерживались этих пунктов (даже не всех, а выборочно), достигли больших результатов в повышении собственной самооценки.

Подведем итоги

Как вы уже поняли, чтобы повысить самооценку, необходимо преодолеть барьеры и действовать. Самое главное — это позитивный настрой и вера в себя. Ведите записи, составляйте планы и фиксируйте уже сделанное. Работайте над собой и все у вас получится.

Кстати, проверить уровень вашей самооценки можно пройдя вот этот тест.

https://www.youtube.com/watch?v=MSmH4kVs15A

Благодарю тебя, дорогой читатель, за внимание к этой важной теме. Искренне надеюсь, что изложенная информация была полезной.

Также я рекомендую ознакомиться со статьёй о самокритике и её здоровому уровню.

Подписывайся на блог, а также делись информацией с друзьями. Всего доброго!

Материал подготовила Юлия Гинцевич.

Источник: http://qvilon.ru/psihologiya/samootsenka-lichnosti.html

Самооценка личности – формирование, изучение, уровени притязаний

Самооценка личности

Самооценка личности определяет уровень его социальной адаптации и напрямую зависит от его самоуважения и степени развития его индивидуальности. Существует множество факторов, которые позволяют определить насколько высокая у человека самооценка. Для оценки обычно анализируют такие аспекты как нравственность, а также проводят анализ его поступков и способностей.

Формирование самооценки личности

Развитие самооценки личности происходит непосредственно под влиянием окружающего сообщества. Степень воздействия социума на её развитие сложно переоценить. Мнение окружающих людей играет одну из наиболее важных ролей в том, каким образом и насколько высоко человек оценивает себя и своё собственное положение в обществе.

Формирование самооценки личности происходит под воздействием не только социальной оценки человека, но и от его собственного воззрения на самого себя, своё положение и качество своих поступков. Личность сама лучше других знает о своих достоинствах и недостатках. О том, какие действия и с какой мотивацией были произведены.

Личностная самооценка крайне устойчивая характеристика человека. Её формирование приходится на ранние этапы развития. Напрямую на неё влияют и жизненные перипетии, и ряд врожденных особенностей.

Будучи во многом социальным чувством, самооценка формируется под воздействием мнения окружающих людей и, посему, непосредственно зависит от постоянного сравнения себя с теми личностями, с которыми мы взаимодействуем с самого рождения. Для того чтобы повысить свою самооценку, прежде всего, необходимо её как следует проанализировать.

Трезво и храбро взглянуть на реальное отношение к самому себе. Узнать свои черты характера и оценить свой темперамент. Без этого невозможно провести коррекцию отношения к самому себе.

перейти наверх

Изучение самооценки личности

Личностная самооценка существует для трёх целей:1. Для реализации личного выбора.2. Для защиты личностной независимости, а так же стабильности.

3. Для саморазвития

Изучение самооценки личности для каждого человека может сыграть очень важную роль. Так подобное времяпровождение очень необходимо для того, чтобы периодически очищать сознание от накопившегося там шлака и мусора. Это может поспособствовать решению очень многих проблем и нахождению ответов на ряд вопросов.

Формирование самооценки напрямую влияет на развитие самосознания личности. Человек способен оценивать себя и свои качества посредством самоанализа, созерцания своих поступков и мыслей, а так же постоянного самоконтроля. Индивидуальности свойственно сравнивать себя и свои поступки с окружающими людьми.

Самосозерцание не является простым и праздным «самокопанием», которое не приводит ни к чему кроме углубления своих комплексов. Самосозерцание и самооценивание претендует на более глубокий и важный аспект человеческого поведения, а именно саморазвития и стремления к непрерывному совершенствованию своих качеств и умений.

Оценивая себя и свои успехи можно не только найти своё подлинное «Я» и анализировать своё прошлое, но и найти ключи к решению внутренних проблем и пути к достижению поставленных целей в будущем.

При анализе своей самооценки можно найти сердцевину своих комплексов и познать плюсы и минусы своей личности.

Узнав себя, человек преображается, поскольку узнаёт в подноготную всю изнанку самого себя и может верно распределять свои усилия для саморазвития.

Существует когнитивный и эмоциональный компонент самооценки. Первый определяет ту информацию, которую человек узнал о себе от сторонних и внутренних источников. Второй формирует чувственную оценку самого себя и качеств своей личности.

перейти наверх

Самооценка и уровень притязаний личности

Уильямом Джеймсом была разработана формула, вычисляющая условный уровень самооценки. Её можно свести к следующему уравнению:Самооценка = успех/уровень притязаний.Исходя из этого, можно отметить, что самооценка и уровень притязаний личности находятся в обратно-пропорциональной зависимости. Иными словам, при равной степени успеха, чем выше притязания личности, тем ниже самооценка.

Эта концепция достаточно логична. Ведь чем выше наши требования к реализации в жизни, тем сложнее достичь того уровня, когда степень личного успеха покроет уровень притязаний в достаточной степени, чтобы удовлетворить свою самооценку.

Таким образом, для повышения собственной самооценки, необходимо либо «понижать планку», либо увеличивать результаты в деле достижения тех или иных успехов.

Самооценка существует 3-х видов, а именно завышенная, заниженная и нормальная. Последняя является оптимальной для человека, поскольку слишком сильное отклонение в ту или иную сторону, вызывает внутренние конфликты, которые влекут за собой дискомфорт, порой ошибочно связываемый с воздействием внешних факторов, а не с проблемами с самооценкой.

В случае, когда самооценка чрезмерно завышена, человек теряет «обратную связь». Он перестает адекватно оценивать уровень своих успехов, во всех неудачах обвиняя окружающих людей. Личные неудачи попросту игнорируются, для того чтобы поддерживать свои «высокие стандарты». Такой человек вместо того, чтобы одолеть свои слабые стороны преподносит их как сильные.

И он уже не несдержанный и грубоватый человек с неконтролируемой агрессией, а «решительная личность». Такие люди прекращают прислушиваться к мнению окружающих людей, полагая, что любая критика имеет своей целью лишь только подорвать его уверенность в себе или является проявлением излишней придирчивости.

А любого рода неудачи соотносятся с «происками недоброжелателей».

Завышенная самооценка способствует развитию нервозной натуры и даже истеричного поведения. Часто такой человек считает, что заслуживает гораздо большего, чем имеет на самом деле. Подобного рода индивидуума можно узнать по прямой осанке и «задранному носу». Обращаясь к другим людям, они используют командный тон голоса и смотрят прямо в глаза.

При заниженной самооценке человек становится нерешительным и слишком застенчивым. Для него очень важно одобрение окружающих его людей. Такие люди очень легко поддаются влиянию «общественного мнения» или же конкретных личностей с властным характером.

Часто они страдают от комплекса неполноценности. Для них очень важно найти любые способы для собственного самоутверждения. При заниженной самооценке человек ставит более низкие цели, чем он реально может достичь.

Он гипертрофирует свои неудачи, с головой уходя в них и вечно пытаясь «наверстать упущенное». Эти люди крайне требовательны к другим. Часто личность с заниженной самооценкой завистлива и мстительна, что делает её в некоторой степени опасной для своего окружения.

Узнать таких людей можно по неуверенной походке и отводу глаз в сторону во время непосредственного общения.

При адекватной самооценке наблюдается баланс между защитным и познавательным процессом личности. Если познавательный процесс ищет вероятные изъяны в своей личности для достижения адекватной оценки самого себя, то защитный механизм существует для того, чтобы находить самооправдания. Данный процесс существует для защиты собственного внутреннего комфорта.

перейти наверх

Уровни самооценки личности

Существует способ, который помогает определить уровни самооценки личности. Данная методика предложена для определения данного параметра у школьников.

Перед ними изображается лестница с десятью пронумерованными ступенями. Они изображают степень «правильности» поведения человека, от единицы (очень плохой) до десятки (очень хороший, добрый и правильный).

Ребёнку должен нарисовать человечка на той ступени, на которой он видит себя.

Адекватной оценкой считается размещения себя на ступени под номерами 4, 5, 6 и 7. Если ребёнок оценил себя на ступеньках ниже, значит, что самооценка занижена, если выше, то, соответственно, завышена.
Низкий уровень свидетельствует о сильной зажатости личности. Её неуверенности в себе и неспособности к самореализации.

Средний уровень свидетельствует об адекватной самооценке. Такие дети реально смотрят на свои умения и таланты. Завышенная самооценка влечёт за собой идеализацию себя, которая нарушает «обратную связь» с другими людьми и способствует тому, что человек прекращает оценивать себя адекватно и не признает того, что его личные неудачи связаны с проблемами его личного поведения.

Как заниженная, так и завышенная самооценка являются препятствиями для достижения желаемых целей. Они часто выражаются в виде проблем с общением с другими людьми.

Источник: http://PsyTheater.com/samoocenka-lichnosti.html

Понятие и виды самооценки личности

Самооценка личности

Статья посвящена самооценке как комплексному понятию психологии личности. Характеризуются виды самооценки человека и их особенности, приводятся общие подходы к формированию адекватного восприятия самого себя.

Понятие в психологии ↑

Самооценка является частью самосознания человека. Она представляет собой мнение индивида относительно себя, собственной значимости, ценности отдельных сторон своей личности, а также поведения, отдельных действий и деятельности вообще.

Самооценка – целостное образование, составляющая концепции своего «Я» (Я-концепции) и самосознания человека.

Через самооценку индивид имеет возможность:

  • реализовать функцию собственной защиты;
  • осуществить регуляцию отношений с другими, личного поведения в обществе;
  • проникнуться чувством уважения к себе;
  • прочувствовать собственную автономность и относительную независимость.

Самооценка нередко приравнивается к любому личностному суждению о себе, своих характеристиках, особенностях, возрасте, планах и переживаниях. Тогда она является противоположностью экспертным (объективным) суждениям и оценкам.

Неоценима помощь самооценки в составлении прогнозов по поводу индивидуальных успехов, что проявляется как притязания человека, имеющих определенный уровень (высокий или низкий).

Источники формирования ↑

Самосознание и самооценка возникают, формируются и развиваются еще в детском возрасте, в ходе становления личности (активно это проявляется приблизительно после 3 лет).

Ребенок потихоньку начинает разбираться в своих способностях (умственных и прочих), мотивах и поведенческих проявлениях, целях, физических и духовных возможностях, отношениях с окружающими.

Формирование самооценки происходит в ходе познания самого себя. Отношение к собственному «Я» создается не сразу, а постепенно: шаг за шагом каждый индивид приобретает привычный взгляд на себя, одобряя или не одобряя те или иные проявления, поступки, мысли, отношения, результаты и прочее. Ценность и значимость собственной личности перерастает в стойкое убеждение.

Источниками самооценки, через которые она непосредственно формируется, являются:

  1. Образ себя. Создается путем сравнения составляющих «Я» индивида – реального и идеального (сопоставление между тем, каким человек есть теперь в своем восприятии и каким хотел бы стать, чтобы измениться к лучшему).
  2. Математически это определяется через величину разницы притязаний человека к его реальным результатам и достижениям. Чем этот разрыв больше, тем ниже уровень самооценки у человека, и наоборот.
  3. Переход внешних оценок индивида (со стороны социальной окружающей среды) во внутреннюю оценку самого себя – интериоризация. Каждой личности свойственно отталкиваться в оценке себя от того, как, в ее восприятии, оценивается она другими людьми.
  4. Оценка успешности собственных результатов. Здесь самооценка проявляется в сознании человека через уровень достижений и их оценивание: индивид удовлетворен/неудовлетворен достигнутым, качеством результатов – это и является меркой величины выставляемого бала в шкале оценивания позитив-негатив.
  5. Сравнение со значимыми окружающими. Ориентир оценке задают авторитетные и важные для индивида люди. Подобные оценки окружающих могут быть субъективными, но служат основой для создания идеалов и стандартов, к которым стремиться человек.

Виды самооценки ↑

В психологии классификация видов самооценки разработана в зависимости от различных оснований:

  • близости к реальности – адекватная (реалистичная, оптимальная) и неадекватная (неоптимальная, склонность к завышению или занижению);
  • величины (уровня) – высокая самооценка (максимальный и приближенный к нему уровень), средняя (промежуточный уровень), низкая (минимальный уровень);
  • устойчивости – стабильная (еще имеет название «личностная») и плавающая (текущая);
  • широты охвата – общая, частная или конкретно-ситуативная.

Адекватная/неадекватная

Этот вид самооценки – результат склонности к объективному или субъективному взгляду на самого себя и собственные проявления.

Адекватная – характеризуется как оптимальное соотношение между уровнем притязаний и достижениями индивида. Обладая ею, личности удается наилучшим образом соотнести собственные силы с возможностями решить проблемы разной сложности и с запросами окружающих.

Показателями адекватности самооценки служит:

  • постановка целей, которые обязательно достигаются;
  • реалистичность в оценке определенной ситуации и своих потенциалов в ней.

Неадекватнаясамооценка – вне зависимости, завышенная или заниженная, – деформирует внутренние свойства психики индивида, создает препятствия личностному развитию, делает невозможным гармонизировать мотивационную и эмоционально-волевую сферу человека.

Показателями неадекватно завышенной самооценки являются:

  • переоценка собственных сил;
  • чрезмерная идеализация личного образа «Я»;
  • игнорирование неудачных действий и результатов;
  • необоснованные претензии и высокомерие;
  • безоговорочная правота и безгрешность.

Свидетельством неадекватно заниженной самооценки является:

  • отсутствие веры в свои силы;
  • робость во всем;
  • нерешительность в проявлении собственных способностей и возможностей.

Высокая/средняя/низкая

Уровень самооценки отображается величиной ее проявления в самосознании индивида:

  1. Высокая. Успешных людей, достигающих благополучия в жизни сопровождает высокая самооценка. Она служит мотивирующим и мобилизационным фактором для индивида.
  2. Средняя. Личности со средним уровнем самооценки больше, с чем смогут справиться в той или иной деятельности на себя не берут, но и планку достижений снижать не будут.
  3. Низкий уровень самооценки – результат отсутствия у личности уверенности, свидетельство безоговорочной ориентации на предыдущие неудачи или неадекватные сравнения с другими, более успешными людьми.

Стабильная/плавающая

Данный вид самооценки указывают на уровень формирования личности:

  1. Стабильная самооценка присуща лицам с устойчивой позицией относительно своей личности и ее возможностей, здесь отображается общий уровень удовлетворенности собой и своими качествами. Такая оценка не подвержена быстрым сиюминутным изменениям и коррекциям.
  2. Плавающая самооценка отображает оценивание текущей ситуации – поступков, поведенческих проявлений, реакций, действий и т.п. Она служит подсказкой для коррекции собственного поведения как результата самоконтроля.

Общая/частная/конкретно-ситуативная

  1. Общая (глобальная) самооценка охватывает целостную личность и ее значение, касается эмоционально-ценностного уровня.
  2. Частная.

    Отдельные стороны индивида призвана давать частная самооценка.

  3. Оперативные самооценки (конкретно-ситуативные) проявляются при оценивании личностью обстоятельств, которые меняются в зависимости от конкретной ситуации.

Как воспитать в человеке адекватное восприятие себя ↑

Формирующаяся с детского возраста самооценка индивида должна иметь определенное направление, чтобы создать условия для оптимального ее развития. Все начинается с семейных отношений: от адекватного восприятия своего ребенка родителями и до удачных сценариев семейного взаимодействия.

Основные условия:

  • взаимное уважение (как родителей к детям и между собой, так и наоборот);
  • доверительные отношения – их нужно сознательно и последовательно формировать;
  • требовательность в разумных и оптимальных пределах;
  • любовь как безусловное и внеоценочное чувство.

Самооценка – одна из центральных категорий психологии личности отдельного индивида. Она хоть и является по сущности своей субъективным явлением, но имеет прямое воздействие на психику человека и закономерности ее функционирования: взаимоотношения с окружающими, успешность деятельности, ориентиры в жизни и пр.

Источник: http://gopsy.ru/lichnost/vidy-samoocenki.html

Понятие самооценки личности в психологии

Самооценка личности

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки РФ

Башкирский государственный педагогическийуниверситет

Реферат

на тему

Самооценка

Выполнила:

студенка 402 группы ФП

КалимуллинаЛ. Р.

Уфа – 2005

Понятие самооценки

Самооценка – оценкачеловеком самого себя, своих достоинстви недостатков, возможностей, качеств,своего места среди других людей. Этонаиболее существенная и наиболееизучаемая в психологии сторонасамосознания личности. С помощьюсамооценки происходит регуляцияповедения личности.

Самооценка связана содной из центральных потребностей всамоутверждении, со стремлением человеканайти свое место в жизни, утвердить себякак члена общества в глазах окружающихи в своем собственном мнении.

Под влиянием оценкиокружающих у личности постепенноскладывается собственное отношение ксебе и самооценка своей личности, а также отдельных форм своей активности:общения, поведения, деятельности,переживания.

Как же личностьосуществляет самооценку? Человекстановится личностью в результатесовместной деятельности и общения. Все,что сложилось и осталось в личности,возникло благодаря совместной с другимилюдьми деятельности и в общении с ними,а для этого предназначено.

Человеквключает в деятельность и общение.Существенно важные ориентиры для своегоповедения, все время сверяет то, что онделает, с тем, что ожидают от негоокружающие, справляется с их мнениями,чувствами и требованиями.

В конечномсчете, если оставить в сторонеудовлетворения естественных потребностей,все, что делает человек для себя (учитсяли он, способствует чему-либо илипрепятствует), он делает это вместе стем и для других, и может быть, в большейстепени для других, чем для себя, дажеесли ему кажется, что все обстоит какраз наоборот.

К. Марксу принадлежитсправедливая мысль: смотрится, как взеркало, в другого человека, лишьотнесясь к человеку. Иначе говоря,познавая качества другого человека,личность получает необходимые сведения,которые позволяют выработать собственнуюоценку.

Уже сложившиеся оценки собственного“Я” есть результат постоянногосопоставления того, что личностьнаблюдает в себе, с тем, что видит вдругих людях.

Человек, уже зная кое-чтоо себе, присматривается к другомучеловеку, сравнивает себя с ним,предполагает, что и тот небезразличенк его личностным качествам, поступкам,появлениям; все это входит в самооценкуличности и определяет ее психологическоесамочувствие.

Другими словами, личностьориентируется на референтную группу(реальную или идеальную), идеалы которыхявляются ее идеалами, интересы – ееинтересами и т. д. В процессе общенияона постоянно сверяет себя с эталономв зависимости от результатов проверки,оказывается довольный собой илинедовольный. Каков же психологическиймеханизм этой проверки?

Психология располагаетрядом экспериментальных методоввыявления самооценки человека, ееколичественной характеристики.

Так, с помощью коэффициентаранговой корреляции может быт сопоставленопредставление индивида о последовательномряде эталонных качеств (т. е. определеноего “Я идеальное” ) с его “Я текущим”,т. е. рядом качеств расположенных в тойпоследовательности, в которой ониданному человеку представляютсявыраженными у него самого.

Важно, что в экспериментеиспытуемый не сообщает экспериментаторусведений о своем реальном и идеальном“Я”, а производит необходимые подсчетысамостоятельно по предложенной емуформуле, что избавляет его от опасенийсказать о себе больше, чем ему этогохотелось бы, излишне раскрыть себя.Полученные коэффициенты самооценкиличности дают возможность судить о том,каков “Я-образ” в количественномвыражении.

Возникает представлениео том, что каждый человек имеет своегорода “внутренний манометр”, показаниякоторого свидетельствуют о том, как онсебя оценивает, каково его самочувствие,доволен ли он собой или нет.

Значениеэтой суммарной оценки удовлетворениясвоими качествами очень велико. Слишкомвысокая и слишком низкая самооценкимогут стать внутренним источникомконфликтов личности.

Разумеется этаконфликтность может проявлятьсяпо-разному.

Самооценка может бытьоптимальной и неоптимальной.

При оптимальной,адекватной самооценке личность правильносоотносит свои возможности и способности,достаточно критически относится к себе,стремится реально смотреть на своинеудачи и успехи, старается ставитьперед собой достижимые цели, которыеможно осуществить на деле.

И к оценкедостигнутого он подходит не только сосвоими мерами, но и старается предвидеть,как этому отнесутся другие люди: товарищипо работе и близкие. Иными словами,адекватная самооценка является итогомпостоянного поиска реальной меры, т. е.

без слишком большой переоценки, но ибез излишней критичности к своемуобщению, деятельности, переживаниям.Такая самооценка является наилучшейдля конкретных условий и ситуаций.

Коптимальной относятся самооценки“высокий уровень” и “выше среднегоуровня” (человек заслуженно ценит,уважает себя, но знает свои слабыестороны и стремится к самосовершенствованию,саморазвитию). Но самооценка м. б. инеоптимальной – чрезмерно завышеннойили слишком заниженной.

На основе неадекватнозавышенной самооценки у человекавозникает неправильное представлениео себе, идеализированный образ своейличности и возможностей, своей ценностидля окружающих, для общего дела.

В такихслучаях человек идет на игнорированиенеудач ради сохранения привычной высокойоценки самого себя, своих поступков идел. Завышенная самооценка приведет ик тому, что человек склонен переоцениватьсебя в ситуациях, которые не дают дляэтого повода.

В результате он не редкосталкивался с противодействиямиокружающих, отвергающих его претензии,озлобляется, проявляет подозрительность,мнительность или нарочитое высокомерие,агрессию и в конце концов может утратитьнеобходимые межличностные контакты,замкнуться.

Происходит острое эмоциональное“отталкивание” всего, что нарушаетпредставление о себе. Восприятие реальнойдействительности искажается, отношениек ней становится неадекватным – чистоэмоциональным. Рациональное звенооценки выпадает полностью.

Поэтомусправедливое замечание начинаетвосприниматься как придирка, а объективнаяоценка результатов работы – какнесправедливо заниженная. Неуспехпредстает как следствие чьих-то кознейили неблагоприятно сложившихсяобстоятельств, ни в коей мере не зависящихот действий самой личности.

Человек с завышеннойнеадекватной самооценкой не желаетпризнавать, что все это – следствиесобственных ошибок, лени, недостатказнаний, способностей или неправильногоповедения.

Возникает тяжелое эмоциональноесостояние – аффект неадекватности,главной причиной которого являетсястойкость сложившегося стереотипазавышенной оценки самой личности.

Еслиже высокая самооценка пластична, меняетсяв соответствии с реальным положениемдел – увеличивается при успехе иснижается при неудачах, то это можетспособствовать развитию личности, т.к. ей приходится прикладывать максимумусилий для достижения поставленныхцелей, развивать свои способности иволю.

Самооценка может бытьи заниженной, т. е. ниже реальныхвозможностей личности. Обычно этоприводит к неуверенности в себе, робостии отсутствию дерзаний, невозможностиреализовать свои способности.

Чрезмернонизкая самооценка может свидетельствоватьо развитии комплекса неполноценности,устойчивости, неуверенности в себе,отказа от инициативы, безразличия,самообвинения и тревожности.

Такие людине ставят перед собой труднодостижимыецели, ограничиваются решением обыденныхзадач, слишком критичны к себе.

Слишком высокая илислишком низкая самооценка нарушаютпроцесс самоуправления, исполняютсамоконтроль. Особенно это заметнопроисходит в общении, где лица с завышеннойи заниженной самооценкой выступаютпричиной конфликтов.

При завышеннойсамооценке конфликты возникают из-запренебрежительного отношения к другимлюдям и неуважительного обращения сними, слишком резких и необоснованныхвысказываний в их адрес, нетерпимостик чужому мнению, проявлению высокомерияи зазнайства.

Низкая критичность к себемешает им даже заметить, как они оскорбляютдругих высокомерием и непререкаемостьюсуждений.

При заниженной самооценкеконфликты могут возникать из-за чрезмернойкритичности этих людей. Они оченьтребовательны к другим, не прощают ниодного промаха или ошибки, склонныпостоянно подчеркивать недостаткидругих.

И хотя это делается из самыхлучших побуждений, все же становитсяпричиной конфликтов в силу того, что немногие могут терпеть систематическое“пиление”.

Когда в тебе видят толькоплохое и постоянно указывают на это, товозникает неприязнь к источнику таких мыслей и действий.

Выше упоминалось обэффекте неадекватности. Это психологическоесостояние возникает, как попытка лиц сзавышенной самооценкой оградить себяот реальных обстоятельств и сохранитьпривычную самооценку. К сожалению, этоприводит к нарушению отношений с другимилюдьми.

Переживание обиды и несправедливостипозволяет чувствовать себя хорошо,оставаться на должной высоте в собственныхглазах, считать себя пострадавшим илиобиженным. Это возвышает человека в егособственных глазах и исключаетнедовольство собой.

Потребность взавышенной самооценке удовлетворяется,и отпадает необходимость изменить ее,т. е. вплотную заняться самоуправлением.Это не самый лучший способ поведения,и слабость подобной позиции обнаруживаетсянезамедлительно или спустя некотороевремя.

Неизбежно возникают конфликтыс людьми, которые имеют иные преставленияо данной личности, ее способностях,возможностях и ценности для общества.

Аффект неадекватности – это психологическаязащита, она является временной мерой,поскольку не решает главной задачи, аименно: коренного изменения неоптимальнойсамооценки, выступающей причинойвозникновения неблагоприятныхмежличностных отношений. Психологическаязащита годится как прием, как средстворешения простейшей задачи, но не подходитдля продвижения и главным, стратегическимцелям, рассчитанным на свою жизнь.

Поскольку самооценкаскладывается под влиянием оценкиокружающих и, став устойчивой, меняетсяс большим трудом, то изменить ее можно,изменив отношение окружающих (сверстников,сотрудников по работе, преподавателей,родных).

Поэтому формирование оптимальнойсамооценки сильно зависит от справедливостиоценки всех этих людей. Особенно важнопомочь человеку поднять неадекватнозаниженную самооценку, поверить в себя,в свои возможности, в свою ценность.

Для нас человекопределяется, прежде всего, не егоотношением к собственности, а егоотношением к его труду. Поэтому и егосамооценка определяется тем, что он какобщественный индивид делает для общества.Это сознательное, общественное отношениек труду является стержнем, на которомперестраивается вся психология личности,оно же становится основой и стержнемее сознания.

Самооценка человекасущественно обусловлена мировоззрением,определяющим нормы оценки.

1.2.Особенности проявления самооценки вюношеском возрасте

Юношеский возрастопределяется в психологии как периодв развитии человека, соответствующийпереходу от подросткового возраста ксамостоятельной взрослой жизни.Хронологические границы юностиопределяются психологами по разному.

Юношеский возраст –этап формирования и собственногомировоззрения, этап принятия ответственныхрешений, этап человеческой близости,когда ценности дружбы, любви, интимнойблизости могут быть первостепенными.

Самооценка младшихдетей воспроизводит, как правило, туоценку, которую они получают от родителейи других авторитетных взрослых. Но чемстарше становится ребенок, тем в большеймере его поведение переориентируетсяс оценки на самооценку.

Однако осознаниесвоих качеств, особенно сложныхморально-психологических черт, такихкак слабость, мужество или принципиальность,уже включает в себя момент эмоциональнойоценки и социального сравнения (свойум или красоту можно оценить, толькосравнив себя с кем-то другим).

Как и подросток, юношастрастно хочет знать то, кто он такой,чего он стоит, на что он способен. Естьдва способа самооценки.

Один состоит втом, чтобы соизмерить уровень своихпритязаний с достигнутым результатом(“Если я не спасовал в трудной ситуации,значит, я не трус; если взялся за труднуюзадачу и осилил ее, значит, я способный”). Но ограниченность юношеского жизненногоопыта затрудняет такую проверку.

Многиенелогичные точки зрения взрослых,поступки, озорство, лихачество –объясняется не столько желанием выделитсяв глазах других, завоевывать популярность,сколько именно потребностью самопроверки– своей решительности, отваги и т. д.

Источник: https://works.doklad.ru/view/v1xX3J4nIOo.html

Мое Здоровье
Добавить комментарий