Развитие детей с ДЦП


Содержание
  1. Каковы особенности детей с ДЦП?
  2. Что такое ДЦП?
  3. Из-за чего случается?
  4. Чем отличаются дети с ДЦП?
  5. Как развивается личность?
  6. На что необходимо обратить внимание?
  7. Развитие ребёнка с диагнозом ДЦП
  8. Признаки паралича у детей
  9. Дети с ДЦП: развитие личности и эмоционально-волевой сферы
  10. Общие признаки детей с ДЦП в области развития эмоционально-волевой сферы
  11. Физическое развитие детей с ДЦП
  12. Речевое развитие малыша
  13. Особенности развития моторики у детей с ДЦП
  14. Лечение и реабилитация
  15. Особенности детей с ДЦП — психическое и физиологическое развитие
  16. Коротко о болезни
  17. Психоэмоциональное и личностное развитие ребенка
  18. Особенности физического развития
  19. Речевое развитие
  20. Родителям на заметку
  21. Признаки ДЦП, формы заболевания, развитие ребенка с ДЦП, лечение и прогноз
  22. Стадии развития ДЦП
  23. Признаки ДЦП: какие симптомы должны насторожить?
  24. Прогноз при ДЦП
  25. Диагностика ДЦП
  26. Принципы лечения ДЦП
  27. Развитие ребенка с ДЦП
  28. Профилактика ДЦП
  29. Признаки и причины ДЦП у ребенка, методы лечения детского церебрального паралича | Медпрайс
  30. Формирование ДЦП
  31. Причины прогрессирования ДЦП
  32. Разновидности ДЦП
  33. Спастическая диплегия
  34. Спастическая тетраплегия
  35. Гемиплегия
  36. Экстрапирамидная форма
  37. Существует несколько форм тяжести патологии у больных ДЦП:
  38. Методы диагностики
  39. Возможные осложнения
  40. Способы лечения
  41. Медикаменты
  42. Массаж и упражнения
  43. Операция
  44. Коррекция осанки

Каковы особенности детей с ДЦП?

Родители не могут воспринять спокойно страшный диагноз «ДЦП», который врач поставил их малышу.

Но главное в этом случае не опускать руки, а постараться найти то самое спасительное средство, с помощью которого можно победить болезнь или уменьшить ее последствия.

У каждого ребенка заболевание развивается в индивидуальном порядке, поэтому метод лечения тоже должен быть уникален, подобран с учетом всех особенностей маленького пациента.

Что такое ДЦП?

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это совокупность различных симптомов нарушения двигательной сферы организма хронического характера, не имеющих прогрессирующего развития.

Он развивается из-за повреждения структур центральной нервной системы, происходящего еще в дородовой период в утробе матери.

Происходит нарушение основных структур головного мозга: корковых структур, подкорковых областей, капсулы и ствола головного мозга.

Характер возникающей мышечной патологии или их сочетания определяется участком поражения головного мозга. Мышечные нарушения при ДЦП могут проявляться в форме:

  • напряжения мышц;
  • спастического сокращения мышц;
  • разнообразных движений непроизвольного характера;
  • нарушения походки;
  • ограниченной подвижности.

Также это тяжелое заболевание может сопровождаться нарушениями слуха, зрения и речи, разными формами эпилепсии и патологиями психического и умственного развития. Нарушаются функции восприятия и ощущения.

Из-за чего случается?

Причинами развития ДЦП могут стать:

  • нарушения развития структур головного мозга;
  • нехватка кислорода (гипоксия, ишемия) в период развития плода и родов;
  • внутриутробные инфекции (вирусы герпеса);
  • несовместимость крови матери и плода (резус–конфликт), гемолитическая болезнь новорожденных;
  • травмы структур головного мозга в период развития плода и родов;
  • инфекционные заболевания в ранний послеродовой период;
  • токсическое повреждение структур головного мозга (отравление солями тяжелых металлов);
  • неправильно выбранная тактика проведения родов.

Определить точную причину очень сложно, к тому же, чаще всего, происходит сочетание влияния нескольких факторов, которые в совокупности приводят к развитию детского церебрального паралича.

Чем отличаются дети с ДЦП?

Особенности развития детей, больных ДЦП, в основном обусловлены трудностями, которые вызывает выполнение координированных и сложных движений.

Замедленность движений способствует формированию дисбаланса развития мышления и представления об окружающей среде. Эта диспропорция мешает детям нормально считать, возникают трудности с усвоением математических действий.

Измененная умственная работоспособность. Даже если интеллект ребенка развивается нормально, из-за болезни малыш способен заниматься гораздо меньший промежуток времени и усваивает меньший объем информации, по сравнению со своими сверстниками. В 70% случаев это приводит к задержке психического развития.

Эмоциональные нарушения детей с ДЦП проявляются в повышенной ранимости, сильной впечатлительности, панической привязанности к опекунам и родителям. Основные причины – недостаточность мышечной работы (ребенок не участвует в подвижных играх, что свойственно детям в его возрасте) и ограниченное общение со сверстниками из-за нарушений речи.

Как развивается личность?

Из-за болезни у ребенка с ДЦП возникают определенные нарушения психоэмоционального, физического, речевого и в целом личностного развития.

Особенности психоэмоционального развития проявляются в разных формах. Некоторые дети становятся излишне возбудимыми, раздражительными, суетливыми, резко меняют настроение и даже немотивированно агрессивны. Другая категория детей, наоборот, отличается чрезмерной застенчивостью и боязливостью, пассивностью и безынициативностью, они с трудом идут на контакт.

Главную роль в формировании характера и психическом развитии ребенка играют родители. Если родители проявляют излишнее внимание, чрезмерную опеку или проявляют жалость в отношениях с ребенком, это приводит к тому, что малыш замыкается в себе, отказывается от стремлений расти и развиваться, как личность.

Особенности физического развития ребенка с ДЦП заключаются в том, что малыш неверно воспринимает положение своего тела и его отдельных частей в пространстве.

Исправить это отклонение – главная задача специалистов и родителей. Основные формы воздействия на тело маленького пациента – лечебная гимнастика и массаж.

Тип и характер занятий определяется индивидуально, зависит от формы и степени развития болезни.

Особенности речевого развития зависят от типа повреждений головного мозга. проблема малышей с ДЦП – отсутствие нормального общения и познания окружающего мира. Это делает весьма затруднительным пополнение словарного запаса.

Нарушения нормального восприятия не позволяют ребенку правильно оценить предмет или действие, создают ошибочные образы. Решить проблему помогут специально разработанные игры, которые формируют представления о предметах, действиях, явлениях и окружающем мире.

Чтобы добиться желаемых результатов, играть в эти игры необходимо вместе с родителями.

На что необходимо обратить внимание?

Родителям ребенка с ДЦП следует придерживаться некоторых правил:

  • не зацикливаться на особенностях поведения ребенка, вызванных болезнью;
  • поощрять проявления активности;
  • всячески побуждать к новым шагам,
  • помогать формировать правильную самооценку,
  • не отказываться от помощи специалистов.

Важно помнить, что только регулярное выполнение всех рекомендаций специалистов, доброжелательное отношение к малышу, поддержка и упорство родителей могут преодолеть это тяжелое заболевание. Ни в коем случае нельзя терять веру в успех, поскольку только от родителей зависит, сможет ли их ребенок вести нормальный полноценный образ жизни. 

Источник: http://ymadam.net/deti/zdorov-e-rebenka/kakovy-osobennosti-detej-s-dtsp.php

Развитие ребёнка с диагнозом ДЦП

Прежде чем говорить о том, какие особенности характерны для детей с ДЦП, скажем несколько слов о самом заболевании, причинах его появления и главных симптомах.

Итак, ДЦП —

это детский церебральный паралич. Он возникает на фоне поражения центральной нервной системы. Основными причинами появления недуга принято считать:

  • интоксикацию организма беременной женщины;
  • вредные привычки беременной;
  • неблагоприятную экологическую обстановку;
  • инфекции у беременнной и пр.

Инфекционные заболевания, поражающие будущую маму, по статистике являются наиболее очевидной и частой причиной последующего поражения нервной системы малыша. Энцефалитные вирусные заболевания приводят к аутоиммунному воспалению, на фоне чего развивается кислородное голодание головного мозга малыша и, как следствие, задержка в росте и развитии.

Признаки паралича у детей

Симптомы ДЦП у детей могут быть самыми разными, с отличными друг от друга вариантами нарушений расстройств в работе опорно-двигательного аппарата, а также с разной приспособленностью к восприятию информации, расстройствами речи малыша и т.д. Болезнь характеризуется тонусом мышц тела, имеющим связь с определенной позой. Во время физической активности мышцы также сильно напрягаются, повышается тонус.

Дети, страдающий синдромом ДЦП, могут нормально жить в современном мире здоровых людей и, несмотря на частичную неполноценность, имеют возможность делать все то, что делают обычные люди:

  • писать;
  • читать;
  • одеваться и пр.

Главную сложность для них представляет передвижение. Лишь в отдельных случаях оно будет возможно без помощи. Чаще всего дети будут нуждаться в физической поддержке взрослых.

Свою роль в развитии заболевания играет активность стволовых клеток, постоянно увеличивающаяся на протяжении жизни. Если сравнивать активность клеток ребенка с ДЦП с активностью тех же стволовых клеток здорового малыша, то можно будет отметить, что во втором случае она уменьшается. Именно этим фактом и объясняется развитие патологии.

Дети с ДЦП: развитие личности и эмоционально-волевой сферы

У детей с диагнозом «детский церебральный паралич» отмечается повышенная тревожность.  У большей части также фиксируется задержка психического развития — так называемый психический инфантилизм. Речь идет о незрелой эмоционально-волевой сфере личности детей, что вызвано сбоями в процессе формирования лобных отделов головного мозга, отвечающих за этот вид деятельности.

Примечательно, что на интеллекте, развитие которого отвечает возрасту детей, заболевание может не отразиться, а вот эмоциональная сфера так и останется незрелой.

Психический инфантилизм характеризуется следующими особенностями:

  • дети стараются делать только то, что им приносит удовольствие;
  • они проявляют повышенную эгоцентричность;
  • не умеют работать в команде;
  • неспособны соотносить собственные желания с интересами близких;
  • ведут себя «по-детски».

Все эти признаки могут сохраняться в течение жизни, в том числе и в старшем возрасте. Дети будут проявлять повышенный интерес к играм, обладать высокой степенью внушаемости и доверчивости, не смогут совершить волевое усилие над собой. Все эти качества могут сопровождаться чрезмерной утомляемостью, эмоциональной подвижностью и двигательной расторможенностью.

Детей с проявляющимся психическим инфантилизмом можно разделить на две категории:

  • демонстрирующих повышенную возбудимость;
  • пассивных.

В первом случае дети проявляют себя активными, суетливыми, раздражительными, склонными к беспричинной агрессии и беспокойству. Смены настроения для них являются нормальным явлением: малыши могут быть веселыми и счастливыми и через минуту уже демонстрировать гнев, усталость и раздражение.

Во втором случае дети, наоборот, излишне спокойны, не проявляют инициативу, стеснительны. Они медлительные и вялые, не могут самостоятельно найти выход даже из самой простой ситуации.

Таким детям крайне сложно найти свое место в обществе, они плохо приспосабливаются к новым условиям, не доверяют незнакомым людям.

Кроме того, им свойственны фобии, которые их преследуют на протяжении всей жизни.

Общие признаки детей с ДЦП в области развития эмоционально-волевой сферы

Для упомянутых выше двух типов развития детей с поражениями центральной нервной системы выделяют несколько общих качеств, которые проявляются у большинства из них. Так, например, практически все больные малыши имеют проблемы со сном: страдают бессонницей, мучаются от ночных кошмаров.

Характерным признаком малышей с ДЦП является повышенный уровень впечатлительности. Это связано с ограниченной двигательной активностью, в результате чего наблюдается резкий скачок в развитии органов чувств.

Проявляется это острой чувствительностью детей, способностью реагировать даже на незначительные перемены в настроении окружающих. Порой такая чувствительность имеет болезненный характер, то есть обычные ситуации или совершенно невинные выражения могут детей рассердить или довести до слез.

Еще одна особенность развития детей с ДЦП, которую можно наблюдать у подавляющего большинства – быстрая утомляемость. Малыши быстро устают, даже практически ничего не делая, проявляют повышенное беспокойство. Их речь становится ускоренной, неразборчивой, малыш становится агрессивным, может начать разбрасывать все, что попадается под руку.

Волевая активность детей с ДЦП, вернее, ее отсутствие — еще одна общая проблема. Практически любой вид деятельности, подразумевающей собой собранность, терпеливость, организованность и целенаправленность, для этих детей связан с определенными сложностями.

Основная причина — все тот же психический инфантилизм, который наложил свой отпечаток на поведение малыша. Например, детям крайне сложно доводить до конца дело, которое не кажется им интересным. Сделать усилие и завершить начатое — это для них практически невыполнимая миссия.

Все вышеописанное приводит к тому, что малыш растет застенчивым, неуверенным в себе, несамостоятельным и без желания добиваться цели. С годами он привыкает к такому положению вещей, становится экоцентричной личностью, которая знает, как манипулировать людьми, и делает это намеренно.

Физическое развитие детей с ДЦП

Нюансы физического развития детей с ДЦП не связаны с их эмоциональным состоянием. Тем не менее, подбирая занятия для развития физической активности малыша, нужно учитывать его особенности.

Как правило, ограниченная двигательная активность становится причиной развития у малышей неправильного положения. В результате они начинают воспринимать положение собственного тела некорректно. Специалисты, так же как и родители, должны приложить усилия к тому, чтобы исправить ситуацию, направляя действия на постепенное формирование основных двигательных функций малыша.

Самый приемлемый вариант для работы с ребенком, которому поставлен диагноз «ДЦП» — это массаж и лечебная гимнастика.  В каждом отдельном случае это должен быть индивидуальный комплекс упражнений, подобранный с учетом формы и степени тяжести заболевания.

Речевое развитие малыша

Задержка речевого развития — еще одна особенность, характерная для большей части детей с ДЦП. Уровень задержки будет связан с типом повреждения мозговых структур.

Малыши с ДЦП ограничены в общении, не могут себе позволить так же активно познавать окружающий мир, как и здоровые дети. Именно это становится основной причиной скудного словарного запаса. Более того, сознание больного малыша препятствует адекватной оценке действий или предметов, показывая некорректные образы.

Решить эту проблему помогут специальные игры, с помощью которых можно будет помочь детям формировать представление обо всем, что они видят вокруг себя. Играть малыши должны с близкими и друзьями. В этом случае можно будет добиться позитивной динамики.

Особенности развития моторики у детей с ДЦП

У детей, больных ДЦП, обычно бывает поражена одна из рук, которой они не способны работать так же, как здоровой рукой. Координация движений у таких малышей сильно нарушена, во время ходьбы они неправильно ставят ноги, из-за чего походка становится неустойчивой. Малейшее препятствие или сильный испуг могут стать причиной внезапного падения.

Чаще всего малыши неспособны полноценно себя обслуживать самостоятельно из-за незрелости соответствующих навыков. Кроме того, этим детям сложно научиться писать, рисовать, предметно-практическая деятельность у них носит ограниченный характер.

В некоторых случаях у детей проявляется повышенный уровень слюноотделения. Они быстро утомляются и поэтому нуждаются в регулярных паузах для отдыха. Во время работы с карандашом или ручкой пальцы больных детей вялые либо же, наоборот, перенапряжены.

Особенно остро проявляются дефекты моторики рук во время формирования бытовых и трудовых навыков.

Во время занятий трудом таким малышам сложно делать поделки из пластилина, который у них не получается поделить на части или правильно раскатать.

Кроме того, у них наблюдаются незрелые функции дифференциации захвата, сложности с удерживанием предметов и соразмерением двигательных задач с мышечными усилиями.

Во время подвижных игр дети с диагнозом ДЦП также имеют сложности. Они не могут правильно повторить упражнения за взрослыми, неспособны сохранять равновесие в статичной позе, соблюдать правильную амплитуду движений, ритм, согласовывать движения тела и конечностей.

У детей дошкольного возраста ДЦП — это не только сложности с захватом и использованием предметов, но и сбои дыхания, аритмия.

Лечение и реабилитация

Диагноз «ДЦП» — это определенные ограничения на всю жизнь. Тем не менее правильное лечение и реабилитация помогут малышу уменьшить последствия поражения нервной системы и обрести свое место в обществе.

Двигательные особенности в процессе развития заболевания в детском возрасте можно корректировать, устанавливая правильный мышечный стереотип, фиксируя позы и так далее.

Кроме того, для решения проблемы не только двигательной активности, но и умственного развития по отношению к таким детям применяется методика, позволяющая воздействовать на заболевание, которое стало основной причиной развития недуга.

К сожалению, сегодня нет универсальных, действующих на сто процентов методов лечения детского церебрального паралича. Правильным будет совмещать сразу несколько способов воздействия на организм, применяя по отношению к нему:

  • массаж;
  • ЛФК;
  • медицинские препараты для нормализации тонуса мышечной массы и пр.

Также используются такие приемы, как специальные нагрузочные костюмы, терапия Бобат, ходунки, велосипеды, вертикализаторы и пр.

В случаях, когда корректировка всеми описанными выше способами невозможна, не исключают хирургическое вмешательство.

Цель операций — пластика мышц и сухожилий для возвращения им стандартной структуры и формы. Кроме того, во время операций возможно удаление контрактуры.

Если помочь разрешить проблему хотя бы частично сможет вмешательство нейрохирурга, то и эти операции также будут целесообразными. Как правило, в ходе такого вмешательства работают над стимуляцией спинного мозга и удалением поврежденных участков.

Наряду со всеми перечисленными выше методами лечения ДЦП к больным детям применяется анималотерапия, когда в процессе воздействия на малыша принимают участие животные, например лошади, дельфины или собаки.

Источник: https://rebenkoved.ru/zdorove/simptomy/razvitie-rebyonka-s-diagnozom-dtsp.html

Особенности детей с ДЦП — психическое и физиологическое развитие

От тяжелых болезней никто не застрахован. И если в семье случилась беда – родился ребенок с детским церебральным параличом, каждый родитель хочет знать все о заболевании и о том, как он развивается.

Рассмотрим некоторые особенности развития детей с диагнозом ДЦП.

Коротко о болезни

Детский церебральный паралич – это группа хронических синдромов не склонных к прогрессированию, характеризующихся двигательными нарушениями.

По отношению к заболеваниям головного мозга являются вторичными. Иногда по мере роста ребенка бывает ложное прогрессирование болезни. У части детей с этим заболеванием наблюдаются патологии умственной деятельности в той или иной степени.

Болезнь возникает по причине патологических процессов в коре, стволе или подкорковых областях мозга. Частота возникновения данной патологии – два случая на 1000 новорожденных.

Психоэмоциональное и личностное развитие ребенка

Степень отклонения психоэмоционального развития ребенка от нормальных показателей зависит от многих факторов. И прежде всего – это психическое развитие ребенка и степень поражения его головного мозга. Однако не меньшее значение имеет отношение к ребенку окружающих людей.

Психоэмоциональный отклонения детей с ДЦП могут проявляться по-разному. Так, отдельные дети излишне раздражительны, возбудимы, для них характерна резкая смена настроения на протяжении дня.

Некоторые же ребята наоборот, застенчивы, боязливы, они с трудом идут на контакт с окружающими, не проявляют инициативы в своих действиях.

Для большинства детей характерна задержка психического развития по типу инфантилизма. Это означает, что у них обнаруживается недоразвитость эмоционально-волевой сферы личности.

Интеллект в таких случаях может соответствовать норме. Однако обнаруживается незрелость именно эмоциональной сферы.

Родители больного ребенка должны знать, что вся ответственность за его психическое развитие, за формирование его характера и прочее лежат на них. Чрезмерна опека и жалостливость приведут в конечном счете к тому, что он еще больше замкнется в себе, не будет формироваться, как личность.

При нарушениях психического развития, связанных с ДЦП, наблюдаются такие особенности в поведении детей:

  • ребенок руководствуется главным образом эмоциями, связанными с удовольствием;
  • детям с ДЦП присуща эгоцентричность;
  • они не могут целенаправленно работать в коллективе;
  • они не умеют соотносить собственные интересы с интересами окружающих их людей;
  • в поведении присущи элементы инфантильности;
  • даже в старшем школьном возрасте таким детям присущ повышенный интерес к играм;
  • они чрезвычайно внушаемы, неспособны к волевым усилиям над собой;
  • поведение также характеризуется нестабильностью эмоций, расторможенностью;
  • дети, как правило, быстро утомляются;
  • они тяжело адаптируются к новым условиям, им присущи разные страхи – чаще всего страх высоты, темноты и проч.;
  • дети очень чутко относятся к настроению и поведению других, что отображается в повышенной впечатлительности: нейтральные для других детей происшествия могут вызвать у них бурную реакцию.
  • нередки нарушения сна, появление ночных кошмаров, ночной тревожности.

Особенности физического развития

Нарушения двигательной активности при детском церебральном параличе приводят к искривлению позвоночника, контрактурам и другим патологиям внутренних органов. Для профилактики осложнений очень важно формировать тонус мышц.

Вся работа и внимание родителей должно быть направлено на правильное формирование двигательных функций. Наиболее приемлемыми будут такие воздействия, как массаж и лечебная гимнастика.

Главное в занятиях – это раннее их начало, а также непрерывность. От этого будет зависеть успех лечения.

Комплекс упражнений подбирается в зависимости от тяжести заболевания, индивидуальных особенностей развития. Коррекционная работа сводится к формированию жизненно необходимых навыков, таких, как умение ходить и обслуживать себя.

Полученные навыки надо адаптировать к повседневной жизни, постоянно практиковать их до автоматизма.

Особенности двигательного развития детей с ДЦП:

  • необходимо стимулировать его интерес к подвижным играм;
  • нужно развивать мелкую моторику рук;
  • необходимо также формировать правильное представление о своем теле;
  • важно также стимулировать общение с окружающими;
  • при каждом удобном случае надо развивать у ребенка навыки самообслуживания.

Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП:

Речевое развитие

У всех детей с ДЦП в той или иной мере наблюдаются речевые отклонения. Степень их выраженности зависит от того, насколько повреждены структуры головного мозга.

Проблема для таких детей – это, прежде всего, отсутствие или ограничение полноценного общения, познавательной активности. Эти обстоятельства и способствуют медленному развитию словарного запаса ребенка.

Речевое развитие ребенка успешно корригируется специально подобранными индивидуальными занятиями. Они позволяют:

  • выработать необходимые познания об окружающем мире;
  • пополнить словарный запас;
  • наладить общение с окружающими.

Такие дети очень любят играть, им это крайне необходимо. Однако это делать надо только с другими детьми и с родителями, а не в одиночестве.

Родителям на заметку

В воспитании ребенка излишня жалостливость и чрезмерная впечатлительность.

Родителям необходимо:

  • не зацикливаться на том, что ребенок неполноценный;
  • как можно чаще надо хвалить ребенка, побуждать его к активным действиям и поощрять их;
  • обязательно надо способствовать формированию правильной самооценки;
  • по мере необходимости надо обращаться к специалистам.

Итак, развитие ребенка с ДЦП имеет свои отличительные особенности. В первую очередь, родителям не надо впадать в панику и всячески подчеркивать физический недостаток.

Наоборот, нужно помочь ему адаптироваться к жизни в обществе, уменьшить проявления болезни и сформировать правильную самооценку.

Читайте ещё

Источник: https://NeuroDoc.ru/bolezni/dcp/osobennosti-razvitiya-detej-s-dcp.html

Признаки ДЦП, формы заболевания, развитие ребенка с ДЦП, лечение и прогноз

Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание тяжелое и коварное, поскольку врачи не сразу могут его выявить.

Трудности с диагностикой возникают из-за того, что на первом году жизни двигательную активность маленьких пациентов не всегда можно адекватно оценить.

Кроме того, для таких деток характерны переходящие нарушения мышечного тонуса и переходящие неврологические расстройства.

Очень важно, чтобы все груднички регулярно осматривались невропатологом и педиатром, особенно если у них в анамнезе есть факторы, способные спровоцировать ДЦП. На осмотры к специалистам желательно ходить ежемесячно. Родители также должны следить за здоровьем ребенка. Любые изменения в состоянии малыша необходимо озвучивать врачу на очередном приеме.

Стадии развития ДЦП Признаки ДЦП Прогноз при ДЦП Диагностика ДЦП Принципы лечения ДЦП Развитие ребенка с ДЦП Профилактика ДЦП

Стадии развития ДЦП

В развитии болезни выделяют три стадии:

  • Раннюю, которая длится около 5 месяцев. На этой стадии у деток появляются различные патологические симптомы, указывающие на то, что не все в порядке с нервной системой, но каких-то серьезных двигательных нарушений еще нет.
  • Начальную резидуальную. Для нее характерно формирование патологических двигательных стереотипов. Длится эта стадия приблизительно до трехлетнего возраста.
  • Позднюю резидуальную. Она сопровождается фиксацией патологических изменений, развитием контрактур и деформаций скелета.

Чтобы добиться хороших результатов в лечении ДЦП, патологию необходимо выявлять на ранней или начальной резидуальной стадии развития.

Признаки ДЦП: какие симптомы должны насторожить?

В сторону неврологических нарушений и ДЦП могут указывать следующие симптомы:

  • Задержка появления у ребенка основных двигательных навыков (умения держать головку, сидеть и садиться, вставать на ножки и т.д.).
  • Выраженное косоглазие.
  • Проблемы с сосанием груди.
  • Нарушение глотания (постоянное поперхивание).
  • Отсутствие гуления.
  • Отсутствие реакции на громкие звуки, мамин голос у деток старше 5-6 месяцев.
  • Появление непроизвольных движений, например, кивков головы.
  • Эпизоды длительного замирания.
  • Судороги.

Во время осмотра маленького ребенка врач невропатолог всегда проверяет наличие у него рефлексов. У деток с ДЦП сохраняются рефлексы новорожденных, которые в норме исчезают после двухмесячного возраста.

Чем больной ребенок становится старше, тем более выраженными становятся у него неврологические и двигательные нарушения, поэтому после года с постановкой правильного диагноза и установлением формы ДЦП у врачей проблем, как правило, не возникает.

Прогноз при ДЦП

ДЦП – это заболевание не прогрессирующее.

Хотя родителям и кажется, что состояние их больного малыша ухудшается с каждым месяцем, патологические изменения в структурах ЦНС (центральной нервной системы) не усугубляются.

Возникновение же новых проблем со здоровьем обусловлено ростом ребенка, деформацией нефункционирующих суставов, гипотрофией неработающих мышц и прочими факторами.

То, какой долгой и полноценной будет жизнь больных ДЦП, зависит от формы недуга и атмосферы, в которой дети растут и развиваются.

Если за ребенком правильно ухаживают, занимаются с ним, регулярно проводят курсы восстанавливающей терапии, шанс на улучшение самочувствия, положительную динамику и долгую жизнь очень большой.

Больные с нетяжелыми формами ДЦП при правильной реабилитации могут окончить школу, ВУЗ, освоить какую-то профессию и работать по ней.

Инвалидность деткам с ДЦП дают не по факту наличия заболевания, а на основании того, как оно влияет на жизнедеятельность человека. Медицинские комиссии принимают во внимание, может ли больной самостоятельно передвигаться и обслуживать себя, каков уровень его умственного развития и обучаемости.

Диагностика ДЦП

При постановке диагноза врач-невропатолог опирается на данные анамнеза (были ли у пациента родовые травмы, внутриутробная или родовая гипоксия и т.д.), общего и неврологического осмотра, а также на результаты инструментальных исследований:

Эти диагностические методы позволяют врачам детально изучить структуру, функционирование головного мозга, выявить патологические изменения. Специфических же инструментальных исследований или анализов, подтверждающих ДЦП, не существует.

Помимо указанных диагностических мероприятий, пациентам с подозрением на ДЦП следует пройти консультацию окулиста, ЛОРа, детского психиатра (для деток постарше). Это необходимо для выявления нарушений слуха, зрения и умственных отклонений.

Если ребенок маленький, не всегда за 1-2 приема невропатолог может поставить точный диагноз. Поэтому при ДЦП очень важное динамическое наблюдение за больным. Оно позволяет определить форму заболевания и подобрать наиболее подходящее лечение.

Принципы лечения ДЦП

Лечение деток с ДЦП обычно включает:

  • медикаментозную терапию;
  • лечебную физкультуру (ЛФК);
  • физиотерапию;
  • массаж;
  • занятия с логопедом и психологом;
  • различные реабилитационные мероприятия.

В самых тяжелых случаях врачи прибегают даже к хирургическому лечению, с помощью которого удается уменьшить выраженность контрактур и скелетных деформаций.

Медикаментозная терапия при ДЦП носит сугубо симптоматический характер, поскольку повлиять на уже произошедшие изменения в ЦНС невозможно. Больным назначают препараты, уменьшающие спастику (спазмолитики и миорелаксанты), противосудорожные и психотропные средства, витамины и препараты, улучшающие метаболические процессы и кровообращение в головном мозге.

Хорошие результаты при ДЦП дает лечебная физкультура. Для больных деток разрабатывают индивидуальные комплексы упражнений на специальных тренажерах, позволяющих малышам расширить диапазон движений и освоить новые навыки.

Занятия ЛФК очень необходимы для предупреждения развития контрактур.

С взрослением ребенок должен продолжать улучшать свое физическое развитие, поскольку только упорные тренировки могут научить головной мозг и мышечный аппарат работать правильно.

Из физиотерапевтических процедур при ДЦП предпочтение отдают расслабляющим ваннам, грязям, гидромассажу. Вообще занятия в воде больным ДЦП очень полезны, поскольку в водной среде они могут выполнять те движения, которые не поддаются им на суше.

Развитие ребенка с ДЦП

Хотя ДЦП и является заболеванием неизлечимым, ни в коем случае нельзя ставить крест на своем ребенке. Современная медицина и родительская любовь может творить чудеса.

Головной мозг у деток первых лет жизни очень пластичен: функцию поврежденных нервных клеток на себя могут брать другие нейроны, могут восстанавливаться связи между различными структурами ЦНС.

Главное вовремя начать работу для стимулирования этих компенсаторных механизмов.

Папы и мамы больных ДЦП малышей всегда могут обратиться в специализированные реабилитационные центры, где их поддержат психологически, дадут ответы на вопросы, помогут советами относительно правил ухода за особенным ребенком, а также научат заниматься с ним в домашних условиях.

Отчаявшиеся родители должны помнить, что ни один даже самый лучший интернат не заменит больным деткам родной дом. В таких учреждениях содержат инвалидов, а не детей. К ребенку же с ДЦП нельзя относиться, как к инвалиду, иначе он им и останется на всю жизнь.

Профилактика ДЦП

Рекомендуем прочитать: – Реабилитация детей с ДЦП

Профилактические меры, предупреждающие развитие ДЦП, условно можно поделить на четыре группы:

  • те, что проводятся до беременности;
  • антенатальные (дородовые);
  • перинатальные (осуществляемые в родах);
  • постнатальные (проводимые после родов).

На этапе планирования беременности женщине необходимо обследоваться на инфекции, которые могут вызвать патологию у будущего ребенка.

При желании и наличии показаний можно сделать вакцинацию от краснухи – заболевания, несущего большую угрозу для плода.

Помимо этого, супругам стоит проверить свое здоровье в целом, чтобы в случае обнаружения каких-либо заболеваний пролечить их еще до зачатия. Также очень важно заранее отказаться от вредных привычек.

После наступления беременности будущая мама должна соблюдать рекомендации своего врача, своевременно проходить все необходимые исследования, по возможности избегать контактов с инфекционными больными, полноценно питаться и отдыхать, не принимать лекарств без назначения, остерегаться опасных химических веществ и радиации.

Профилактика ДЦП в родах – это уже задача врачей, поэтому если они решат, что необходимо делать кесарево сечение, беременная не должна упираться. Проведение операции может предотвратить массу осложнений, если ребенок неправильно расположен в матке, если у него острая гипоксия и т.д.

После рождения малыша неонатологи должны своевременно выявить и пролечить гемолитическую болезнь и другие состояния, несущие серьезную угрозу для ЦНС. В последующем уже родителям необходимо заботиться о том, чтобы новорожденный не травмировался и не подвергался риску заражения инфекционными заболеваниями.

Зубкова Ольга Сергеевна, медицинский обозреватель, врач-эпидемиолог

4,100  10 

(163 голос., 4,71 из 5)
Загрузка…

Источник: https://okeydoc.ru/priznaki-diagnostika-i-lechenie-dcp/

Признаки и причины ДЦП у ребенка, методы лечения детского церебрального паралича | Медпрайс

Детский церебральный паралич не является отдельным заболеванием, а комплексом синдромов, которые возникают по разнообразным причинам. Главным характерным признаком ДЦП является поражение головного мозга, что приводит к нарушениям двигательных способностей.

Важным характерным фактором патологии считается проявление симптомов с первых лет жизни ребенка, когда происходит формирование основных функций мозга.

К примеру, у ребенка подросткового возраста после полученной травмы может произойти повреждение головного мозга и начнутся нарушения двигательных функций, но такое состояние не соответствует критериям ДЦП.

Стабильность детского церебрального паралича считается еще одним признаком патологии, которая со временем не ухудшает состояние мозга, а присутствующие дефекты движений поддаются частичному исправлению. Однако исправление нарушений движений является спорным вопросом, поскольку при отсутствии необходимого ухода и методических занятий у детей могут начаться тяжелые осложнения.

Формирование ДЦП

Нарушения двигательных функций возникают при таких поражениях мозга:

  • Головной мозг изначально был нормальный, но по каким-либо причинам в его нервных клетках начались патологические изменения;
  • Первичная патология строения мозга.

Во время воздействия повреждающего фактора на нейроны образуются их дефекты. Причиной их возникновения является особенная уязвимость областей головного мозга, которые интенсивно развиваются в определенный момент. По этой причине у одних детей с детским церебральным параличом больше нарушений двигательных функций рук, у других — ног, у третьих — координации.

Распространенность ДЦП у недоношенных детей (родились до 33 недели), объясняется несовершенными артериями и незрелым мозгом.

При малейшем недостатке кислорода начинается распределение крови для предотвращения повреждений мозга. Однако, маловесные дети, находящиеся на ИВЛ, не обладают таким механизмом.

По этой причине при гипоксии некоторые области головного мозга отмирают и оставляют после себя полости.

Причины прогрессирования ДЦП

Статистические данные гласят, что большое количество детей с ДЦП были рождены своевременно, а возникшие патологии произошли еще при беременности. Только у 10 процентов детей с ДЦП была отмечена асфиксия в родах или родовая травма. При наличии двигательных нарушений дети, болеющие ДЦП, часто страдают от нарушений зрения, слуха, психических расстройств и дефектов речи.

Существует ряд причин, которые могут спровоцировать развитие ДЦП. В первую очередь они включают факторы, которые воздействуют на ребенка внутриутробно еще в период беременности:

  • Поражение нервной системы инфекционным заболеванием (краснуха)
  • Фетоплацентарная недостаточность, которая приводит к гипоксии
  • Тяжелая форма резус-конфликта плода и матери
  • Хромосомные мутации и предрасположенность плода к заболеваниям

В процесс родов также могут образоваться факторы, предрасполагающие к развитию ДЦП у новорожденных:

  • Удушение плода
  • Травма при родах.

После родов спровоцировать ДЦП могут травмы головы, инфекционные заболевания и интоксикация токсинами и медикаментами.

Разновидности ДЦП

Разнообразие признаков ДЦП привело и к расширению классификации патологии. Главной чертой разделения признаков ДЦП на формы является степень поражения мозга и количество конечностей, которые ограничены в движениях:






Синдром

Происшедшие изменения в головном мозге

Распространенные причины

Спастическая диплегия В органе есть кисты или омертвевшие участки
  • Недоношенность или небольшой вес при рождении
  • Гипоксия
  • Нарушения работы щитовидной железы
  • Инфекционные болезни
Спастическая тетраплегия
  • Большое количество очагов отмирания
  • Перивентрикулярная лейкомаляция
  • Сбои в развитии
  • Отклонения в развитии эмбриона
  • Инфекционные болезни
  • Кислородное голодание
  • Патологии щитовидки
Гемиплегия Зачастую диагностируют кровоизлияния в мозг
  • Патологии свертываемости крови
  • Отклонения в развитии и наследственные заболевания
  • Инфекции
Экстрапирамидная форма Поражается конкретный участок головного мозга
  • Тяжелая форма желтухи, которая провоцирует поражение мозга билирубином
  • Асфиксия
  • Патологии митохондрий

Спастическая диплегия

Представляет собой патологию, при которой нарушаются функции определенной группы конечностей, зачастую ног. Руки могут сохранять полное или частичное функционирование. Данная форма паралича наблюдается очень часто.

https://youtube.com/watch?v=A80XcCykvWU

Даже незначительные патологии можно заметить у новорожденного, самые характерно выраженные симптомы начинают проявляться в период ползанья ребенка.

  • Во время ползанья ребенок синхронно двигает руками и подтягивает ноги. При возникновении тяжелых форм заболевания ползанье может осуществляться с трудом.
  • В ножках ребенка присутствует повышенный тонус, сильные сухожильные рефлексы (обнаруживаются при посещении невролога)
  • Запаздывает начало ходьбы, ребенок ходит на носочках
  • Скрещивание конечностей при поддержке под мышки
  • В тяжелых случаях ноги могут отставать в росте.

Умственные способности в большинстве случаев сохраняются, но могут присутствовать незначительные дефекты речи. Образование судорожного синдрома происходит реже, нежели при других разновидностях ДЦП. При легких формах течения патологии дети могут себя обслужить и осваивать новые умения.

Спастическая тетраплегия

Является наиболее сложной формой ДЦП, которая тяжело поддается лечению. Она появляется из-за обширных поражений головного мозга, и часто сопровождается умственной отсталостью и эпилепсией. Помимо нарушений двигательной активности во всех конечностях, проявляются следующие симптомы ДЦП:

  • У детей нарушено глотание (с рождения);
  • Гипертонус во всех конечностях;
  • Ползание и хождение значительно затруднено;
  • Очень часто присоединяются нарушения речи, зрения, умственная отсталость эпилепсия и микроцефалия.

В большинстве случаев спастическая тетраплегия сопровождается средней или тяжелой степенью умственной отсталости.

Гемиплегия

Представляет собой поражение конечностей с одной стороны (руки и ноги). После рождения все рефлексы находятся в норме, но по мере развития ребенка становится заметным, что функции конечностей слабее с одной стороны.

Сопутствующими симптомами гемиплегии являются повышенный тонус в пораженной руке (часто она согнута и прижата к телу). Ребенок почти вовремя принимает нужную позу и сохраняет равновесие. Зачастую не сопровождается умственной отсталостью, но могут появляться судороги.

Экстрапирамидная форма

Также называется гиперкинетической. Она возникает при тяжелой форме несовместимости крови матери и плода, а также при сильной недоношенности.

У ребенка также проявляются насильственные движения конечностей:

  • Хорея – быстрые и резкие движения плеч и бедер;
  • Атетоз – медленные извивающиеся движения стоп и кистей;
  • Смешанная форма характеризуется одновременным проявление хореи и атетоза.

Во время сна насильственные движения полностью отсутствуют, и проявляются лишь при стрессе или страхе.

Существует несколько форм тяжести патологии у больных ДЦП:

  • Легкая. Ребенок самостоятельно передвигается, выполняет простую работу и способен посещать обычную школу.
  • Средняя. Возможна адаптация к социуму, но лишь с помощью посторонних.
  • Тяжелая. Ребенок не может самостоятельно обслуживать себя, и постоянно требует помощи окружающих.

Методы диагностики

Как и в случае с другими заболеваниями, для социализации ребенка важна ранняя диагностика ДЦП. Родители должны внимательно наблюдать за ребенком, если он входит в одну из групп риска развития ДЦП:

  • Недоношенность и маловесие при рождении;
  • Тяжелая форма желтухи;
  • Врожденные пороки развития и низкая оценка по шкале Апгар;
  • Заражение инфекциями от матери;
  • Искусственная вентиляция легких;
  • Осложнения родов: наложение щипцов, использование вакуума.

В родильном отделении в обязательном порядке проводится тщательное обследование всех новорожденных детей для оценки рефлексов и тонуса мышц. Если существует подозрение на поражение головного мозга, дополнительно используются инструментальные методы диагностики:

  • УЗИ проводят при наличии показаний;
  • ЭЭГ назначают, если у ребенка периодически возникают судороги;
  • КТ и МРТ используют лишь при крайней необходимости. Данные процедуры позволяют обнаружить кисты, новообразования и другие патологии головного мозга.

При определении каких-либо патологий мозга, ребенку диагностируют энцефалопатию, которая в дальнейшем может спровоцировать развитие ДЦП. Однако, важно отличать естественный тонус мышц, который может быть повышен у новорожденных, от характерных признаков ДЦП, поэтому диагностикой должен заниматься только квалифицированный педиатр.

Стоит отметить, что диагностировать ДЦП у новорожденного очень сложно, хотя тяжелые формы патологии проявляются ярко уже после рождения.

Впервые предположить развитие ДЦП можно в 3-4 месяца, когда теряются рефлексы новорожденного, а на их место приходить определенная двигательная активность.

При наличии ДЦП все рефлексы сохраняются, что мешает дальнейшему развитию детей с ДЦП. Характерные признаки включают:

  • У ребенка нет спонтанных движений, он плохо сосет и глотает;
  • Должен исчезнуть рефлекс Моро (раскидывание ручек и ножек при поднятии вверх и опускании вниз), ребенок пытается ползти, когда его пятки подпирают рукой, у него появляется рефлекторная ходьба (перебирает ножками, если его поднять вверх).

Уже в четыре месяца можно заметить отставание в двигательном развитии ребенка, а в годовалом возрасте начинают проявляться и непроизвольные движения.

Помимо двигательных нарушений в год могут проявиться и другие симптомы ДЦП:

  • Водянка головного мозга;
  • Судороги;
  • Расстройства зрения, слуха и координации;
  • Нарушения развития речи (ее полное отсутствие, нарушение письменной речи или сложности с выговариванием определенных звуков, заикание);
  • Дефекты эмоциональной сферы;
  • Трудности с письмом, чтением, счетом.

Возможные осложнения

Патология не сопровождается дополнительным поражением мозга, но реабилитация при ДЦП может ухудшиться при формировании у ребенка неправильных поз и способа ходьбы. Если ребенок не общается со сверстниками, а родители не проводят специальные занятия для детей с ДЦП, проявления патологии могут ухудшиться и будут проявляться:

  • Сбоями в работе опорно-двигательного аппарата (постоянные сгибания рук из-за гипертонуса). В некоторых случаях непроизвольные движения конечностей являются настолько сильными, что приводят к вывихам.
  • Ребенок может ходить исключительно на носочках.
  • Искривляется грудная клетка, позвоночник или перекашивается таз.
  • При ДЦП довольно часто возникают нарушения речи.
  • Изоляция от сверстников вызывает психологические проблемы.

Способы лечения

Особенности детей с ДЦП таковы, что при определенных занятиях и усилиях они полностью адаптируются к жизни в обществе, но полностью избавиться от патологии не представляется возможным.

Основной целью лечения является привитие ребенку базовых навыков, профилактика неправильного формирования позвоночника и органов опорно-двигательной системы и создание условий для полноценного развития речи и эмоциональной сферы.

Лечение ДЦП должно назначаться врачом, так как для правильной терапии нужно учитывать не только форму болезни, но я тяжесть ее течения, а также наличие умственных отклонений и других сопутствующих патологий.

Терапия ДЦП включает применение следующих средств и приемов:

Медикаменты

Назначаются противосудорожные средства и расслабляющие препараты (при наличии болезненных спазмов). Все остальные лекарства не несут никакого терапевтического действия, так как пораженные участки мозга восстановить невозможно. Также не была доказана эффективность лекарств для расширения сосудов, гомеопатических средств и ноотропов.

Массаж и упражнения

Это очень важный этап лечения, который помогает снять тонус мышц и сформировать нормальную двигательную активность в дальнейшем. Делать массаж должен только специалист, поскольку неправильное проведение процедуры может иметь негативные последствия.

Операция

В некоторых случаях детям требуется хирургическое вмешательство, в частности при ахилловом сухожилии или сильных спазмах поясницы.

Коррекция осанки

Дети с ДЦП могут принимать неправильные позы из-за отсутствия баланса мышечного тонуса. Без коррекции подобный процесс может привести к нарушениям двигательной системы. Для исправления поз используют специальные приспособления (бандажи, шины, валики и т.д.).

Другие методы лечения детей с ДЦП включают физиотерапию (для снятия болей), занятия с логопедом для коррекции речи, занятия с психологом для лучшей адаптации ребенка к социуму, а также общение с животными (например, с дельфинами).

Родители должны понимать, что заниматься с ребенком по специальной программе придется практически всю жизнь.

А поскольку ДЦП проявляется широким спектром симптомов, лечением должно заниматься сразу несколько специалистов (психолог, невролог, логопед и т.д.).

В крупных городах есть специальные реабилитационные центры для детей с ДЦП, в которых детей обучают всем необходимым навыкам и умениям для полноценной жизни в обществе.

Статью про признаки и причины ДЦП у ребенка также можно прочитать на украинском языке: «Ознаки та причини ДЦП у дитини, методи лікування дитячого церебрального паралічу».

OK

Мой Мир

Источник:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мое Здоровье