Методика самооценки личности





Методика самооценки личности




Самооценка личности: 10 методов развития

Рады вас приветствовать на страницах этого блога. Сегодня хочу поделиться с вами информацией о том, что такое самооценка личности и что делать, чтобы ее поднять. Я искренне верю, что эта статья будет интересной и полезной для вас.

Понятие «самооценка» касается каждого из нас. Уже из самого слова понятно, что человек сам себя оценивает, то есть, дает оценку своим личностным качествам.

Интересен тот факт, что на формирование самооценки в разной степени влияют всевозможные внешние факторы. В случае заниженной самооценки человек сталкивается с проблемами как бытового, так и эмоционального, психологического характера. Чтобы избежать всевозможных неприятностей, связанных с самооценкой, важно достичь гармонии с собственным Я и стать счастливым.

Преграды для роста самооценки

Для начала следует понять, что же мешает людям быть уверенными в себе. Нужно сказать, что на формирование самооценки личности в первую очередь влияет отношение родителей к детям, а также особенности в процессе воспитания. Чувство, что с тобой что-то не так, может возникнуть как реакция на определенные жизненные ситуации.

В случае, когда человек не справляется с давлением окружающего мира, его состояние постепенно становится все хуже и хуже. В результате может возникнуть комплекс неполноценности.

Самые распространенные причины, которые являются барьерами для повышения самооценки:

  • окружение постоянно вас критикует;
  • вы сконцентрированы на постоянных поражениях;
  • бесконечное сравнение себя с людьми вокруг;
  • вы устанавливаете для себя завышенные планки;
  • ваше окружение имеет негативный настрой.

Действительно, большинство людей только угнетают, они не способны подбадривать, вселять надежду и уверенность. По этой причине в психологии очень тесно связаны вопросы изменения самооценки человека и людей, которые его окружают.

Представьте себе, что вам постоянно твердят: «это плохо», «это неправильно», «все не так». Естественно, со временем вы поверите в эти слова.

Но следует также помнить, что независимо от того, как вы поступите и что сделаете, вас всегда будут критиковать. Это неизбежно. Старайтесь избегать той критики и замечаний, которые не имеют объективных оснований.

style=”display:inline-block;width:580px;height:400px” data-ad-client=”ca-pub-4167948981158684″

data-ad-slot=”9714848661″>

Методы повышения самооценки

Чтобы ваша самооценка достигла нужного вам уровня, можно использовать различные способы и приемы, рекомендуемые специалистами. В случае, когда человек осознает, что у него проблема, ему вовсе не обязательно обращаться к психологу или психиатру.

Предлагаю вашему вниманию наиболее распространенные методы решения данного вопроса.

  1. Перестаньте постоянно себя критиковать и сравнивать с другими людьми. В вашей жизни всегда будут люди, личные качества которых превосходят ваши. При постоянном сравнении вокруг вас будут только непреодолимые соперники.
  2. Отпустите прошлое. Что сделано, того не вернуть и не исправить. Простите себе содеянные ошибки. Избавьтесь от чувства вины. Никогда не порицайте себя и не высказывайтесь о себе в негативных формулировках.
  3. Ежедневно повторяйте аффирмации. Только положительные высказывания в свой адрес ведут к росту самооценки. Вы достойны похвалы и комплиментов. Принимайте их словами благодарности. Сказав «ничего особенного» и т. п., вы подсознательно снижаете свою значимость и отвергаете сказанное вам.
  4. Занимайтесь саморазвитием. Развитие личности можно начать с анализа свершенного. Извлекайте опыт из каждого прожитого дня, даже из ошибок. Все это ваша жизнь, ваш выбор, ваш опыт. Читайте, смотрите познавательные видео, изучайте новое.
  5. Проанализируйте свое окружение. Старайтесь контактировать с теми, кто настроен на личностный и профессиональный рост. Пессимисты имеют свойство подавлять порывы других. Оградите себя от контактов с подобными людьми, чтобы ваша психика не страдала от общения с ними.
  6. Составьте список позитивных вещей. Вспомните свои достижения и победы, запишите их и обязательно время от времени перечитывайте этот список. Также напишите список своих позитивных качеств. Минимум 20 штук. Как показывают исследования, регулярное прочитывание этих записей является путем к росту самооценки через чувства радости и гордости за себя.
  7. Научитесь бескорыстно делать добро по отношению к другим. Не нужно требовать что-то взамен. Помогайте окружающим, поощряйте и подбадривайте их. Отсутствие притязаний на награду — еще один шаг к росту личности в собственных глазах. Получайте удовольствие от совершенных вами добрых дел.
  8. Наличие хобби или другого любимого дела. Делайте то, к чему у вас лежит душа. Если ваша работа приносит вам удовольствие, то вы ее делаете хорошо, а значит и самооценка от этого только возрастает. Будь это хобби или основная работа, главное, чтобы лично вам нравилось.
  9. Возьмите на себя ответственность за все, что с вами происходит и не происходит. Ваша жизнь в ваших руках. Только вы сами имеете право ее планировать. Не озирайтесь на других людей. Самостоятельно принимайте решения. Не ждите реакции от других, даже самых близких. Делайте свой выбор, воплощайте задуманное и не бойтесь ошибок.
  10. Начните работать над собой уже сейчас, в эту минуту, не медлите! Ваша самооценка сама по себе не вырастет, если вы так и будете сидеть на месте. Принимайте каждый вызов, брошенный судьбой. Ведь в действии у вас появится позитивный настрой, возрастет самоуважение, а в результате и самооценка.
  11. Посмотрите вот этот бесплатный тренинг. Он точно будет вам полезен.

Список этот можно продолжать еще долго. Однако, исходя из результатов диагностики специалистов, люди, которые придерживались этих пунктов (даже не всех, а выборочно), достигли больших результатов в повышении собственной самооценки.

Подведем итоги

Как вы уже поняли, чтобы повысить самооценку, необходимо преодолеть барьеры и действовать. Самое главное — это позитивный настрой и вера в себя. Ведите записи, составляйте планы и фиксируйте уже сделанное. Работайте над собой и все у вас получится.

Кстати, проверить уровень вашей самооценки можно пройдя вот этот тест.

Благодарю тебя, дорогой читатель, за внимание к этой важной теме. Искренне надеюсь, что изложенная информация была полезной.

Также я рекомендую ознакомиться со статьёй о самокритике и её здоровому уровню.

Подписывайся на блог, а также делись информацией с друзьями. Всего доброго!

Материал подготовила Юлия Гинцевич.

style=”display:block” data-ad-format=”autorelaxed” data-ad-client=”ca-pub-4167948981158684″

data-ad-slot=”1338464532″>

Источник: https://qvilon.ru/psihologiya/samootsenka-lichnosti.html

Методика Дембо Рубинштейн: исследование самооценки

Одни прекрасно выступают перед публикой, другие стесняются спросить о цене товара в магазине.

Некоторые люди терпят унижения для того, чтобы их приняли в круг общения, другие носят на себе невидимую царскую корону и близко к себе никого не подпускают.

В чем причина такого поведения людей? Есть одна личностная характеристика, которая объединяет все вышеуказанные модели поведения человека – это самооценка.

Что такое самооценка человека?

Мы часто слышим такое понятие, как “самооценка”. Его используют не только профессиональные психологи, преподаватели или врачи, об этой личностной характеристике мы можем услышать и в бытовом общении.

Что же это такое? Самооценкой называют представления человека о собственной важности и ценности для окружающих, а также это оценка своих недостатков и положительных качеств, эмоций, чувств самим человеком.


Самооценка не может формироваться без наличия еще одного личностного свойства – самосознания. Оно возникает в детском возрасте, приблизительно до 3-х лет, когда ребенок осознает свою автономность от матери, идентифицирует себя с определенным полом и начинает проявлять себя как личность (т. наз.

“семизвездие кризиса” этого возраста). Когда ребенок подрастает, у него появляется возможность на элементарном уровне оценивать себя и анализировать отношение окружающих к себе.

В этом возрасте мы можем говорить о зачатках самооценки, так как она формируется продолжительное время и пребывает в динамике всю жизнь.

Виды самооценки

Специалисты различают несколько видов самооценки, которые можно исследовать с помощью психологических инструментариев (например, методика Будасси исследования Я-концепции, или методика Дембо-Рубинштейн). Самооценка состоит из представлений личности о себе реальном и идеальном.

Существуют разные отношения между этими двумя структурами личности (“Я-реальное”, “Я-идеальное”). В зависимости от качества этого отношения изменяется самооценка человека.

  • Заниженная оценка личностью себя – большая разница между представлениями о том, кто я есть на самом деле, и каким я должен быть в идеале. Неуверенность в себе, развивающаяся в этом случае, сквозит во всякой деятельности человека.
  • Адекватная самооценка – нормальное соотношение между “Я-реальным” и “Я-идеальным”. Человек ведет себя адекватно ситуации.
  • Завышенная – практически нет различия между двумя вышеупомянутыми структурами личности. Человек склонен считать себя если не идеалом, то очень близким к нему.

Методика Дембо-Рубинштейна – исследование самооценки, описание

Для личности очень важно иметь адекватную самооценку, ведь в противном случае появляются проблемы в общении, профессиональной деятельности, родственных связях и так далее. Следует своевременно обращать внимание на самооценку личности, чтобы избежать ошибок в ее социальном приспособлении.

Методика Дембо-Рубинштейн позволяет определить, какая самооценка у личности. Это происходит с помощью отметок испытуемого на определенных шкалах. Человеку дается бланк методики, в котором написаны инструкция и основное задание. Для определения уровня самооценки используется не классическая методика Дембо-Рубинштейн.

Модификация Прихожан этой методики используется в последнее время в различных образовательных учреждениях и на производстве. Измененная методика А. М.

Прихожан содержит в себе 7 шкал (в отличие от 4-х первоначальных).

Автор модификации добавила такие шкалы, как “умение что-то делать своими руками”, “внешность”, “признание сверстников”, а также изменила шкалу “счастье” на “уверенность в себе”.

Инструкция к проведению исследования

Человек может понять, что необходимо сделать в тесте, прочитав инструкцию. В ней говорится о том, что каждый имеет возможность оценить свои способности, черты характера, возможности и так далее.

Свою оценку можно выразить на отрезке, с одного конца которого начинаются низкие баллы, на другом конце – максимальные 10 баллов. Необходимо отметить на каждой шкале черточкой “-” уровень, на котором находится развитие этого качества или свойства сейчас.

Затем нужно отметить на этих шкалах крестиком “х” тот уровень, при котором испытуемый человек может чувствовать довольство собой или гордость.

Шкалы в тесте

Методика Дембо-Рубинштейн в модификации включает в себя следующие шкалы:

  • здоровье;
  • способности и ум человека;
  • его характер;
  • пользуется ли он авторитетом у сверстников;
  • умение делать что-то самостоятельно, своими руками;
  • уверенность в себе;
  • внешность человека.

Методика подходит для индивидуального и фронтального исследования. При работе с группой необходимо проверить каждого, как он заполнил первую тренировочную шкалу – “здоровье”. Модификация методики Дембо-Рубинштейн предполагает затрату времени на выполнение тестового задания от 10 до 12 минут.

Анализ результатов

При обработке и анализе результатов первая шкала не учитывается, так как это не личностная характеристика. Длина каждой шкалы должна быть строго равна 100 мм, тогда каждый отмеченный крестик и черта будут иметь количественную характеристику (например, 48 мм – 48 баллов).

Методика Дембо-Рубинштейн позволяет выявить не только уровень самооценки, но и уровень личностных притязаний. Этот показатель определяется при измерении количества баллов от “0” до “х”. Соответственно, уровень самооценки на конкретной шкале можно измерить от “0” до “-“.

Далее необходимо вычислить расстояние от “х” до “-“. Если наблюдается такая ситуация, при которой уровень притязаний ниже личностной самооценки, баллы выражаются в отрицательных числах. Затем происходит подсчет баллов и определение самооценки. Методика Дембо-Рубинштейн легка в обработке, поэтому очень часто применяется. Но специалисты практически всегда используют ее в модификации Прихожан.

Расшифровка показателей

Для определения уровня двух исследуемых характеристик личности подсчитывается суммарный бал соответствующих показателей всех шкал (кроме первой). Методика Дембо-Рубинштейн максимально точно помогает человеку понять, как он себя оценивает.

Показатели уровня притязаний

  1. Адекватный – 75-89 баллов. Человек реалистично оценивает свои возможности.
  2. Высокий – 90-100 баллов. Нереалистичное отношение к своим возможностям, отсутствие самокритики.
  3. Низкий – ниже 60 баллов. Заниженный уровень притязаний. Человек не может нормально развиваться. У него нет стремлений чего-то достигать, так как он уверен, что это заведомо проигрышный вариант.

Уровень самооценки

  1. Адекватная – 45-74 балла. Реалистическое оценивание себя по указанным в методике и другим параметрам.
  2. Завышенная – 75-100 баллов. Наблюдаются некоторые проблемы в формировании личностных качеств. Возможно, взрослый человек или ребенок не может правильно оценить свою трудовую деятельность (ее результаты), общение. Наблюдается такое явление, как “закрытость для опыта”, то есть человек нечувствителен к замечаниям, советам и оценкам людей.
  3. Заниженная – менее 45 баллов. Человек имеет большие проблемы в формировании личностного благополучия, это показывает методика Дембо-Рубинштейн. Самооценка слишком низкая может быть результатом проявления двух психологических проблем: действительно неуверенности в собственных возможностях и “защитной” неуверенности. Второе явление наблюдается в случае, если человек сам навязывает себе эту “недооценку”, чтобы не напрягаться в решениях и избегать ответственности.

Источник: http://fb.ru/article/181258/metodika-dembo-rubinshteyn-issledovanie-samootsenki

Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация Прихожан – Психологос

Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д.

Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их.

Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкции и задание.

Инструкция

Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. На следующей странице изображены семь таких линий. Они обозначают:

1) здоровье;

2) ум, способности;

3) характер;

4) авторитет у сверстников;

5) умение многое делать своими руками, умелые руки;

6) внешность;

7) уверенность в себе.

Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

Задание

Изображено семь линий, длина каждой – 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и серединой шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отличаются заметными чертами, середина – едва заметной точкой. Методика может проводиться как фронтально – с целым классом (или группой), так и индивидуально.

При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.


Обработка результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная – “здоровье” – не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (напр., 54 мм = 54 баллам).

1. По каждой из шести шкал определить:

а) уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы (“О”) до знака “х”;

б) высоту самооценки – от “0” до знака “х”;

в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой – расстояние от знака “х” до знака “-“, если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя по всем шести шкалам.

Оценка и интерпретация отдельных параметров

В нижеприведенной таблице даны количественные характеристики уровней притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.)

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов.

Наиболее оптимальный – сравнительно высокий уровень – от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития.

Результат от 90 до 100 баллов – обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он – индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 (“средняя” и “высокая” самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности.

Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности – “закрытости для опыта”, нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют “группу риска”, их, как правило, мало.

За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и “защитная”, когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/metodika-diagnostika-samoocenki-dembo-rubinshteyn.-modifikaciya-prihozhan

Методика Будасси. Тест на самооценку личности

Тест Будасси






Ф. И. О. оцениваемого ______________________________________
Возраст (полных лет)

______________________________________

Должность

______________________________________

Подразделение

______________________________________

Дата заполнения

______________________________________

Инструкция

1 этап

Выберите из предложенного списка слов 20 качеств, которые, на Ваш взгляд, должны быть присущи идеальному человеку. Проставьте рядом с выбранными качествами галочки (во второй колонке).

2 этап

Из выбранных 20 слов выберите наиболее неприятное для Вас. Поставьте напротив этого слова (в колонке «Идеал») цифру 1. Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наиболее неприятное качество и поставьте напротив этого слова цифру 2. И так далее.

3 этап

Из этих же 20 слов выберите качество, наименее характерное для Вас. И поставьте напротив этого качества в колонке «Реальное я» цифру 1. Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наименее характерное для Вас качество и поставьте напротив этого слова цифру 2. И так далее все 20 качеств.

Тестовое задание













































Идеал Качества Реальное я
Обидчивость
Осторожность
Педантичность
Подозрительность
Принципиальность
Высокомерие
Аккуратность
Беспечность
Вдумчивость
Вспыльчивость
Гордость
Грубость
Доброта
Жадность
Жизнерадостность
Завистливость
Застенчивость
Злопамятность
Искренность
Капризность
Легковерие
Мечтательность
Нежность
Непринужденность
Нерешительность
Несдержанность
Уступчивость
Упрямство
Радушие
Развязность
Рассудочность
Решительность
Сдержанность
Стыдливость
Терпеливость
Трудолюбие
Трусость
Увлекаемость
Упорство
Черствость
Честность
Чуткость
Эгоизм

Спасибо за ответы!

Описание

Метод Будасси основан на представлении о том, что статистической нормой является закономерное несовпадение реальной и идеальной я-концепции. В психологии принято выделять две формы я-концепции – реальную и идеальную. Понятие «реальная» – это представление личности о себе, о том, какой я есть.

Идеальная же я-концепция (идеальное «Я») – это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»).

Рассогласо-вание между реальным и идеальным Я может быть источ-ником как серьезных внутриличностных конфликтов, так и саморазвития личности – многое определяется мерой этого рассогласования, а также его внутриличностной интерпретацией.

Когда испытуемому предлагается проранжировать отобранные им или инструктором 20 качеств сначала «в идеале», а потом «в соответствии со своими качествами», по сути, он предоставляет свои идеальную и реальную Я-концепции, разница между которыми и соответствует уровню самооценки.

Ключ к тесту

Обработка результатов проводится следующим образом: в колонке d записывается разница между данными колонок Идеал и Я Реальное (из большего числа вычтите меньшее).

Далее найдите значения d², S d²




1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
d

В колонке d² эта разница возводится в квадрат. После этого числа из колонки d 2 суммируются. S d² это сумма d квадратов. Самооценка определяется по формуле Роджерса (по коэффициенту корреляции рангов):

r =1 – (6 S d²/(n³ -n)), где d – разность номеров рангов, n – число рассматриваемых свойств (20).

Интерпретация результата

Если:

  • r стремится к +1, то это указывает на завышенную самооценку;
  • r стремится к –1, то это указывает на заниженную самооценку;
  • при –0,5
  • Психология: личность и бизнес

Источник: http://hr-portal.ru/tool/metodika-budassi-test-na-samoocenku-lichnosti


‘;
blockSettingArray[6][“minSymbols”] = 0;blockSettingArray[6][“minHeaders”] = 0;
jsInputerLaunch = 15;

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мое Здоровье