Дизартрия у детей





Дизартрия у детей



Содержание

Причины и методы лечения дизартрии у детей

Дизартрия у детей – это состояние, при котором нарушается произношение слов в результате поражения нервной системы. При этой патологии страдает иннервация речевого аппарата (языка, губ и мягкого неба). Отличительной чертой заболевания является нарушение всей речи в целом, а не только отдельных звуков.

Причины развития дизартрии

Заболевание встречается у 5% всех детей. Выделяют несколько важных факторов, способствующих возникновению дизартрии у ребенка:

  • внутриутробная гипоксия плода;
  • резус-конфликтная беременность;
  • тяжелые гестозы;
  • недоношенность;
  • асфиксия;
  • родовые травмы;
  • затяжная желтуха;
  • гидроцефалия;
  • опухоли головного мозга;
  • менингит;
  • энцефалит;
  • гнойный отит;
  • черепно-мозговая травма.

Довольно часто дизартрия у ребенка встречается в сочетании с детским церебральным параличом. Причины возникновения обеих патологий схожи и связаны с повреждением нервной системы малыша внутриутробно или в процессе родов. Нередко травмирующие факторы оказывают свое влияние в первые два года жизни, приводя к формированию дизартрии.

Совет

Не забывайте о регулярных врачебных осмотрах в первый месяцы жизни ребенка. Не пропустите болезнь!

Классификация дизартрии

Дизартрия у детей существует в нескольких разновидностях. Формы заболевания разделяются по расположению патологического очага.

Для этой формы заболевания характерен паралич мышц, непосредственно отвечающих за формирование речи. При такой патологии поражаются многие нервные волокна, в результате чего нарушается активность определенных групп мышц.

Часто эта форма заболевания сопровождается нарушением глотания жидкой пищи и другими расстройствами. Артикуляция при этой патологии крайне невнятная, звуки практически не различаются между собой. Характерно отсутствие мимики.


Характеристика этой формы заболевания включает в себя паралич речевых мышц в результате повреждения структур головного мозга.

Нередко такая патология сочетается с другими признаками повреждения нервной системы (непроизвольный плач или смех, наличие рефлексов орального автоматизма у ребенка старше 6 месяцев).

Отличительным признаком этой разновидности дизартрии у ребенка является монотонная речь.

Характеризуется односторонним поражением структур коры головного мозга, что закономерно приводит к парезу или параличу речевых мышц. Симптомы заболевания включают в себя неправильное произношение отдельных слогов, хотя общая структура речи сохраняется.

Для этой формы заболевания характерно повреждение мозжечка – особой структуры головного мозга. При этом варианте заболевания речь ребенка становится растянутой, с постоянно меняющейся громкостью и тональностью.

Характеристика этого варианта дизартрии включает в себя поражение подкорковых структур, отвечающих за формирование речи. Подкорковая форма отличается невнятной и смазанной речью. У детей часто сочетается с гиперкинезами (патологическими движениями в различных группах мышц).

Чаще всего встречается при различных травмах у ребенка в возрасте до 2 лет. Для этой формы характерно сочетание нескольких причин и факторов, приводящих к формированию дизартрии.

Признаки дизартрии

Характеристика патологии заключается не только в выявлении причины и места поражения речевого аппарата, но и в определении степени тяжести болезни. Специалисты выделяют 4 формы заболевания, отличающихся по выраженности нарушений речи у ребенка.

Стертая дизартрия (I степень)

При этой форме заболевания дети не слишком отличаются от своих сверстников. Заболевание, как правило, выявляется в возрасте 4-5 лет. Симптомы патологии не слишком специфичны и могут маскироваться под другие схожие болезни нервной системы.

При стертом варианте дизартрии родители замечают смешение, искажение или замену одних звуков другими. Очень часто малыши не могут выговорить свистящие и шипящие звуки.

Многие дети испытывают определенные сложности в произнесении длинных слов, опуская часть звуков.

Стертая форма дизартрии очень похожа на дислалию, и даже опытным специалистам не всегда удается с первого приема выставить верный диагноз.

Дислалия у детей характеризуется появлением различных дефектов речи при полной сохранности речевого аппарата. В противовес этому при дизартрии нарушена иннервация мышц, отвечающих за формирование речи у ребенка.

Дислалия чаще обнаруживается у детей 6-7 лет и школьников, тогда как стертую дизартрию определяют несколько раньше.

Совет

Обнаружили у ребенка дефекты речи? Обратитесь к врачу!

Стертая дизартрия сопровождается и другими симптомами. У многих детей отмечается снижение интонационной окраски речи. Нередко голос приобретает характерный носовой оттенок.

Большинство детей со стертой формой заболевания не способны имитировать различные звуки (например, подражать мяуканью кошки или мычанию коровы).

Характерна монотонность голоса при рассказывании стихов или пересказе текста.

Стертая форма дизартрии является самым легким вариантом течения болезни.

II степень дизартрии характеризуется довольно понятной речью с выраженными дефектами произношения. Понять ребенка можно, однако для этого приходится прилагать определенные усилия. Лечение дизартрии наиболее эффективно именно на первой и второй стадиях заболевания.

В III стадии болезни речь малыша становится понятной только его родителям и некоторым близким людям. Посторонним разобрать слова ребенка бывает достаточно сложно.

В IV стадии речь малыша непонятна даже родителям или же вовсе отсутствует.

Диагностика дизартрии

Обследование детей с дизартрией включает в себя:

  • осмотр невролога;
  • консультацию логопеда;
  • ЭЭГ (электроэнцефалографию) и другие электрофизиологические методы;
  • транскраниальная магнитная стимуляция;
  • МРТ головного мозга.

Осмотр у логопеда состоит из нескольких этапов:

  • оценка имеющихся речевых нарушений;
  • определение расстройств, не связанных с артикуляцией;
  • оценка работы мимических и лицевых мышц;
  • исследование речи (произношение, ритм, темп и разборчивость);
  • оценка письменной речи (у детей старше 5 лет).

Лечение дизартрии

Успех коррекции заболевания во многом зависит от формы дизартрии, степени тяжести и наличия сопутствующей патологии. Легче всего поддается терапии стертая дизартрия. При этой разновидности болезни рекомендуется наблюдение у невролога, а также регулярные занятия с логопедом.

Лечение дизартрии обязательно включает в себя следующие этапы:

  • стимуляция физиологического дыхания;
  • развитие речевого дыхания (дыхательная гимнастика);
  • активизация речевого аппарата (в том числе гимнастика и массаж);
  • стимуляция мелкой моторики;
  • развитие голоса;
  • коррекция произнесения звуков;
  • развитие тональности и выразительности речи;
  • стимуляция речевой коммуникации.

В настоящий момент существует множество секций и кружков для детей с дефектами речи. В некоторых из них занятия проводятся в присутствии родителей. Также возможны индивидуальные занятия с логопедом.

Медикаментозное лечение назначается при выявлении неврологических заболеваний, способствующих развитию нарушений речи. При этом симптомы дизартрии у ребенка сочетаются с различными двигательными и сенсорными расстройствами. Лечение основного заболевания проводит невролог, после чего логопед занимается коррекцией речевых нарушений.

В терапии неврологических заболеваний активно используются ноотропные препараты. Такое лечение стимулирует умственную деятельность, улучшает память и внимание, а также повышает способность к обучению.

Из наиболее популярных препаратов стоит отметить глицин, церебролизин, «Фенибут», «Пантогам» и «Энцефабол». Лечение ноотропными препаратами довольно длительное.

Дозировка и кратность приема препаратов определяются врачом.

Совет

Не принимайте ноотропы без назначения врача!

Лечение дизатрии также включает в себя физиотерапию. Хороший эффект замечен от точечного массажа, ЛФК и лечебных ванн. Массаж ребенку обязательно должен делать специалист, разбирающийся во всех тонкостях терапии. Для лечения нарушений речи у детей также активно применяется иглоукалывание и другие методы воздействия на рефлексогенные зоны.

Большое значение в терапии заболевания придается контакту с родителями. Эффективное лечение дизартрии невозможно в изоляции. Родителям больного ребенка следует как можно больше времени уделять своему малышу и поощрять его попытки говорить правильно.

Многие дети, стесняясь своего дефекта, замыкаются и предпочитают просто молчать. Родителям следует мягко и осторожно подвести своего ребенка к тому, что речь необходимо развивать, и вместе с малышом осваивать все упражнения, рекомендованные логопедом.


Прогноз заболевания зависит от формы и степени тяжести. Легкой степени дизартрия у детей хорошо поддается коррекции при своевременном обращении к врачу. Чем раньше будет начато лечение, тем больше шансов развить речь ребенка и помочь ему адаптироваться в окружающем мире. У стертой дизартрии достаточно благоприятный прогноз – вплоть до полной коррекции речи.

Профилактика заболевания заключается в предупреждении внутриутробной гипоксии плода, а также защите малыша от травм в процессе родов. Такие меры позволяют предотвратить повреждение головного мозга новорожденного, а значит, уберечь ребенка от дизартрии и других заболеваний нервной системы. При появлении первых признаков нарушения речи следует обратиться к врачу.

Источник: https://agushkin.ru/zdorove/dizartriya-u-detej.html

Дизартрия у детей — признаки и степени развития заболевания, методы терапии и упражнения

Состояние, при котором у ребенка в результате какого-либо поражения нервной системы нарушается произношение слов, называется дизартрией (dysarthria). Во время болезни часто страдает иннервация мягкого неба, губ, языка. Отличительная черта патологии – нарушение не только отдельных звуков, но и всей речи в целом. При развитии заболевания малыш трудно обучается письму и чтению.

Данное нарушение возникает у детей из-за поражения заднелобных и подкорковых отделов мозга. У маленьких пациентов наблюдается ограниченность подвижности органов воспроизведения, усложняется артикуляция. Дизартрия нередко становится причиной нарушения письма, чтения, а в некоторых случаях патология провоцирует общее недоразвитие речи у ребенка.

Наблюдается смазанность и нечеткость в произношении звуков, голос проявляется сначала в крайне слабой степени воспроизведения, а затем в очень резкой.

При разговоре отсутствует плавность (речь дизартричная), сбивается в ритме дыхание, подвергается изменению темп, который то ускоряется, то замедляется.

Патологический процесс даже в тяжелой форме часто проявляется у детей при сохраненном интеллекте, тогда как легкая степень заболевания может привести к нарушению интеллектуального развития у малыша.

В клинической практике дети с дизартрией определены в разные группы, в которых учитывается степень выраженности и тяжесть симптоматических проявлений. Клинико-психологическая характеристика болезни основывается на разделении пациентов:

  • дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием;
  • dysarthria при гидроцефалии;
  • болезнь, проявляющаяся при олигофрении;
  • патологический процесс, возникший при детском церебральном параличе (ДЦП);
  • патология, резвившаяся из-за задержки психического развития (ЗПР);
  • dysarthria при минимальной форме мозговой дисфункции (ММД).

Медики в качестве основного фактора, провоцирующего дизартрию, считают поражение мозга. Также причиной патологического процесса становится перенесенное женщиной в период беременности какое-либо инфекционное заболевание или тяжелая форма токсикоза. Помимо этого, в качестве возможного фактора развития заболевания у ребенка учитывается перенесенные вирусные болезни, поражающие оболочки мозга.

Основные причины дизартрии:

  • гестоз;
  • резус конфликт;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • недоношенность;
  • родовая травма;
  • асфиксия при рождении;
  • стремительные или затяжные роды;
  • гидроцефалия;
  • гнойный отит;
  • менингит, менингоэнцефалит;
  • опухоли головного мозга;
  • черепно-мозговая травма;
  • гнойный средний отит;
  • ядерная желтуха новорожденных;
  • сильное отравление.

Выраженность патологии у детей зависит от характера и тяжести поражения центральной нервной системы. Условно различают три степени развития дизартрии:

  • Легкая (стертая). Характеризуется незначительными дефектами речи и малой неречевой симптоматикой. Чаще развивается стертая дизартрия у детей дошкольного возраста. Логопеды-практики иногда используют термины «дизартрический компонент» или «минимальные дизартрические расстройства». При легкой степени заболевания общая разборчивость речи не нарушена, но присутствует нечеткое или смазанное произношение свистящих, сонорных и/или шипящих звуков.
  • Средняя. При умеренно выраженной дизартрии нарушена общая разборчивость речи, она становится малопонятной для окружающих. Отмечаются многочисленные искажения почти во всех фонетических группах. Ярко выражено нарушение тонуса лицевой, губной, язычной мускулатуры. Удержание языка в определенном положении представляет значительные трудности.
  • Тяжелая (анартрия). В результате паралича речедвигательных мышц развивается полное отсутствие звукопроизношения. У большинства детей проявляются расстройства дыхательного, фонаторного, артикуляционного отдела. Помимо патологии речевой деятельности, формируется динамический артикуляционный праксис. Нарушения обусловлены ярко выраженными речедвигательными синдромами.

Виды

В медицинской практике артикулярных патологий дизартрия подразделяется на виды по проявлению симптоматики и расположению патологических дисфункций. Врачи выделяют следующие формы дизартрии:

  • Бульбарная. Процесс обуславливается комплексным нарушением в речедвигательном анализаторе. Развиваются мышечные парезы, параличи языка, глотки гортани, нижней челюсти, тканей неба. Нарушаются глотательные функции, при вдохе нет свободного прохода воздуха, что приводит к гнусавости голоса и другим осложнениям.
  • Псевдобульбарная. Вызывается сложным неврологическим генезом. Псевдобульбарная дизартрия у детей провоцирует поражение структур мозга, отвечающих за черепные нервы, мышечную динамику. Развиваются процессы, полностью блокирующие или сильно ограничивающие подвижность мышц и артикуляцию.
  • Корковая. Развивается вследствие очагового поражения ЦНС в зоне корковых структур мозга. Эта форма дизартрии отображает ряд расстройств речевой моторики: инертная артикуляция, пропуск слогов, замещение твердых звуков на мягкие и прочие.
  • Подкорковая. Патологический процесс затрагивает ядерные центры серого вещества, провоцируя дисфункции мозговой системы. Патология проявляется нарушением мышечного напряжения, уменьшением силы сокращений мышц и регуляции последовательности движений. Болезнь сопровождается нечленораздельным произношением.
  • Мозжечковая. Заболевание обусловлено патологиями, поражающими отростки нейронов (нервы), заднюю мозговую зону (мозжечок), лобно-мозжечковые пути. Проявляется ослаблением в мышцах языка, мышечных складках губ, вызывая ограничение подвижности.

Симптомы

Поскольку дизартрия – это заболевание приобретенное, либо внутриутробно, либо в самом начале жизни, то его симптомы заметны очень рано. Сразу после рождения родители могут отмечать слабость крика младенца, нарушение глотания и сосания.

Ребенок постоянно давится молоком, мимика невыразительная, на лице не отражается вся гамма эмоций и чувств. Младенец начинает ползать позже сверстников, речь тоже развивается с отставанием.

Моторная дизартрия характеризуется еще и неврологической симптоматикой: судороги, мраморность кожи, холодные конечности.

Родителям следует с первых дней жизни младенца обращать внимание на тревожные признаки поведения малыша, чтобы вовремя обнаружить и своевременно начать лечение дизартрии. Среди них:

  • затрудненное дыхание;
  • нарушенный тембр голоса;
  • речь с постоянно меняющейся громкостью и тональностью;
  • паралич жевательных мышц;
  • постоянно наклонена голова;
  • повышенное слюноотделение;
  • повышение тонуса лицевых мышц;
  • невнятная речь;
  • тремор;
  • гиперкинез;
  • координация движений;
  • смягчение звуков;
  • неверное произношение звуков;
  • замена слогов;
  • растянутость речи.

Обследование и дальнейшее лечение детей с дизартрией осуществляется логопедом и неврологом. Важное диагностическое значение имеет логопедическая оценка речи, включающая изучение речевых и неречевых нарушений у маленького пациента.

Эта диагностика предусматривает обследование строения артикуляционного аппарата, состояния речевой и мимической мускулатуры, объема артикуляционных движений, характера дыхания.

На основании этих данных разграничивается дизартрия, моторная алалия, моторная афазия и дислалия.

Немаловажное значение при постановке диагноза имеют данные электрофизиологических исследований:

  • МРТ головного мозга, показывающая наличие болезней неврологического происхождения;
  • электроэнцефалография (ЭЭГ), изучающая закономерность электрической активности мозга;
  • транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) – метод, помогающий при помощи магнитных импульсов неинвазивно стимулировать кору головного мозга;
  • электромиография (ЭМГ), исследующая биоэлектрические потенциалы мышц;
  • электронейрография (ЭНГ), позволяющая оценить состояние периферической нервной системы.

Лечение дизартрии у детей

Терапия dysarthria подразумевает комплексный подход. Ребенок, независимо от возраста, нуждается в лечении, включающем прием медикаментов, занятия дыхательной гимнастикой, логопедическую коррекцию, массаж. К необязательным лечебным мероприятиям относят рефлексотерапию и физиопроцедуры, которые дают отличные результаты, если сочетаются с основной терапией.

Для устранения дефектов речи используется комплексная терапия медикаментами.

Поскольку дизартрия нередко возникает на фоне других патологий нервной системы, лекарственные средства подбирает невропатолог или психоневролог с учетом всех диагнозов.

Препаратов, которые предназначены только для лечения dysarthria, не существует, поэтому врачи назначают симптоматические лекарства, облегчающие состояние больного, снимающие признаки заболевания.

Детям чаще назначают ноотропы – препараты, влияющие на функции мозга, улучшающие память, умственную деятельность. Самые популярные лекарственные средства этой группы: Кортексин, Пантокальцин, Энцефабол. В комплексном лечении применяются и другие группы лекарств:

  • Сосудистые (Циннаризин, Глиатилин, Инстенон). Препараты улучшают мозговое, сердечное, периферическое кровообращение, оказывают диуретическое и бронхолитическое воздействие.
  • Седативные (Персен, Тенотен, Ново-пассит). Лекарственные средства обладают противотревожным, успокаивающим эффектом. Улучшают настроение, снимают раздражительность, беспокойство ребенка.
  • Метаболические (Актовегин, Церебролизат). Психостимуляторы, повышающие устойчивость тканей мозга к кислородному голоданию, недостатку глюкозы. Психостимуляторы активизируют обмен веществ, на клеточном уровне повышают энергетические ресурсы организма.

Более подробное описание нескольких популярных медикаментов, используемых во время лечения детской дизартрии:

  • Кавинтон. Улучшает метаболизм и кровообращение в головном мозге. Сосудорасширяющее действие препарата связано с релаксирующим влиянием на гладкие мышцы. Детям при дизартрии дозировку назначает врач в индивидуальном порядке. Средняя продолжительность приема лекарства – 2 недели. Противопоказан препарат при тяжелых сердечных поражениях, выраженных нарушениях работы сердца, индивидуальной непереносимости организма.
  • Стугерон. Блокатор кальциевых каналов с влиянием на сосуды мозга. Обладает сосудорасширяющим действием, снижает тонус симпатической нервной системы, повышается устойчивость мышц к гипоксии. Назначают по 25 мг 1-2 табл./сутки. Курс лечения – от нескольких недель до года. Не прописывают, если компоненты препарата являются аллергеном.
  • Финлепсин. Противосудорожный препарат, оказывающий антидепрессивное, антипсихотическое, антидиуретическое действие. Применяют для купирования судорог скелетной мускулатуры, при психических расстройствах. Детская дозировка зависит от возраста. Средняя доза – 100-200 мг/сутки. Длительность курса определяется лечащим врачом. Не назначают препарат при анемии, лейкопении, повышенной чувствительности к трициклическим антидепрессантам.

Артикуляционная гимнастика, входящая в комплекс терапевтических мер при дизартрии, разделяется на два вида:

  1. Пассивная. Назначается, если ребенок не может выполнять упражнения из-за потери силы в лицевых мышцах. Коррекция подразумевает одностороннюю работу, когда педагог воздействует на органы маленького пациента с помощью палочек, зонда, шпателя и/или рук.
  2. Активная. Проводится при легкой форме дизартрии или при улучшении после пассивной формы. Работа выстраивается путем подражания: педагог показывает различные движения, а малыш повторяет.

Для эффективности заниматься с ребенком необходимо ежедневно по 5-10 минут, каждый раз усложняя движения. Примеры упражнений терапии активного вида:

  • Удивление. Нужно выкатить глаза, поднимая вверх надбровную дугу.
  • Надувание. Сначала следует максимально надуть левую щеку, потом правую, а после сразу две. Такая же последовательность проводится с губами.
  • Бег лошадки. Воспроизвести языком цокот копыт (пощелкать).
  • Улыбка. Сначала надо удерживать рот открытым, чтобы было видно верхние и нижние зубы. Затем ребенку необходимо растягивать губы в улыбку, а педагогу – «мешать» ему, с двух сторон нажимая пальцами на уголки рта.

Дыхательная гимнастика

В логопедической практике при дизартрии применяются упражнения для развития речевого дыхания. Логопеды рекомендуют родителям проводить ежедневные сеансы со своими детьми по 3-5 минут. Несколько примеров упражнений для дыхания:

  • Кораблики. Малышу предлагается таз с водой, в котором плавают бумажные кораблики. Ребенок направляет воздушную струю на бумагу, чтобы подогнать ее к противоположной стороне таза.
  • Пузырьки. Нужен стакан воды и соломинка. Ребенку нужно делать вдох через ноздри, потом медленный выдох через рот в соломинку, чтобы на поверхности воды появились пузырьки.
  • Ветер и снег. Из небольших кусочков ваты нужно скатать шарики и выложить на столе. Малышу предлагается дуть на «снег», как зимний холодный ветер. Ватные шарики при этом должны медленно двигаться к противоположному краю стола.
  • Фокус. Ребенку на кончик носа кладется вата, после чего ему предлагается вытянуть язык, загнуть вверх его кончить и подуть на вату, чтобы она упала.

Массаж

Техника массирования подбирается в зависимости от разновидности дизартрии. Массаж лица проводится круговыми движениями, начиная со лба малыша. После следует медленно продвигаться к височной зоне. Движения должны быть максимально легкие, нежные без лишних надавливаний. Губы разминаются поглаживанием, щеки – волнообразно от центра к ушам. Каждое движение повторяется от 2 до 5 раз.

Для уменьшения тонуса языка проводится другая массажная техника:

  • постукивайте пальцем над верхней губой ребенка справа налево и наоборот;
  • прохлопайте часть от носа к верхней губе, затем погладьте это место;
  • надавливайте на уголки рта, чтобы свести губы трубочкой;
  • подушечкой указательного пальца толкайте верхнюю губу к носу;
  • поднимайте/опускайте язык, припечатывая его к небу.

Тяжелые формы дизартрии плохо поддаются коррекции. Улучшить произношение можно лишь при регулярных занятиях и комплексном лечении. Заболевание легкой степени, особенно стертая форма, имеет благоприятный прогноз, вплоть до полного выздоровления. Основные меры профилактики болезни направлены на предупреждение токсических воздействий на организм ребенка, травм, нейроинфекций.

Источник: https://vrachmedik.ru/1133-dizartriya-u-detey.html

Дизартрия у детей: виды, симптомы, обследование, лечение

В последнее время дизартрия у детей — диагноз не редкий, но неизменно пугающий родителей. Это нарушения в произношении слов из-за недостаточной иннервации (связь тканей и клеток с нервными окончаниями) речевого аппарата. При этом наблюдается ограниченная подвижность губ, языка, мягкого нёба и других органов речи, что затрудняет артикуляцию (произношение).

Причины дефекта могут быть разными, поэтому при первых же симптомах требуется пройти соответствующее обследование и начать лечение. Итак, детская дизартрия: что это такое, какие формы она может приобретать и каков предполагаемый прогноз на будущее?

Виды дизартрии

Виды детской дизартрии зависят от поражённого места:

  • бульбарная обусловлена местным параличом мышц, участвующих в артикуляции, ей сопутствуют трудности глотания;
  • мозжечковая — поражение мозжечка, характеризующееся растянутой речью с постоянно меняющейся громкостью;
  • корковая — следствие поражения отделов коры головного мозга, отвечающих за мышцы, участвующие в артикуляции, сопровождается неправильным произношением слогов, хотя общая структура слова ребёнком сохраняется;
  • экстрапирамидная (другие названия — подкорковая, гиперкинетическая) возникающая при нарушениях в подкорковых узлах, отличается смазанной, невнятной речью с носовым оттенком;
  • паркинсоническая наблюдается при паркинсонизме, проявляется в замедленной, невыразительной речи;
  • псевдобульбарная дизартрия диагностируется при центральном параличе мышц, её основной симптом — монотонность речи;
  • экстрапирамидная — поражение отделов головного мозга, отвечающих за работ лицевых мышц;
  • стёртая форма дизартрии наблюдается при нарушении произношения шипящих и свистящих звуков;
  • холодовая — симптом миастении (нервно-мышечного заболевания), проявляется в речевых затруднениях при понижении или повышении температуры в том месте, где находится ребёнок.

Различные формы дизартрии проявляют себя по-разному, требуют индивидуального подхода в каждом конкретном случае, особого лечения. На специальном обследовании диагноз уточняется, и только после этого назначается курс терапии и намечаются прогнозы.

Если, например, холодовая или стёртая дизартрия у детей легко подвергается лёгкой коррекции у логопеда, позволяет детям учиться в обычной школе, то бульбарная и псевдобульбарная могут остаться на всю жизнь даже при самой интенсивной терапии. Многое зависит от того, почему были поражены те или иные участки головного мозга.

Причины заболевания

Вполне логично желание родителей понять, почему именно их ребёнок оказался подверженным дизартрии. Причин заболевания не так много. Это могут быть:

  • органическое поражение ЦНС, когда мускулатура детского лица существенно или незначительно ограничена в движении, детский церебральный паралич (ДЦП);
  • серьёзные поражения головного мозга, отдельных его участков — самая частая и существенная причина детской дизартрии, а они уже обусловлены внутриутробной инфекцией, недоношенностью, несовместимостью резус-факторов мамы и малыша, родовыми травмами, патологиями в развитии плаценты, асфиксией, сильным токсикозом, который перенесла мама, будучи беременной;
  • энцефалит, менингит, которыми переболел ребёнок.

Из-за того, что заболевание связано с нарушениями центральной нервной системы и головного мозга, требуется тщательное обследование детей с дизартрией в условиях стационара. Оно основывается на системном подходе, разработанном отечественными логопедами, при котором учитывается специфика речевых и других нарушений в развитии ребёнка, его общее психоневрологическое состояние и возраст.

На сегодняшний день разработаны различные эффективные приёмы ранней диагностики заболевания. В обследование вовлекаются самые разные специалисты: логопеды, психологи, терапевты, психотерапевты, психоневрологи, дефектологи и многие другие — в зависимости от формы дизартрии.

В каких случаях родителям нужно обращаться к врачам за такой комплексной помощью? Существуют определённые симптомы, по которым можно заподозрить заболевание на ранних стадиях.

Симптомы и признаки дизартрии у детей

Полная характеристика детей с дизартрией составляется специалистами, но ряд симптомов родители могут увидеть самостоятельно и предпринять необходимые меры для лечения заболевания. Помимо нарушений звукопроизношения сбиваются голос, речевое дыхание, темп, ритм, мелодичность речи. К признакам дизартрии относятся:

  • слабость артикуляционных мышц, которая проявляется по-разному: при открытом рте язык ребёнка вываливается самопроизвольно наружу, губы слишком плотно сжаты или чересчур вялые и не смыкаются, наблюдается повышенное слюноотделение;
  • кажется, что ребёнок постоянно говорит в нос, хотя признаков гайморита и насморка нет;
  • звуки в словах искажаются, заменяются на другие, пропускаются — причём не какой-то один определённый звук, а несколько или сразу все;
  • нарушается речевое дыхание: к концу фразы речь затухает, в середине предложения ребёнок может задохнуться, начать часто дышать;
  • наблюдаются нарушения голоса: у детей, страдающих дизартрией, он слишком высокий и писклявый;
  • проблемы с мелодичностью речи: ребёнок не в состоянии изменять высоту тона, речь отличается монотонностью, поток слов слишком быстрый или чересчур замедленный, но в обоих случаях непонятный.

Внимательные родители могут заметить нарушение речи у своих детей уже в раннем возрасте. Это позволит своевременно обратиться к нужным специалистам и по возможности подготовить ребёнка к школе.

При некоторых формах дизартрии и успешном лечении такие детки вполне обучаемы в обычных школах.

Для всех остальных существуют специальные коррекционные программы обучения, так как нарушения речевого аппарата не позволяет полноценно сформироваться навыкам чтения и письма.

Лечение дизартрии в детском возрасте

Заболевание требует лечебно-педагогического комплексного воздействия. Медикаментозное лечение дизартрии у детей сочетается с логопедической коррекцией и ЛФК.

Логопеды, занимаясь с такими детьми, обращают внимание на общее развитие всех сторон детской речи: словаря, фонетического слуха, грамматического строя.

Для этого создаются специальные логопедические группы в детских садах и коррекционные речевые школы.

Специалисты используют преимущественно игровые методы коррекции, применяя компьютерные тренажёры и программы, которые позволяют быстро справиться с обнаруженными проблемами.

Медикаментозное лечение дизартрии предполагает назначение таких препаратов, как ноотропы.

Они оказывают специфическое влияние на высшие функции мозга, улучшают память и умственную деятельность, облегчают процесс обучения, стимулируют познавательные функции и интеллектуальную деятельность ребёнка.

Среди них могут быть: энцефабол, пантогам (другое название — гопантеновая кислота), глицин, фенибут, семакс, церебролизин, кортексин, церепро.

С ребёнком занимаются специальной гимнастикой — артикуляционной, цель которой — укрепить лицевые мышцы. Проводятся также логопедический и точечный массаж, выполняются упражнения с пальчиками.

Рекомендация врачей

Существует ряд заключений о вреде моющей косметики. К сожалению, не все новоиспеченные мамочки прислушиваются к ним. В 97 % детских шампуней используется опасное вещество Содиум Лаурил Сульфат (SLS) или его аналоги.

Множество статей написано о воздействии этой химии на здоровье как деток, так и взрослых. По просьбе наших читателей мы провели тестирование самых популярных брендов. Результаты были неутешительны — самые разрекламированные компании показали в составе наличие тех самых опасных компонентов.

Чтобы не нарушить законных прав производителей, мы не можем назвать конкретные марки.

Компания Мульсан Косметик, единственная прошедшая все испытания, успешно получила 10 баллов из 10 (ознакомиться). Каждое средство произведено из натуральных компонентов, полностью безопасно и гипоаллергенно.

Если вы сомневаетесь в натуральности вашей косметики, проверьте срок годности, он не должен превышать 10 месяцев. Подходите внимательно к выбору косметики, это важно для вас и вашего ребенка.

Прогноз при дизартрии в детском возрасте всегда остаётся неопределённым, так как болезнь предполагает необратимые нарушения ЦНС и отделов головного мозга. Цель лечения данного заболевания — формирование у ребёнка речи, понятной окружающим и не мешающей дальнейшему усвоению элементарных навыков чтения и письма.

Источник: https://vse-pro-detey.ru/dizartriya-u-detej/

Дизартрия (нарушение речи): виды у детей и взрослых, методы лечения

Человек – это единственное из живых существ на нашей планете, которое обладает «второй сигнальной системой». Так называется информация, которая «закодирована» в звуках, и организована с помощью речи.

Конечно, сигналы подают и другие обитатели нашей планеты. Целая система «опознавательных знаков» существует, например, у высших приматов и дельфинов.

Но только у человека существует звуковая интерпретация алфавита, с помощью которой можно передать и получить гораздо больше информации, чем существует в наше время.

Для этого и существуют речевые органы – связки, аппарат вокализации, а также мягкое небо, губы и язык. Головной мозг с развитой корой научился настолько тонко регулировать процесс произношения отдельных звуков, слогов и слов, что этот процесс и по сей день остается одним из самых сложно организованных моторных актов, который постоянно контролируется слуховыми воспринимающими центрами.

С раннего детства человек учится общаться с окружающими. Но иногда этот процесс нарушается. У взрослых также встречаются ситуации, при которых возникают длительные или кратковременные речевые нарушения. Это состояние называется дизартрией. Как определяет его медицинская наука?

Что это такое?

Дизартрия – это дефект речи. Точнее – это ее неполноценная организация, связанная с неврологическими нарушениями. Ведь человек без зубных протезов также может «шамкать», и во рту у него будет «каша».

Но, как только он вставит зубы, то речь сразу нормализуется.

В случае дизартрии поражаются различные уровни, «заведующие» речью – от корковых зон, где и находятся тела моторных нейронов, и до проблем с иннервацией мышц, которые и «выдают» речь.

Нарушаться может произношение звуков, возникать неправильное дыхание (поскольку без дыхания никаких звуков вообще произнести невозможно), могут появляться расстройства голоса, темпа, ритма речи и многие другие признаки.

Например, назолалия – гнусавость и произнесение слов в «нос».

Всем известная речь позднего Брежнева, которую так успешно пародируют – это не что иное, как дизартрия, только старческая, связанная с нарушениями стволового и коркового кровообращения.

Дизартрия – нарушение речи, при котором она все-таки существует, пусть и в дефектном виде. В том случае, если речь полностью отсутствует – то говорят об анартрии.

Анартрия – это тяжелое приобретенное состояние, которое часто возникает после инсультов и тяжелых травм.

А вот в том случае, если малыш, например, в неполноценной семье, будучи больным ребенком, так и не научился говорить – то говорят о таком диагнозе, как алалия. Это специальный, «логопедический» диагноз.

Я специально немного отклонился от темы, чтоб показать — существует много разновидностей речевых нарушений. По каким причинам может возникать дизартрия у детей и взрослых?

Причины возникновения дизартрии

В первую очередь, нужно рассмотреть первичную дизартрию, которая развилась не на фоне нормальной речи, и не явилась ее частичной утратой. Речь идет о детских формах. Чаще всего, увы, они развиваются не у здоровых детей, а у маленьких пациентов с различными формами ДЦП. Именно этому диагнозу соответствует большая часть всех случаев – в среднем, 70% всей стойкой дизартрии.

Чем тяжелее форма паралича, тем больше шанс поражения речи. Он минимален при нижней параплегии, и часто встречается при гемиплегии. Что касается тетраплегической формы, или двойной гемиплегии, то дизартрия встречается почти всегда.

Если у малыша и нет ДЦП, то к возникновению дизартрии приводят те же причины, что и к ДЦП. Наиболее часто встречаются:

  • патология беременности (токсикоз, гестоз, эклампсия);
  • внутриутробная гипоксия;
  • резус – конфликтная беременность;
  • злоупотребление алкоголем и наркотиками;
  • асфиксия в родах и перинатальная травма;
  • гемолитическая болезнь новорожденных, осложненная ядерной желтухой;
  • инфекционные и воспалительные заболевания, особенно, в первом триместре;
  • олигофрения (врожденное слабоумие).

Кроме беременности, дизартрия речи ребенка может возникнуть в раннем детстве (до 2-летнего возраста): малыш может переболеть эпидемическим менингитом, получить черепно-мозговую травму. Это все приводит либо к задержке речи, либо к появлению различных форм дизартрии. Тяжелая кишечная инфекция и повышенное внутричерепное давление также способствуют возникновению дизартрии.

У взрослых, как правило, случается внезапное заболевание, которое не может остаться незамеченным. Именно оно и приводит к дизартрии. Это тяжелые инсульты, клещевой энцефалит, ушибы головного мозга, после которых пациент долгое время находится без сознания.

Может развиться расстройство речи и при хронических длительно текущих заболеваниях центральной нервной системы. Это рассеянный склероз, боковой амиотрофический склероз, сирингобульбия. При этих заболеваниях поражается ствол головного мозга, в котором проходят волокна черепно-мозговых нервов, «управляющих речью».

Также причина может крыться в болезни Паркинсона (возникает тремор вокальных мышц, что приводит к скандированной речи).

Некоторые заболевания, например, атеросклероз и деменция — разрушают корковые анализаторы и двигательные речевые центры. Такие заболевания, как токсоплазмоз, нейросифилис и туберкулез ЦНС также приводят к подобным симптомам.

Даже миастения приводит к дизартрии – просто потому, что слабость ой мускулатуры не позволяет общаться.

Симптомы и формы дизартрии

Мы уже коснулись кратко различных форм болезни. Обобщим информацию. Существует как центральная, так и периферическая форма дизартрии. К центральным относится:

  • Стволовая форма (инсульты, ДЦП). Поражается ствол мозга.

Для этой формы характерно отсутствие рефлексов (например, рвотного). Мимические мышцы не работают, тонус мышц ротовой полости и языка снижен. По сути, это – периферический паралич. Есть нарушения глотания и жевания, поперхивание, возникает афония. Все согласные звуки не различаются, а гласные получаются в виде мычания.

  • Псевдобульбарная дизартрия.

При ней поражаются проводящие моторные пути от коры до ядер черепно-мозговых нервов, которые «заведуют» речью.

Это лицевой нерв (мимическая мускулатура), тройничный (жевательные мышцы, чувствительность кожи и слизистых полости рта), языкоглоточный, блуждающий и подъязычный (движения языка, неба, ых связок).

Речь также смазанная, с грубым нарушением свистящих и шипящих звуков, и имеет носовой оттенок («брежневская речь»). Язык «не слушается» во рту. Очень трудно переключить одну артикуляционную позу на другую, есть склонность к стереотипии;

  • Экстрапирамидный вариант (при тиках, треморе, болезни Паркинсона, хорее).

Связан с изменением тонуса мышц, появляются бессознательные речевые автоматизмы, мимические нарушения. Иногда возникают непроизвольные выкрики, сознательный контроль над функцией речи ослаблен. Ритмика речи страдает, часто возникают заикания, дрожание голоса;

  • При поражениях мозжечка (нарушается координация в работе мышц).

Мозжечковая дизартрия часто проявляется толчкообразной, «скандированной» речью. Это не что иное, как интенционный тремор, только не пальцев рук, а речевых мускулов. Такие эпизоды речевых «толчков» перемежается невнятной и замедленной речью, часто есть признаки органической мозжечковой симптоматики.

  • При нарушениях коры, когда нарушаются поля нейронов, отвечающих за двигательные речевые реакции (например, при субдуральном кровоизлиянии).

Эта форма напоминает моторную афазию при инсульте, но, в отличие от афазии, человек может читать, писать, и понимать письменную речь. Нарушается артикуляция, трудно использовать характерные позы языка и губ, при этом все нервы и мышцы, координация движений, сила и тонус вокального аппарата, языка и губ полностью сохранны.

Степени тяжести заболевания

Как и любой другой диагноз, дизартрию классифицируют по степени расстройства. Это удобная классификация для ее использования в лечебной практике:

  • Скрытая форма, которую может выявить только специалист при обследовании и тестировании. Коммуникативные навыки и общение не страдают;
  • Вторая степень – вербальное общение сохранено, но трудности и дефекты заметны окружающим;
  • Третья степень. Для полноценного общения нужен с пациентом специальный навык, поэтому только близкие понимают больного, а посторонние люди – частично и не всегда;
  • При четвертой степени можно ставить диагноз анартрии. Даже много лет совместно проживающие близкие люди не понимают речи больного.

Дизартрия у детей

Речевое развитие ребенка всегда протекает ассоциировано с повышением функциональной активности других зон коры головного мозга.

В ней «созревают» поля, которые в будущем отвечают за чувствительность, и все виды произвольных и автоматических движений.

Поэтому у малышей, которые страдают дизартрией, также нарушается мелкая моторика, поскольку речь – это не что иное, как та же самая «мелкая моторика» вокальных органов, языка и губ.

При этом говорить научиться значительно проще, чем писать: ведь аппарат образования речи находится близко к головному мозгу, нервные пути короткие, и импульсы доходят до мышц языка в несколько раз быстрее, чем до пальцев.

К тому же, мышцы языка имеют симметричную, двустороннюю иннервацию от полушарий головного мозга. У детей – дизартриков возникают проблемы со шнурками и с пуговицами, которым они предпочитают «молнию».

Часто такие дети испытывают затруднения в рисунках – у них с трудом получается технологический процесс рисования, а также вырезания из бумаги.

Подобные затруднения у таких детей можно найти и при координированной работе сложных мышечных групп: при выполнении танцевальных фигур, соблюдении точного ритма. Так, возникают трудности при пользовании скакалкой, поддержании равновесия на одной ноге.

О стертой дизартрии у ребенка

Стертая форма дизартрии, на первый взгляд, вовсе и не кажется таковой: ведь малыш говорит, что еще надо? Но, если побеседовать с ребенком логопеду, то можно заметить следующие признаки:

  • Назолалия (речь в нос), нарушение интонации;
  • Обеднение артикуляции, отсутствие речевого выражения и экспрессии;
  • Недостаточные движения губами;
  • Наличие плохой дикции, речь становится смазанной, у ребенка «каша во рту»;
  • Дети с такой формой нарушения речи сознательно обедняют свои фразы, используя простые и односложные слова;
  • У ребенка понижена способность к подражанию и речевой фантазии: он затрудняется при просьбе повторить голоса животных, вой ветра, скрип двери, или эти попытки выходят неудачными;
  • Поскольку у таких детей мало развиты мышцы ротовой полости и языка, так как они мало упражняются речью, у них есть проблемы с жеванием тех продуктов, которые этого требуют: яблоко, морковь, мясо или хлебные корки. Они стараются или избавиться от этого продукта, либо просто складывают пищу за щекой.

Диагностика стертой формы дизартрии может быть проведена с учетом вышеизложенных симптомов даже не логопедом, а внимательными родителями, которые замечают, что ребенок испытывает трудности при речевом контакте, и старается либо уйти от него, либо общаться крайне просто – «да» и «нет». Это не нужно принимать за «краткость – сестру таланта», а следует больше заниматься с ребенком, а в случае неудачи – своевременно обратиться к специалисту – логопеду.

Современные способы лечения

Лечение дизартрии у детей начинается не с визита к логопеду и постоянным занятиям с ним, а с родительской заботы и внимания. Нужно помнить родителям, что развитие правильной речи получает мощный импульс, если развиваются остальные мышечные группы. Так, нужно уделять внимание следующему:

  • Детей нужно приучать летом к катанию на велосипеде, в том числе – двухколесному, игра в прятки, скаканье на скакалке и «кузнечике», совместные игры в бадминтон, настольный теннис. Это замечательно стимулирует мозжечок. Зимой актуально катание на коньках и на лыжах;
  • Занимайтесь с детьми рисованием, лепкой, складыванием мозаики, или конструктора «лего»;
  • При этом не забывайте общаться с ребенком, называйте правильно разные предметы, рассказывайте сказка и разные истории. Фантазируйте. Важна активность ребенка: пусть он дорисует окончание истории, и перескажет рисунок словами;
  • Если ребенок достиг школьного возраста, обращайте внимание на его письменную речь – попробуйте посостязаться с ним на самую красиво нарисованную букву. Пусть он одной рукой нарисует круг, а другой – квадрат;
  • Больше читайте вслух на пару с ребенком, выбирая интересные истории;
  • Давайте ему здоровую еду, которую нужно хорошо пережевывать, не балуйте его «кашками» из жалости. Это приводит к более долгому сроку существованию речевого дефекта.

В том случае, если логопед счел нужным заниматься с вашим ребенком – это нужно проводить регулярно. В арсенале логопеда есть специальные способы гимнастики, различные игры. Высокоэффективен логопедический массаж при дизартрии, который проводится регулярно.

О лекарствах

Чтобы скорректировать незначительные нарушения речевого развития у ребенка, не нужны никакие лекарственные препараты, тем более что ни один из препаратов не может вылечить нарушения речи. Лекарственные препараты могут улучшать метаболизм клеток мозговой ткани, кровообращение, нормализовать в коре головного мозга процессы возбуждения и торможения.

Но эти препараты назначают врачи: детский невролог совместно с логопедом. Не стоит браться за самолечение: ведь можно маленькому пациенту дать вместо успокаивающего препарата активизирующий, и наоборот. Поэтому должен за дело браться врач.

О лечении дизартрии у взрослых

Нарушениями речи у взрослых, которые возникли вследствие болезни, например, инсульта, занимается уже специалист – логопед для взрослых. Эта специальность называется афазиология. Работать с пациентами после инсульта, восстанавливать речь, письмо и восприятие, как устной, так и письменной речи – это работа афазиолога.

Поскольку при инсультах, кровоизлияниях, травмах часто развивается органическое поражение центральной нервной системы, и даже гибель нейронов и проводящих путей, то необходимо создать связи с другими нервными клетками, которые остались целы, но «не занимались» речью. Для этого нужно терпение, спокойствие и целенаправленное желание.

Восстановление речи, как и вообще, восстановление после инсультов нужно начинать как можно раньше: не имеет никакого смысла браться за это дело через год: начинать занятия с афазиологом нужно при нормализации сознания, несмотря на стойкие нарушения понимания и моторики речи. Только тогда результаты занятий будут удовлетворительными, и принесут вам пользу и радость общения.

Источник:






Поделиться:





Нет комментариев


    Добавить комментарий


    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.