Зрение у детей

Содержание

Зрение у детей: норма и причины нарушений, лечение заболеваний

Зрение у детей

Хорошее зрение у детей – важный критерий для их развития и нормальной социальной адаптации. Однако в силу таких обстоятельств, как наследственность, хронические заболевания глаз, жизненно важных органов, у многих детей в дошкольном возрасте формируется плохое зрение. Следствием этого бывают проблемы с обучением и социальной адаптацией.

Воспитание и обучение такого ребенка имеют свои особенности. Развитие его бывает медленнее, чем сверстников. Регулярное обследование в дошкольном возрасте, позволяет выявить плохое зрение как можно раньше. В большинстве случаев его можно скорректировать с помощью очков.

Какое зрение у детей считается нормальным

Согласно медицинской статистике, маленькие дети обладают более слабым зрением, по сравнению с взрослыми людьми.

  1. В первые шесть месяцев жизни зрение у детей несколько дальнозоркое. Он способен видеть большие предметы, которые находятся на небольшом удалении.
  2. В полтора – три года нормальным зрением у детей считается в пределах 0,6-0,8. Зрачок может уже фокусироваться на предметах.
  3. В период с трех и до пяти лет зрение у детей становится почти как у взрослых людей. Его норма составляет от 0,8 до 0,9. Однако следует учесть, что у детей в дошкольном возрасте глазные мышцы развиты слабее, поэтому могут проявиться наследственные заболевания. Например, близорукость.
  4. Норма у 5-7 летних детей практически соответствует показателям взрослых от 0,9 до 1. Ребенок в этом возрасте уже может начинать учиться читать и писать. Однако полностью формируется зрение к 12 годам жизни, когда сформируется глаз.

Почему у детей возникают проблемы со зрением?

Как и многие заболевания, отклонения в развитии органов зрения связаны с наследственной предрасположенностью. Если у родителей наблюдается миопия, то есть вероятность, что она обнаружится и у ребенка уже в раннем возрасте. Своевременная проверка позволяет выявить отклонения в работе органов зрения у детей, которые можно корректировать.

Дети с нарушением зрения могут иметь следующие патологии.

  1. Врожденные. Они закладываются еще в период вынашивания ребенка.
  2. Приобретенные. Данные нарушения могут развиваться на фоне очень быстрого роста глаз.

Проверка часто выявляет нарушения работы органов зрения у детей раннего возраста, у которых имеются следующие проблемы.

  • Заболевания сердца и сосудов.
  • Нервной системы.
  • Тяжелые инфекционные болезни, и прочие патологии.

Возможные отклонения зрения у детей

Чаще всего у детей в раннем возрасте определяются следующие особенности развития зрения, требующие лечения.

  1. Близорукость. Она бывает истинной или ложной. Как правило, таким детям выписывают очки.
  2. Дальнозоркость.
  3. Косоглазие.
  4. Астигматизм.
  5. Амблиопия.

Эти заболевания бывают приобретенные или врожденные.

Диагностика нарушения зрения у детей

Очень важно своевременно выявить нарушения у ребенка. Если у взрослых членов семьи имеется близорукость или дальнозоркость, то это повод для того чтобы насторожиться и понаблюдать за ребенком. Регулярная проверка у врача позволит вовремя выявить отклонения. При необходимости врач выпишет очки. Помогут ребенку и занятия у педагогов, имеющих специальное образование.

Работа врача заключается в использовании при обследование ребенка специальных тестами, таблиц, а также приборов.

Таблица Сивцева используется достаточно часто. Она представляет собой всем известную таблицу с буквами разного размера. В ней 12 строк. Символы постепенно уменьшаются в направление сверху вниз.

В том случае, если ребенок различает 10-ю строку, то зрение считается в пределах нормы. Если нет, то врач определяет показатели отклонения.

На основании показателей таблицы будут рекомендованы очки с определенными параметрами.

Поскольку маленькие дети чаще всего не умеют читать, при осмотре офтальмолог пользуется таблицей Орловой. Данная таблица очень похожа на таблицу Сивцева, только вместо букв там изображены картинки. Острота зрения ребенка определяется по таблице аналогично первому варианту.

Однако таблица не единственный инструмент офтальмолога, который подбирает очки. Кстати, метод определения остроты зрения, при котором используется таблица, называется визометрия. Помимо этого применяются и другие методы исследования.

Нередко нарушения работы зрения у детей бывают связаны с внутриглазным давлением. Для этого применяется тонометрия. Чаще всего для этого используются электронные приборы.

Доверять обследование и лечение ребенка с подозрением на нарушения зрения следует только специалисту, который имеет высшую категорию.

Особенности воспитания детей с плохим зрением

Безусловно, плохое зрение у ребенка требует учитывать особенности при подходе к его обучению и воспитанию. Важно правильно организовать занятия с ним. И здесь основная работа по его адаптации и воспитанию должна выполняться именно родителями. С ребенком необходимо общаться, проводить занятия создать атмосферу в доме, чтобы он чувствовал себя полноценным членом семьи.

Стоит учесть, что у детей с плохим зрением нередко возникают проблемы и с речью, а, следовательно, и с обучением. Отсутствие четкого зрительного восприятия не позволяет им связать картинку со словами. Поэтому здесь будет полезна и помощь в воспитании логопеда.

Работа с малышом и занятия у грамотного специалиста поможет и ребенку и родителям. Более того логопед подберет программу развития и составит план занятий именно с учетом особенностей ребенка.

В программу занятий и обучения обязательно должны входить упражнения, позволяющие развивать и память и речь.

Не менее важна работа и занятия по развитию навыков, которые позволят научиться ребенку ориентироваться в помещении или на улице. Для большинства детей с плохим зрением эта задача не из легких. Будут полезны занятия, направленные на улучшение зрения, на развитие координации движений.

При этом нужно учитывать, что задача по воспитанию ребенка с проблемным зрением весьма непроста. Здесь потребуется коллективная работа специалистов разной направленности. Это и врачи, и педагоги, и даже психологи.

По мере взросление детей, у которых наблюдаются нарушения работы органов зрения, появляются проблемы психологического характера. Помимо этого могут быть проблемы с обучением и развитием. Чаще всего таких детей определяют в отдельные группы, где ими занимаются не только педагоги, но и врачи.

Заметить проблемы у такого ребенка совсем несложно.

  1. Во время занятий может наблюдаться плохая координация. Такие дети мало играют в подвижные игры, и поэтому выявляются проблемы развития;
  2. При общении с взрослыми или сверстниками зрительный контакт или очень ограничен, или отсутствует совсем;
  3. Помимо этого у ребенка с нарушением зрения могут быть и проблемы с развитием речи. В частности часто наблюдается задержка речевого развития.

Серьезные проблемы со зрением часто являются основанием для перевода такого ребенка на домашнее обучение. Кроме того требуется особенно тщательная работа.

Корректировка нарушения зрения у детей

Как уже было сказано выше, большинство нарушений зрения у детей можно корректировать в раннем возрасте. В зависимости от выявленного нарушения врач подбирает тактику и очки для лечения.

Нередко у ребенка выявляется амблиопия, которая также считается дефектом зрения. Это отклонение, когда головной мозг не воспринимает зрительные образы от обоих глаз. В таком случае у ребенка отсутствует бинокулярное зрение.

Зачастую данный дефект очень долго остается не выявленным. То есть у ребенка один глаз видит хорошо, а второй плохо. Постепенно развивается косоглазие.

Для того чтобы предупредить появление косоглазия амблиопию нужно корректировать.

Причем лечение требуется уже в самом раннем возрасте, пока ребенок мал. Если ситуацию запустить, то ребенок может ослепнуть на один глаз. Для того чтобы восстановить нормальное бинокулярное зрение, нужно проводить занятия для восстановления работы глаза. В таком случае закрывают один глаз на несколько часов. Это позволяет тренировать больной глаз. Нередко выписывают специальные очки.

В каких случаях выписывают очки для детей

У некоторых детей проверка выявляет дальнозоркость, астигматизм врожденного типа. Особенно часто это бывает у детей, родители которых в детстве имели проблемы со зрением. В такой ситуации требуется серьезная работа с ребенком. Для этого нужно регулярно ходить с ребенком к офтальмологу, а также проводить с ним занятия.

Как правило, некоторые нарушения зрения у детей исчезают самостоятельно. Однако если этого не происходит, то необходимо начинать лечение. Чаще всего для лечения зрения врачи выписывают очки.

Подбирать очки также должен врач. Если ребенок маленький, то лучше приобрести очки с пластиковыми линзами.

В таком случае существует минимальный риск того, что ребенок получит травму, если очки разобьются.

Экономить на очках не стоит. Приобретать малышу контактные линзы также не нужно. Они подойдут для детей старшего возраста. В большинстве случаев врачи стараются воздержаться от какого-либо лечения на глазах, поскольку зрительный орган еще не полностью сформирован. В большинстве случаев скорректировать зрение помогут очки.

Как помочь ребенку с нарушением зрения

Если наблюдается незначительное нарушение остроты зрения, то лучше начать лечение до того, как ребенок начнет посещать детский сад. В таком случае есть шанс, что в школу ребенок пойдет уже с хорошим зрением. Это позволит облегчить обучение.

Если у ребенка наблюдаются отклонения в работе зрительного органа средней степени тяжести, то помимо физического дискомфорта может развиться комплекс неполноценности.

В этом случае ему необходима помощь родителей для нормального развития и обучения.

В том случае, если ребенок ходит в обычную группу детского сада, то будет разумным привлечь к такой ситуации и воспитателей, которые будут проводить занятия с ребенком.

Для занятий и лечения таких детей существуют специальные программы обучения. Они несколько отличаются от стандартных. Однако, несмотря на эффективность обучения и занятия, которые помогают адаптировать ребенка с нарушением зрения к обучению в школе, основная роль отводится в развитии ребенка именно родителям. У таких детей хорошо развиты тактильные ощущения и слух.

Очень важно разговаривать с ними и заниматься развитием речи. В качестве помощников для занятия здесь выступают книги. После прочтения сказки рекомендуется предложить пересказать ее. Можно описывать ребенку житейские ситуации, и обсуждать их вместе. Если наблюдаются проблемы со зрением у ребенка, то следует особенно тщательно выбирать детский сад и школу. Заниматься им очень важно!

При серьезной патологии наиболее разумно будет отдать малыша в специализированную школу. В таких заведениях работают специалисты с профильным образованием. Кроме того программа обучения будет адаптирована именно под такого ребенка.

Советы и рекомендации

Источник: http://MoeOko.ru/stroenie/zrenie-u-detej.html

Зрение у детей

Зрение у детей

Глаза — это один из факторов связи человека с внешним миром. Сегодня дети все больше страдают от офтальмологических болезней, которые зачастую являются результатом нагрузки на зрительный аппарат.

Однако следует учесть и то, что формируется зрение не в школе, когда приходится много читать, писать, учить. Оно формируется с самого раннего возраста, и в этот период важно заметить начинающиеся проблемы.

Итак, поговорим о развитии и особенностях зрения детей дошкольного и школьного возраста.

Зрение у детей до года и в 1 год

Становление зрительной системы — более сложный процесс, нежели становление других систем. Когда дитя рождается, его зрение ниже, чем у взрослого, в два раза! Развитие глаз плода в утробе матери начинается на третьей неделе его жизни.

В период до 3 месяцев жизни малыш может видеть только на расстоянии 40-50 сантиметров. Этого ему вполне достаточно чтобы увидеть мамино лицо и грудь. Многим мамам в это время видно, что глаза младенца немного косят и блуждают.

Причина этого состоит в дальнозоркости, ведь глазное яблоко крохи в это время меньше, нежели у взрослого. Малыш сводит глаза к переносице, когда рассматривает предметы вблизи и создается впечатление, что он косит.

С развитием и увеличением глазного яблока такое визуальное косоглазие пройдет само по себе без всякого вмешательства. Поэтому беспокоиться не о чем.

А для того чтобы сомнения мамы не приносили тревог, с ребенком нужно обязательно посещать плановые осмотры у педиатра. Проблемы может заметить и он, если же есть сомнения, то следует посетить офтальмолога.

На осмотре доктор установит, способен ли ребенок фиксировать взгляд, осмотрит его веки и слезные пути, слизистые оболочки глаз и прозрачность роговицы.

В шесть месяцев офтальмолог может диагностировать и косоглазие, и дальнозоркость, и близорукость.

Если у родителей появились подозрения, что с глазками малыша не все в порядке, если в семье у кого-то были проблемы с глазами, то есть имеет место фактор генетической предрасположенности к проблемам зрения, то с визитом к офтальмологу оттягивать не нужно. Ведь чем раньше проблема будет выявлена, тем легче будет ее устранить и скорректировать.

Обязательно нужно идти к окулисту, если у ребенка до года наблюдаются следующие проблемы:

  1. Частое покраснение глаз. 
  2. Появление выделений в уголках глаз. 
  3. Несколько месяцев косоглазие не пропадает. 
  4. Наблюдаются частые и ритмичные колебания глаз (нистагм). 

У деток до года нередко появляется дакриоцистит. Это воспаление слезного мешка, находящегося между носиком и внутренним уголком век. Причина такого явления — недоразвитость слезных путей у детей.

Уже с трех месяцев зрение у малыша существенно улучшается. Он может самостоятельно фокусировать взгляд на определенном предмете и затем брать его руками.

Развивать зрение крохи следует с первого месяца его рождения. Это совсем несложно:

  1. Кровать малыша нужно ставить в самой светлой комнате дома и при этом желательно присутствие комбинированного освещения — дневного и электрического. Свет способствует движению глаз. 
  2. Комната, где находится новорожденный, должна быть оформлена в пастельных мягких тонах. Это бежевый и персиковый, светло-зеленый и голубой, нежно-розовый и песочный цвета. Ни в коем случае не нужно раздражать детские глазки ядовито-яркими цветами, например, фиолетовым и красным, желтым и зеленым. 
  3. Расстояние между игрушками и кроваткой должно быть не менее 30 сантиметров. Игрушки желательно вешать разного цвета и формы. 
  4. Не следует с младенчества приучать дитя к телевизору. Постоянно меняющаяся картинка цвета создает сверхнагрузку на глазки младенца. 

В возрасте одного года ребенок уже не только хорошо видит, он воспринимает жесты и мимику родителей, копирует их после зрительного восприятия. Однако в годовалом возрасте зрение малыша еще не такое, как у взрослого, оно формируется.

Зрение детей в возрасте от года до двух

В возрасте малыша от года до двух происходит дальнейшее формирование зрения, его остроты. Острота определяется способностью глаз раздельно воспринимать 2 точки, которые расположены на определенном расстоянии друг от друга.

Нормальная острота зрения взрослого человека равняется 1. Острота зрения у ребенка в возрасте от года до двух находится в пределах 0,3-0,5. Глаза малыша уже легко переходят с предмета на предмет, изучают их свойства.

В этом возрасте почти достигается согласованность движений рук и глаз.

Врачи акцентируют на том, что деткам до двух лет не нужно позволять смотреть телепередачи. Они просто не воспринимают смысл увиденного, а используют телевизор как звучащую и мигающую игрушку. Глазные мышцы малыша в этот период не готовы к напряжению, которое создает просмотр телевизора.

Зрение у детей 2, 3, 4 лет

В возрасте 2 лет зрительный опыт ребенка уже позволяет выражать свои желания и произносить несложные предложения. Зрительный опыт ребенка — это восприятие речи взрослых, изучение мимики и попытки воспроизводить подобное самостоятельно.

Если у малыша нормальный уровень развития зрения, то воспроизведение будет прогрессировать.

Когда же со зрением есть проблемы, то это не позволит воспринимать артикуляцию речи взрослого, и у малыша будут плохо формироваться навыки звукообразования и словообразования.

Три года — это как раз тот возраст малыша, когда можно проверить его остроту зрения по специальным тестам. Обычно с этой целью используют таблицу Орловой, содержащую 10 рядов картинок. Врач усаживает маленького пациента на расстоянии пяти метров и, начиная с верхнего ряда, показывает по одной картинке.

Если малыш не может ее назвать, переходят к другой картинке той же строки. Целью исследования по таблице Орловой является возможность названия ребенком как можно большего количества картинок в одном ряду. Остроту зрения определяет строка. При таком обследовании офтальмолог может выявить близорукость.

В этом случае назначают лечение и специальную гимнастику.

Следует отметить, что не всем детям трехлетнего возраста удается проверить остроту зрения таким способом. Иногда такая проверка возможна в 3.5-4 года. В 4 года нормой можно считать остроту зрения 0,7-0,8.

Нужно учесть, что в возрасте 4 года может появиться такое явление, как прищуривание глаз. Оно может стать началом развития близорукости, его симптомом. С ухудшением зрения прищуривание компенсирует невозможность видеть далеко. Но иногда прищуривание может быть не сигналом тревоги, а просто подражанием ребенка кому-то.

Зрение у детей 5-6 лет

В возрасте пяти-шести лет на органы зрения ребенка приходятся большие нагрузки. Как правило, родители начинают готовить детей к школе, водят их на кружки, секции, группы раннего развития.

Да и в детском саду в этот период занятия становятся более длительными, поскольку дошкольная программа тоже готовит детей к учебной школьной нагрузке. Важно в этот период зрительные мышцы малыша не перегружать, делать перерывы в занятиях, которые требуют сосредоточения и длительной концентрации глаз на каком-то предмете.

Например, речь идет о рисовании, когда глаза концентрируются на создаваемом ребенком образе или картинке. Занятия в 5-6-летнем возрасте не должны превышать 30 минут с 15-минутными перерывами. Что касается длительности просмотра ребенком телепрограмм, то она не должна превышать одного часа в день.

Родителям не следует позволять детишкам играть в электронные игры, если экран слишком маленький, и ребенок вынужден напрягать зрительные мышцы, чтобы рассмотреть маленькие детали.

К шести годам зрение дошкольника достигает взрослого уровня, то есть единицы. Тогда детские глаза уже четко различают предметы на дальнем и близком расстоянии. В 6 лет орган зрения и весь детский организм готов к школе.

Чтобы хорошо подготовить глаза ребенка к началу занятий в школе, нужно в дошкольном возрасте регулярно посещать профилактические осмотры окулиста для коррекции возможных нарушений.

Зрение у детей школьного возраста 7-9 лет

Окулисты констатируют, что пик детской близорукости приходится на 7-9 лет. Это самый распространенный диагноз зрительной патологии детей школьного возраста.

Близорукость, или миопия, встречается у каждого шестого школьника. Именно поэтому дети, которые идут в школу раньше 7 лет, получают чрезмерную нагрузку на глаза.

И если к возникновению проблем со зрением есть и генетическая предрасположенность, то шансы заполучить близорукость возрастают.

Главный признак близорукости — ухудшение видимости предметов, находящихся вдали. Это может быть поправимым, если вовремя выявить проблему. Родители должны контролировать гигиену зрения, следить за рациональным питанием ребенка и наличием в его меню белков, витаминов С, А, Е и селена.

Зрение у детей: норма

Существуют нормы зрения в детском возрасте. В 3 года острота зрения ребенка равна 0,6-0,9, в 4  года онавозрастает до 0,7-0,9, в 5 лет составляет 0,8-1,0, в 6 — 0,9-1,0.

То есть острота зрения с рождения и в дошкольном возрасте увеличивается. Даже в 5 лет она может сравниться с остротой зрения взрослого человека.

Следует отметить, что по данным статистики острота зрения, равняющаяся 1, констатируется у 45-55 % детей 7-летнего возраста, 60 % 9-летних детей, 80 % 11-летних.

Специально для nashidetki.net- Диана Руденко

Источник: http://NashiDetki.net/zdorove-rebenka/zrenie-u-detej.html

Зрение новорожденных и грудничков: этапы развития глаз по месяцам, возможные проблемы, рекомендации

Орган зрения играет исключительную роль в развитии ребёнка первого года жизни. Глаза поставляют в головной мозг более 90% информации об окружающем мире.

Нервная система младенца находится в тесной связи с органами чувств. Первый год жизни — самый интенсивный период развития зрительной функции.

Родителям необходимо знать об основных этапах развития глаз грудного ребёнка и возможных проблемах для своевременного обращения к специалисту.

Общий план строения органа зрения

Орган зрения — уникальная по сложности структура человеческого организма. Глазное яблоко и нервные пути передачи зрительной информации в головной мозг развиваются ещё долгое время после окончания внутриутробного периода и появления ребёнка на свет.

Строение глазного яблока

Глазное яблоко состоит из трёх основных компонентов:

  • Фиброзной оболочки, обращённой во внешнюю среду и выполняющей каркасную и защитную функцию. Она состоит из плотной соединительной ткани. Непрозрачная часть фиброзной оболочки (склера) заметна своим белым цветом. Передний её отдел хорошо пропускает свет и называется роговицей.
  • Сосудистой оболочки, или хориоидеи. Она также состоит из нескольких частей:
    • радужки, определяющей цвет глаз, и зрачка, представляющего собой отверстие в ней, через которое свет проникает в глубжележащие отделы глазного яблока;
    • цилиарного тела, мышцы которого окружают хрусталик и дают возможность чётко видеть близкорасположенные и отдалённые предметы.
  • Пигментной оболочки, или сетчатки. Она содержит множество специализированных клеток, преобразующих свет в электрический нервный импульс:
    • палочек, формирующих зрительный образ в сумерки и ночное время;
    • колбочек, ответственных за цветовое восприятие предмета при ярком дневном освещении.Глазное яблоко имеет три оболочки: склеру, хориоидею и сетчатку

Для формирования изображения световой пучок преломляется в следующих анатомических структурах глаза:

  • роговице — прозрачная часть склеры имеет оптическую силу около 28 диоптрий;
  • влаге передней камеры глаза;
  • хрусталике, имеющем оптическую силу около 12–14 диоптрий;
  • стекловидном теле, расположенном между хрусталиком и сетчатой оболочкой глаза.Свет проходит через прозрачные структуры глазного яблока и фокусируется на сетчатке

На сетчатке после прохождения светом всех оптических структур глазного яблока формируется перевёрнутое изображение. Оба глаза воспринимают предмет по-разному.

Информация в виде электрического сигнала от клеток сетчатки по зрительному нерву отправляется в специализированный отдел головного мозга, в котором различные перевёрнутые изображения с обоих глаз формируются в единый образ предмета.

Перевёрнутое изображение предмета на сетчатке преобразует в правильное головной мозг

Острота зрения напрямую зависит от прозрачности и силы преломления оптических сред и длины глазного яблока.

Развитие зрения в первый месяц жизни

Все описанные выше анатомические структуры глазного яблока, как и острота зрения, продолжают своё развитие и после рождения ребёнка.

Ошибкой было бы полагать, что новорождённый ничего не видит и не слышит. Это утверждение весьма далеко от истины. Слуховые ощущения у плода возникают ещё в период внутриутробной жизни. Зрительные формируются только после его появления на свет.

Острота зрения новорождённого составляет приблизительно одну десятую от таковой взрослого человека. Ребёнок в этот период способен различать контуры крупных предметов с небольшого расстояния.

Цветовое восприятие в первые дни жизни снижено. Строение сетчатки новорождённого подразумевает наличие палочек и колбочек на периферии.

В центральной же зоне (жёлтом пятне), на которой строится изображение предмета, при рождении их очень мало.

В течение первого месяца жизни палочки и колбочки постепенно перемещаются к центру, вследствие чего ребёнок начинает различать яркие красные и оранжевые цвета.

Палочки и колбочки — специализированные светочувствительные клетки сетчатки

Формирования единого образа предмета на основе изображений на обеих сетчатках (бинокулярного зрения) при рождении ещё нет. Полноценная картина мира в виде пространственных образов у ребёнка в течение первого месяца отсутствует. В это время мозг только привыкает к поступлению разных сигналов с двух сетчаток.

Размер глазного яблока при рождении меньше, чем у взрослого. В первый месяц жизни отмечается особенно бурный рост анатомических структур: хрусталика, стекловидного тела.

Роговица новорождённого имеет более выпуклую форму, нежели у взрослого. В связи с этим несколько изменено преломление света в разных её участках. У новорождённых может наблюдаться размытое изображение предмета на сетчатке глаза. Причина в этом случае — разная кривизна роговицы, или астигматизм.

Рост роговицы может приводить к транзиторному астигматизму

Зрительный нерв — проводник информации от сетчатки в головной мозг — также меняется в этом возрасте. Основной процесс — формирование миелиновой оболочки нервных волокон.

В возрасте одного месяца новорождённый может следить за движущимся предметом и фиксировать взгляд на неподвижном. В этот период у ребёнка можно заметить явление косоглазия — отклонение зрачка от центральной оси. Однако до шести месяцев специалисты считают его вариантом нормы.

Кровоснабжение сетчатки в этот период имеет одну важную особенность: у новорождённого сосуды сильнее развиты в носовой части, чем в височной.

Сосуды сетчатки у новорождённого сильнее развиты в носовой части

Зрение двухмесячного малыша

В два месяца острота зрения ребёнка приблизительно достигает одной пятой от таковой у взрослого. В этом возрасте малыш уже способен различать черты лица матери и даже узнавать их. Видеть контуры предметов глаз теперь умеет на расстоянии около полуметра.

Бинокулярное зрение появляется к концу второго месяца жизни. Мозг уже научился формировать единый образ предмета. Теперь ребёнку доступна пространственная картина мира.

Бинокулярное зрение позволяет видеть предмет объёмным

Жёлтое пятно сетчатки постепенно всё больше заполняется колбочками. Теперь ребёнок способен различать основные яркие цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный. Однако переходные оттенки ему всё ещё не доступны. В первые два месяца малышу лучше всего покупать яркие игрушки.

Продолжается рост глазного яблока, хрусталика и стекловидного тела. Роговица приобретает более привычную форму.

Волокна зрительного нерва ещё в утробе матери заложены природой в избыточном количестве. Часть их за первые два месяца погибнет. Это запрограммированный процесс. Качество зрения при этом страдать не будет.

Информация от обеих половин сетчаток поступает в головной мозг по определённым волокнам зрительного нерва

Сосудистая сеть заканчивает развиваться в височном отделе сетчатки глаза.

В этом возрасте родители уже могут заметить, что ребёнок способен длительно фиксировать взгляд на неподвижном предмете. А также малыш уже умеет довольно долго следить за движущимися объектами.

Основные достижения третьего и последующих месяцев жизни

Процесс становления остроты зрения (клинической рефракции) происходит довольно долго, вплоть до школьного возраста. Однако ребёнок к концу своего первого года способен чётко различать близкорасположенные и отдалённые предметы. Длина глазного яблока станет такой, как у взрослого, только к двум годам.

Цветовосприятие у ребёнка за год достигнет пика развития. К 10 месяцам малыш способен различать фактически все многообразие цветов и оттенков окружающего мира.

Осознанный взгляд и координированное действие глазных мышц доступны ребёнку в возрасте шести месяцев. К этому времени явление косоглазия, если оно было, должно ликвидироваться.

Косоглазие — результат нескоординированной работы глазных мышц

Формирование миелиновой оболочки зрительного нерва в первый год происходит наиболее интенсивно, однако заканчивается оно не ранее двухлетнего возраста.

Миелиновая оболочка обеспечивает высокую скорость передачи нервного импульса

К трём месяцам ребёнок способен фиксировать взгляд на предметах, находясь в вертикальном положении на руках у родителей. По истечении шестнадцати недель после появления на свет малыш чётко узнаёт свою мать, что сопровождается эмоциональным выражением радости. К пяти месяцам ребёнок отличает лица близких родственников. К концу первого года жизни малыш узнаёт людей на фотографии.

Особенности зрения недоношенного новорождённого

Недоношенность — состояние не только внутренних органов. Зрение ребёнка, рождённого до срока сорок недель, сильно отличается от такового у доношенного.

Родившийся ранее 28 недель внутриутробного развития младенец не способен реагировать на свет. В более поздние сроки отмечается зажмуривание и общая двигательная реакция.

Фиксация взгляда в первый месяц жизни у таких детей отсутствует. При сроке рождения после 30 недель подобная зрительная функция появится только к трём месяцам жизни. 32–34 недели развития в утробе матери обеспечат новорождённому фиксацию взгляда в возрасте 1,5–2 месяцев. Диаметр роговицы у ребёнка увеличивается пропорционально продолжительности внутриутробной жизни.

У недоношенного ребёнка слабо развито кровоснабжение сетчатки. Чем меньше гестационный (внутриутробный) возраст, тем более вероятно появление отёка пигментной оболочки глаза и последующего нарушения её структуры в виде ретинопатии. Часто при осмотре сетчатки выявляются очаги кровоизлияний, локализованные в основном в области жёлтого пятна.

Основная проблема органа зрения недоношенного ребёнка — риск отслойки сетчатки

На сетчатке глаза у глубоко недоношенных детей выявляется зона, совсем не содержащая сосудов (аваскулярная). В 34 недели она практически не наблюдается.

Область вхождения зрительного нерва в сетчатку (диск) имеет размытые края. Чёткая очерченность вместе с розовой окраской появляется только на сроке сорок недель.

Область жёлтого пятна как скопление колбочек у детей, появившихся на свет до 30-й недели беременности, вообще отсутствует. На её развитие уйдёт около трёх месяцев. У малышей, рождённых на 34-й неделе гестации, этот процесс занимает около полутора месяцев.

Проблемы органа зрения на первом году жизни

Основными предрасполагающими факторами развития патологий органа зрения у ребёнка первого года жизни являются:

  • недоношенность;
  • родовая травма шейного отдела позвоночника;
  • внутриутробные инфекции (краснуха, токсоплазмоз, герпес, цитомегаловирус);Краснуха, перенесённая внутриутробно, крайне негативно сказывается на органе зрения
  • патология родовой деятельности (затяжные и стремительные роды, разгибательные предлежания головы);
  • оперативное родоразрешение путём наложения акушерских щипцов;
  • наследственные заболевания у родителей и других родственников;
  • кровнородственный брак.

Наиболее актуальными проблемами зрительной функции у детей первого года жизни являются патологии сетчатки глаза, хрусталика, клинической рефракции, нерва, слёзных каналов.

Патологии глаз у ребёнка первого года жизни — фотогалерея

Полная атрофия диска зрительного нерва ведёт к необратимой слепоте Глаукома может привести к отслойке сетчатки, атрофии зрительного нерва и полной потере зрения Катаракта — следствие перенесённой в утробе матери краснушной инфекции
Микрофтальм — частое явление при внутриутробном инфицировании вирусом краснухи Дакриоцистит — инфекционное воспаление слёзного мешка на фоне непроходимости носослёзного канала Отслойка сетчатки на фоне ретинопатии может привести к пожизненной слепоте

Как обнаружить у грудничка проблемы со зрением

Анатомические отклонения в строении глазного яблока (микрофтальмию) увидит врач-неонатолог сразу после рождения.

Остроту зрения у ребёнка первого года жизни точно определить фактически невозможно. Отклонения в показателях клинической рефракции выявляются не ранее двухлетнего возраста. Родителям ребёнка первых месяцев жизни необходимо ориентироваться по реакции малыша на свет, фиксации взгляда на неподвижном объекте, слежению за движущимся предметом.

Отсутствие розового свечения сетчатки (так называемого эффекта красных глаз) говорит о помутнении хрусталика (катаракте).

Постоянное слезотечение сигнализирует о непроходимости носослёзного канала. Припухлость, покраснение области под глазным яблоком является следствием инфекционного воспаления слёзного мешка (дакриоцистита).

Явление косоглазия, не исчезнувшее по истечении шести месяцев жизни, требует внимания специалиста.

Роль родителей в развитии органа зрения у ребёнка

Развитие органа зрения у ребёнка первого года жизни — чрезвычайно важная задача воспитания. Рекомендуется использовать следующие мероприятия в зависимости от возраста малыша.

Развивающие картинки для грудничка — фотогалерея

Изучение ярких картинок развивает цветовое восприятие ребёнка Малышу полезно изучать цветные картинки Яркие цвета картинки привлекают внимание малыша

Зрение — важнейшее средство познания ребёнком первого года жизни окружающего мира. Развитие зрительной функции во многом зависит от деятельного участия в этом процессе родителей. Возникновение проблем с глазами — повод запланировать визит к детскому офтальмологу.

(Visited 1 084 times, 3 visits today)

  • Елена Тимофеева
  • Распечатать

Источник: https://medknsltant.com/zrenie-u-novorozhdennyih-v-1-mesyats/

Зрение у детей до года (с рождения до 12 месяцев). Сайт «Московская офтальмология»

Есть мнение, что грудные дети видят мир вверх ногами. Это скорее миф, чем правда. Тем не менее, маленькие дети действительно воспринимают все несколько иначе, чем взрослые. Причиной тому являются особенности зрения детей до года. Родителям следует знать, в чем заключаются эти особенности, чтобы помочь своему ребенку лучше видеть.

К рождению ребенка его зрительная система еще не развита полноценно. Наиболее интенсивное формирование происходит как раз в первый год жизни. А мама с папой этому помогут.

Зрение новорожденного

У маленького ребенка может быть косоглазие. Оно возникает вследствие незрелости глазного нерва и мышц, которые управляют движениями глазного яблока. Косоглазие считается вариантом нормы и проходит к 2-3 месяцам.

Глазное яблоко грудного ребенка на 6 мм меньше, чем у взрослого. Поэтому у него развита дальнозоркость и сужено поле зрения, т.е. он воспринимает только те предметы, которые находятся прямо у него перед глазами. Окружающее кажется ему размытым и плоским из-за неразвитости бинокулярного зрения (способность видеть четко обоими глазами).

Пониженная острота зрения не позволяет ребенку замечать детали. Его взгляд плохо фиксируется на предметах. Он прекрасно реагирует на свет, может различать темное и светлое, но восприятие цветов еще не развито.

Он способен различать предметы, удаленные от него на 15-100 см. Лучше всего воспринимаются предметы, расположенные на расстоянии 20-50 см.

Ребенок видит в черно-белых цветах и поворачивает голову и глаза за движущимся предметом, удаленным примерно на 30 см.

Советы родителям

  • Чаще давайте разглядывать ребенку черты своего лица. Необходимо использовать мимику, специально усиливать проявления различных эмоции.
  • Больше говорите с ребенком. Голос мамы или папы заставляет его поворачивать голову, следуя за звуком.

    При этом можно говорить как рядом с ребенком, та и находясь от него на расстоянии. Это хорошо помогает быстро научиться искать источник звука и фокусировать взгляд на нем.

  • Ребенок хорошо различает черные и белые цвета, в связи с этим первые несколько недель лучше надевать одежду контрастных цветов с простым рисунком. Новорожденный лучше воспринимает большие фигуры, квадрат, круги, крупные полосы, сочетание белого с черным.

    Яркую одежду также необходимо использовать – она помогает развивать цветовосприятие.

  • Тренировку глазных мышц можно проводить с помощью яркой погремушки. Следует медленно подводить ее к глазам ребенка, лежащего на спине, до тех пор, пока он не зафиксирует взгляд.

    Расстояние от погремушки до глаз должно колебаться от 20 до 50 см.

  • Необходимо тренировать синхронное движение глаз. Для этого медленно перемещают погремушку в горизонтальной плоскости в одну, а потом в другую сторону.

Зрение в 1 месяц

Ребенок может ненадолго удерживать взгляд на предметах, которые находятся от него на 25-40 см; недолго следить за движущимися большими яркими предметами; различать контрастные цвета. К концу 1-го месяца (примерно к 20-22 дню) движения глазных яблок ребенка становятся более четкими.

Советы родителям

Тренировку синхронного движения мышц глаз можно осуществлять с помощью следующих упражнений:

  • поднести большую яркую игрушку на расстояние около 30 см от глаз лежащего на спине ребенка, медленно водить игрушку вверх и вниз;
  • держать ребенка перед собой, установить зрительный контакт, медленно двигаться относительно него влево и вправо, затем можно также медленно перемещать ребенка в разные стороны относительно себя;
  • хорошим тренажером для закрепления навыка слежения является мобиль – музыкальная подвесная игрушка с крутящимися предметами, 30 см – оптимальное расстояние для ее установки.

Зрение в 2 месяца

Ребенок дольше наблюдает за движущимися предметами, может концентрировать внимание на удаленном предмете. С радостью встречает материнскую грудь, поскольку она уже ассоциируется у него с приятным приемом пищи. К окончанию второго месяца глазные яблоки движутся более плавно и скоординировано.

Советы родителям

  • Следует продолжать тренировку глаз для закрепления навыков продолжительности слежения за объектами и фиксации.
  • Давайте ребенку рассматривать новые интересные предметы, картинки, снимки.
  • Для ребенка полезно частое общение с родителем, поддерживая зрительный контакт.

    Можно повторять его мимику или гримасничать.

  • Необходимо показывать ребенку как можно больше предметов. Нужно также произносить название каждого предмета, который ребенок видит дома или на улице. Чем больше он увидит за первый год жизни, тем интеллект его будет более развит.

Зрение в 3 месяца

Малыш может различать объекты на расстоянии до 3-х метров. Дальнозоркость продолжает быть развитой, и объекты вблизи различаются хуже. Ребенок узнает мамино лицо, хорошо следит за движущимися объектами. Лучше воспринимает объем и форму предметов, различает, синий, красный, зеленый, желтый цвета.

Советы родителям

  • Полезно играть с ребенком в «ку-ку». Это хорошо развивает пространственное мышление, память и объемное зрение.
  • Следует предлагать ребенку игрушку так, чтобы он мог сначала разглядеть ее, оценить расстояние до нее и дотянуться рукой.

    Это упражнение можно выполнять, положив ребенка на живот, а игрушку от него на расстояние вытянутой руки.

  • В три месяца ребенку обычно нравиться перекладывать вещи из одной руки в другую.

    Для этого можно ему дать резиновое кольцо или любой крупный предмет простой формы.

Зрение в 4 месяца

У ребенка наконец развито стереоскопическое (т.е. объемное) зрение. Он хорошо отличает цвета, может фиксировать взгляд на удаленных и близкорасположенных предметах, лучше координируется при хватании предмета. Ему нравиться наблюдать за окружающими людьми, играть с ножками и ручками.

Советы родителям

  • Следует выбирать игрушки, которые удобно хватать, а картинки – интересные для рассматривания.
  • Можно выкладывать любимые игрушки перед лежащим на животе ребенком, чтобы он мог до них дотянуться.
  • Продолжать играть в прятки.
  • Следует постепенно располагать игрушки дальше от ребенка (до 2-4 м).

Зрение в 5-7 месяцев

Ребенок учится отличать мелкие предметы, узнавать оттенки; он понимает, какая игрушка находится перед ним, даже если некоторая ее часть скрыта; воспринимает объекты, расположенные на расстоянии 4-5 м.

В 6 месяцев завершается формирование структур органов зрения, которые отвечают за фокусирование изображения объектов на сетчатку. Малыш в этом возрасте хорошо осваивает пространство и учится соотносить и оценивать расстояние между объектами.

Продолжает развиваться нервная система, формируются устойчивые связи между зрительным анализатором и головным мозгом. Ребенок начинает запоминать и интерпретировать окружающие объекты.

Ко всему прочему, значительно возрастает скорость передачи информации от органов зрения к головному мозгу. К 7-му месяцу зрение малыша уже немногим отличается от зрения взрослого человека.

Советы родителям

  • Для усвоения навыка оценки расстояния и умения рассчитывать свои возможности, следует положить игрушку на расстояние около 5 метров от ребенка, чтобы он захотел до нее добраться.

  • Можно также сеть от ребенка на некотором расстоянии и позвать его, чтобы он подполз.

  • Для того чтобы ребенок тренировался брать предметы большим и указательным пальцами, можно положить в коробочку предметы, которые он будет из нее доставать.

Зрение в 8-12 месяцев

У глаз появляется постоянный цвет. Глубина и острота зрения ребенка практически как у взрослого. Он уже может отличать неяркие пастельные оттенки. Он хорошо воспринимает предметы в целом и по частям. Активно ищет предметы, которые внезапно пропадают из его поля зрения. Хорошо происходит координация движения тела и глаз.

Советы родителям

  • Для развития координации движений под контролем зрения следует устраивать игры в ванной: переливать воду, пускать мыльные пузыри.
  • Очень интересная игра в повторения: пусть ребенок копирует жесты родителя, действия или мимику.
  • Можно выложить кубики одного цвета в линию и попросить ребенка повторить действие.

Источник: https://mosglaz.ru/blog/item/1847-zrenie-u-detej-do-goda

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.