Сензитивность





Сензитивность




Сензитивность – что это такое в психологии?

В окружении каждого человека есть люди с тонкой душевной организацией: они очень впечатлительны, чутко реагируют на происходящее с людьми, животными, не выносят жесткого обращения, и сензитивность – качество, характерное для этих людей.

Что такое сензитивность?

Сензитивность это (от лат. sensus чувства) – высокая индивидуальная чувствительность, проявляющаяся как черта личности у людей. Сензитивность охватывает большой спектр психических процессов индивида и может быть выражена в следующем:

  • сильная тревожность и страх перед будущими событиями;
  • повышенная саморефлексия;
  • низкий болевой порог;
  • неадекватная самокритика и самобичевание в случае неудач;
  • робость;
  • заниженная самооценка;
  • ощущение недостойности;
  • высокая требовательность к себе;
  • боязнь критики и неудач;
  • застревание на прошлых переживаниях;
  • низкий уровень притязаний;

Причины возникновения сензитивности:

  • генетическая предрасположенность;
  • органическое поражение мозга;
  • невроз;
  • депрессия;
  • психические заболевания;
  • тревожные расстройства.

Сензитивность в психологии

Психология рассматривает сензитивность не только как определенную личностную особенность отдельно взятого человека, но и как возрастную.

Сензитивный период это благоприятный этап в развитии ребенка для условий формирования в нем определенного поведения, свойств психики, навыков и умений. Мария Монтессори (итал.

педагог), активно использовала возможности окружающей среды в развитии ребенка и в результате своей работы, отметила несколько возрастных сензитивных периодов:

  • 0 – 6 лет – развитие речи;
  • 0 – 5,5 лет – сенсорное восприятие;
  • 0 – 3 года – развитие восприятия к порядку;
  • 1 – 4 года – активно развиваются двигательные навыки, действия;
  • 1,5 – 7 лет – восприятие мелких предметов;
  • 4,5 – 5 лет – фонематическая чувствительность;
  • 6 – 8 лет – сензитивный период развития навыков письма.

Сензитивность – плюсы

Высокий уровень сензитивности доставляет человеку немало переживаний, но в чувствительности есть свои положительные аспекты, таким людям свойственны:

  • добросердечие и мягкость;
  • высокие моральные принципы;
  • этичность;
  • добросовестность;
  • умение чувствовать боль или подавленность других;
  • талант распознавать тонкие нюансы в деятельности.

Виды сензитивности

Сензитивный может быть особо чувствительным в определенной области восприятия. Д.Г. Смит (амер. клинический психолог) классифицировал основные виды сензитивности:

  1. Теоретическая сензитивность – хорошая ориентация человека в различных теоретических концепциях личности и умение применить знания в соответствующей области (предсказание чувств, мыслей, поступков других людей)
  2. Наблюдательская сензитивность – способность одномоментно наблюдать и оценивать внешность собеседника, его речь, запах, мимику, перемещения и позы. Сюда входит и самонаблюдение.
  3. Идеографическая сензитивность – видение в каждой личности своеобразных, присущих только ей признаков.
  4. Номотетическая сензитивность – при наблюдении за поведением представителя какой-либо социальной группы, сензитивный человек может применить полученное знание для прогнозирования поведения других членов этой группы.

Существует и другая классификация сензитивности:

  • эмоциональная;
  • социальная;
  • сензитивность темперамента.

Эмоциональная сензитивность

Понятие сензитивности в эмоциональном контексте означает гиперчувствительность индивида, выраженная в подверженности влиянию негативных событий прошлого.

Толчком к развитию может служить неадекватное жестокое или равнодушное воспитание в детстве.

Эмоционально сензитивный человек страдает от того, что прошлые события переживаются им вновь и вновь, усугубляя психофизиологическое состояние.

Социальная сензитивность

Сензитивность в общении мешает человеку эффективно строить отношения в социуме, карьеру, завязывать близкие знакомства.

Сензитивный страх проявляется у людей склонных к тревожным расстройствам и паранойе, такие люди подвержены переживанию, что их мысли могут быть «прочитаны» другими людьми.

Социальная сензитивность базируется на отрицательных чувствах человека по отношению к самому себе:

  • собственная ущербность («я недостаточно хорош/умен/способен);
  • неуверенность и недостойность.

Сензитивность темперамента

Свойства темперамента сензитивность и реактивность характерны больше для людей меланхолического склада характера, тогда как флегматики, холерики и сангвиники сензитивны в меньшей степени. Меланхолики склонны долго переживать, ранимы и склонны к самокопанию – эти особенности позволили психологам сопоставить сензитивность с меланхолическим темпераментом личности.

Упражнения для развития сензитивности

Сензитивность в разумном диапазоне необходимое качество успешного взаимодействия с людьми, понимания процессов происходящих с личностью.

Тренинг сензитивности общее название групповых психологических тренингов личностного роста, направленных на развитие в человеке сензитивных способностей: эмпатии, наблюдения, понимания и прогнозирования поведения других. Техники и упражнения сенситивного тренинга:

  1. Упражнение на психологическую наблюдательность. В группе выбирается человек, который уходит за дверь, в это время участники процесса располагаются в комнате: кто-то садится на стулья, другие стоят. Тренер зовет вышедшего участника и просит запомнить в течение 1 минуты «картину» расположения остальных, затем снова просит выйти за дверь. Происходит смена половины членов группы в расположении. Снова заходит вышедший участник, и тренер просит его расположить всех так, как было в первый раз. В результате, оценивается насколько человек наблюдателен.
  2. Упражнение «Эмоции» на повышение восприятия партнера. Участники садятся полукругом и получают карточки, на которых записаны разные эмоциональные реакции. Каждый участник по очереди выходит и становится спиной к остальным, его задача невербально изобразить эмоцию или состояние, записанные на его карточку. Цель остальных почувствовать что это: гнев, радость, печаль и т.д.
  3. Упражнение на развитие наблюдательной сензитивности. Участники садятся в круг и стараются почувствовать эмоциональное состояние соседа, находящегося по левую руку, получая при этом обратную связь, верно ли их предположение. Неверные интерпретации отмечаются тренером, как указывающие на стереотипы, которыми руководствуются люди при анализировании поступков и эмоций других.
Что такое урбанизация и каковы ее последствия?

Что такое урбанизация? К каким последствиям привел стремительный рост мегаполисов? Явление вошло в современную жизнь как прочный, динамичный, многоплановый процесс, и вызвало ряд проблем, связанных с экологией, социальной сферой, здоровьем.

Иллюминаты – кто это и чем они занимаются?Сотни лет людей интересует вопрос, иллюминаты – кто это: те, от кого зависят жизни миллионов жителей планеты, или обычные сектанты широко разрекламированного культа. Открыть этот секрет поможет изучение этой организации от самых истоков.

Плюрализм – что это и какие его виды существуют?Плюрализм своим возникновением обязан многообразию человеческих мнений. Чем больше не похожи и разнообразны суждения людей, чем ярче различия между предполагаемыми истинами, тем интереснее наблюдать за развитием этого направления в современном мире.


Источник: http://kak-bog.ru/senzitivnost-chto-eto-takoe-v-psihologii

Сензитивность

Сензитивность – это характеристика человека, выражающая повышенную, индивидуальную чувствительность к внешним событиям и сопровождающаяся тревожностью перед новыми происшествиями.

Сензитивность выражается в таких индивидуальных чертах, как застенчивость, робость, повышенная впечатлительность, низкая самооценка, резкая самокритика, склонность к продолжительным переживаниям, комплекс неполноценности.

С возрастом высокая сензитивность способна уменьшаться, поскольку человек в процессе самовоспитания может побороть в себе тревожность перед предстоящими событиями.

Уровень сензитивности обуславливается врожденными характеристиками человека (наследственностью, органическими поражениями главного мозга) или особенностями (условиями) воспитания ребенка.

В психологии понятие сензитивности используется вместе с синонимами «сенситивность» и «чувствительность». Вместе с этим бывает ещё явление «нечувствительности», оно выражается в отсутствии реакции на события, эмоции и поступки людей, оценки. Нечувствительность проявляется в полном равнодушии, отсутствии физических ощущений, бестактности и невнимании к другим.

Сензитивность в психологии

Понятие сензитивности в психологии – это переживание человеком повышенной чувствительности, ранимости и неуверенности в себе. Сензитивные люди часто жалуются, что их никто не воспринимает и не понимает.

При обращении к психологу сензитивные клиенты говорят о недружелюбности окружающих в отношении к ним, отчего им трудно устанавливать коммуникативную связь. Они часто считают себя недостойными, плохими, думают, что они хуже, чем другие индивиды.

Им трудно самостоятельно справляться с проблемами, поскольку они слишком скованные и застенчивые.

Понятие сензитивности касается личных особенностей и качеств индивида, оно выражается в чрезмерной чувствительности и легкой ранимости, совестливости, склонности к сомнению в поступках и сосредоточении на переживаниях. Данная чувствительность может быть постоянной характеристикой человека или проявляться время от времени.

Сензитивность, что это такое в психологии? Высокая сензитивность препятствует социальной адаптации, поскольку такой человек считает, что весь мир противостоит ему одному.

Социальная сензитивность являет собой страх перед разнообразными социальными ситуациями.

Люди, у которых слишком высокая социальная сензитивность, часто считают себя ущербными, поэтому боятся знакомств с новыми людьми, не решаются выступать на публике и стараются избежать любой социальной активности.

С проявлениями подобной симптоматики необходимо обращаться на консультацию к психологу. Опытный психолог проведет индивидуальную психологическую беседу, определит правильную стратегию лечения для облегчения состояния клиента с выраженной сензитивностью.

Сензитивность может быть результатом различных психических расстройств (неврозов, стрессовых состояний, органических заболеваний мозга, депрессии, тревожных расстройств, эндогенных психических расстройств).

Сензитивность может быть различной в зависимости от темперамента.

Уровень сензитивности выражается силой внешних влияний, необходимой для возникновения определенной психологической реакции.

Например, определенные обстоятельства могут совсем никаких реакций не вызывать у одного человека, тем временем, как у другого они вызывают сильное возбуждение.

Так, меланхолики и холерики являются более чувствительными и впечатлительными, поэтому им больше свойственна сензитивность, нежели сангвинику и флегматику, не придающим большого значения ситуациям, которые могли бы их затронуть.

Возрастная сензитивность

Возрастная сензитивность – это явление, возникающее на определенном этапе индивидуального развития и выражающее чувствительность человека к различным влияниям из внешней среды.

Возрастной сензитивностью занимается педагогика и возрастная психология. Знание сензитивных возрастных периодов помогает в развитии необходимых способностей.

Так, например, в возрасте 2-3 лет ребенок способен быстро овладеть языком, значит, данный возраст является сензитивным для развития лингвистической функции.

Если упустить очень важный сензитивный этап, ребенок к нему не вернется, и в дальнейшем могут возникать трудности с формированием соответствующих способностей.

Сензитивные возрастные периоды служат возможностью для ребенка приобрести желательные и необходимые умения и способности, способы поведения и знания. Только в сензитивный период можно лучшим способом легко научиться что-либо делать, по истечению этого периода, сделать это будет не так просто.

Сензитивные возрастные периоды длятся некоторое время, независимо от того успел ли индивид овладеть необходимым действием, и если его упустить, возможность уйдет и человеку будет труднее справиться с потребностью овладеть нужным действием.

Человек не способен хоть как-либо повлиять на возникновение сензитивных периодов. Главное, что родители должны знать, что они могут сделать для того, чтобы сензитивный период ребенка прошел, как можно успешнее.

Поэтому родители обязаны знать о сензитивных периодах в жизни ребенка, узнавать характерные особенности, работать над их развитием; наблюдать все проявления интенсивных стадий протекания сензитивного периода, что желательно делать для нормальной оценки развития крохи; спрогнозировать следующий сензитивный период и создать благоприятную среду для развития ребенка.

Возрастные сензитивные периоды универсальны, это значит, что независимо от религии, национальности, культурных различий – они все равно возникают в необходимое время.

Эти периоды индивидуальны, то есть точное время возникновения и продолжительность определяются биологически у каждого по-своему. Поэтому идея фронтального подхода в обучении, особенно до шести лет, является не корректной.

Также разнообразные образовательные программы, кроме индивидуальных, могут не соответствовать реальному возрасту ребенка.

Так, например, если ребенку пять лет, то это совсем не означает, что он по психологическим параметрам полностью соответствует данному биологическому возрасту.

Еще имеет важность такой фактор, как динамика протекания сензитивного периода, что вместе со среднестатистическими сроками не гарантируют того, что абсолютно каждый ребенок будет проходить возрастную сензитивность в таком режиме.

Как результат возникает принципиальная необходимость функциональной диагностики индивидуального развития детей (определение личных особенностей для того, чтобы в дальнейшем поработать над их развитием).

Каждый возрастной сензитивный период характеризуется пологим, медленным началом, которое иногда очень трудно обнаружить, если не знать о его приближении, не предполагать вероятность его наступления и не заниматься с ребенком, делая упор на зону его ближайшего развития; точкой максимума (этапом самой высокой интенсивности), которую легче всего наблюдать. Также для сензитивного периода характерен пологий спад интенсивности.

Возрастные сензитивные периоды совершаются примерно в одно время, но могут иметь высокую интенсивность в разные этапы.

Тренинг сензитивности

Тренинг сензитивности или как его ещё называют тренинг межличностной чувствительности возник на основании практики Т-групп. Психолог Карл Роджерс выделил два основных типа групповой работы – это «группы для организационного развития» и «тренинг сензитивности».

Тренинг сензитивности называют «группами встреч».

Тренинг сензитивности являет собой групповой динамический тренинг. Понятие сензитивности включает качество способности прогнозировать эмоции, мысли и действия другого человека, умения воспринимать, осознавать и запоминать социально-психологические особенности других индивидов или целых групп, на этом основании предсказывать поведение и деятельность.

В этом контексте психолог Г. Смит выделяет несколько видов сензитивности:

— наблюдательская (способность наблюдать и запоминать, как выглядел человек и что он говорил);

— теоретическая (применение разных теорий для интерпретации поведения, мыслей и чувств людей);

— номотетическая (понимание типичного индивида, как представителя определенной группы и использование этого знания в прогнозировании поведения людей, которые являются частью этой группы);

— идеографическая сензитивность (понимание и восприятие своеобразия поведения любого человека).

Основным заданием тренинга сензитивности является совершенствование способностей человека к восприятию и пониманию других людей. Еще выделяют два вида целей: непосредственные цели и высокоорганизованные.

Непосредственные цели:

— повышение самосознания участников в связи с приобретением знаний о том, как остальные воспринимают поведения других;

— рост восприимчивости к групповому процессу, к действиям других, которые связанны с восприятием коммуникативных стимулов, воспринимающихся от других;

— восприятие условий, осложняющих или облегчающих функционирование группы;

— формирование диагностических умений в сфере межличностного общения;

— развитие умений успешного включения в межгрупповые и внутригрупповые ситуации.

Высокоорганизованные цели:

— вырабатывание у человека умения исследовать свою роль и экспериментировать с ней;

— развитие аутентичности межличностных отношений;

— расширение знаний о других людях;

— формирование способности сотрудничества с окружающими.

Задачи тренинга сензитивности:

— развитие различных поведенческих навыков;

— повышение понимания между участниками группы и самопонимания;

— чувственное осознание групповых процессов;

— обучение и тренинг возможностей, увеличивающих социальную компетентность.

В общем, главные цели тренинга сензитивности определяются, как повышение восприимчивости к групповым явлениям, усиление восприятия групповых процессов; понимание собственной жизни и внутренней жизнедеятельности других личностей; формирование восприимчивости к своим социальным ролям и чужим, к их позициям и установкам; вырабатывание искренности, открытости и спонтанности реакций.

Вышеперечисленные цели тренинга сензитивности осуществляются через межличностное взаимодействие и взаимоотношения, с помощью анализа группового процесса, таких его составляющих, как групповые цели, нормы, роли, структуры группы, проблему лидерства, конфликты, напряжение и другие. В таком отношении тренинг сензитивности является похожим на методы групповой психотерапии, но в отличие от неё ориентируется на событие «здесь и сейчас», исследование групповых процессов, поведения человека в коллективе, его влияния на других.

Тренинг сензитивности очень часто применяется при подготовке в обучении специалистов психотерапии: в частности групповых психотерапевтов.

Благодаря этим тренингам у будущих психотерапевтов вырабатывается чувствительность к групповым явлениям, вырабатывается умение адекватно оценивать установки, отношения, психологические проблемы и конфликты индивидов, основываясь на межличностном взаимодействии, улучшается понимание собственной личности, установок, потребностей и мотиваций.

Тренинг сензитивности будущих психотерапевтов направлен на решение определенных заданий с целью лучшей чувствительности к групповым явлениям или установления более глубокого самопонимания и на реализацию в занятиях широких возможностей, предоставленных в форме тренинга.

В тренинге сензитивности используются психотехнические упражнения и различные ролевые игры, они разделяются на три вида. Первый составляют упражнения, которые воздействуют на целую группу и на каждого её участника, они ориентированы на организацию работоспособности в начале занятий и её поддержания на протяжении всего дня.

Второй вид – это упражнения и игры направлены на установление контакта между участниками, осознание и восприятие эмоциональных состояний участников группы, на развитие наблюдательности, способности понимания свойств, качеств, состояний и отношений между людьми и группами.

И третий вид составляют упражнения и игры на приобретение обратной связи. Именно здесь вырабатывается прочная связь между участниками. Независимо от типа тренинга работа начинается с создания работоспособности, целью которой является организация групповой атмосферы.

Источник: http://psihomed.com/senzitivnost/

Сензитивность: что это такое, симптомы и методы лечения

Сензитивность – особенность характера человека, в психологии под этим термином понимают определенное поведение и характеристики личности: человек часто робеет в незнакомой ситуации, испытывает стеснение, чувство тревоги, боится новой ситуации общения с другими людьми. В целом это явление характеризует чрезмерную чувствительность личности к различным окружающим ее событиям и явлениям.

Такая повышенная чувствительность к обстоятельствам может соответствовать определенному возрасту или сохраняться как характерологическая особенность в течение всей жизни. Она в процессе жизни может сглаживаться, а иногда нарастает ее проявление. Это связано с событиями, которые переживает человек.

Причины появления

Для появления сензитивности существует ряд причин:

  • наследственность;
  • органические поражения мозга;
  • особенности воспитания;
  • возрастные периоды.

Под наследственностью нужно понимать темперамент, который передается ребенку от родителей. Сила и скорость нервной системы (это и есть темперамент) сказывается на восприимчивости человека различных жизненных ситуаций.

Люди с меланхоличным типом темперамента более всех склонны к проявлению чувствительности. Они сильно впечатлительны, мнительны и тревожны. Тяжело им переживать обиды и неудачи, склонны к обвинению во всех бедах, прежде всего, себя. Флегматики и сангвиники, наоборот, меньше реагируют на жизненные перипетии.

Существует понятие «семейной тревоги», когда повышенная чувствительность характерна не только для одного человека, но для всей семьи. Здесь опасения и страхи касаются здоровья, конфликтов, длительного отсутствия членов семьи.

Сдают нервы?

Ощущаете постоянную усталость, депрессию, и раздражительность? Узнайте про средство, которого нет в аптеках, но которым пользуются все звезды! Чтобы укрепить нервную систему, достаточно просто…

Рассказывает наша читательница >>>

Люди с органическими поражениями мозга также характеризуются повышенной чувствительностью в различных ситуациях. Сензитивность является одним из симптомов их основного заболевания. Она проявляется вместе с раздражительностью, утомляемостью, головокружением, тошнотой и другими симптомами.

Под особенностями воспитания нужно понимать эмоциональное отвержение ребенка родителями, излишняя строгость, различного рода моральное насилие в семье и другие неправильные методы воспитания.

Психика ребенка слишком восприимчива к подобным ситуациям.

Они могут являться для него психологической травмой, которая, закрепляясь в подсознании, приводит к развитию повышенной чувствительности к определенным жизненным проблемам.

Когда к ребенку выдвигают слишком много требований, он испытывает страх несоответствия им. Такие переживания могут закрепляться в характере маленького человечка, проявляясь через повышенную чувствительность.

Многие ученые (Выготский, Ананьев, Запорожец и другие) говорили о сензитивных возрастных периодах, когда человек восприимчив к окружающим его воздействиям. Здесь это явление характеризуется с положительной стороны, так как означает период усиленного восприятия ребенка и взрослого человека к развитию определенных качеств и умений.

Например, в 2-3 года у ребенка активно образовываются новые слова, он учится говорить и формировать предложения. Если правильно пользоваться такими периодами в жизни ребенка, он сможет всецело познавать окружающую его действительность с помощью значимого для него взрослого.

Проявления повышенной чувствительности

Среди основных симптомов повышенной впечатлительности можно выделить:

  • стеснительность;
  • впечатлительность в мелких ситуациях;
  • робость;
  • чувство несостоятельности, формирование комплекса неполноценности;
  • длительное переживание событий, которые должны произойти или уже состоялись;
  • тревожность;
  • барьеры в общении с другими людьми;
  • замкнутость;
  • восприимчивость к чувствам и проявлениям характера окружающих людей.

Восприимчивый человек эту черту характера может проявлять по-разному. Он оценивает речь, поведение, может делать правильные выводы о настроении собеседника. Чувствительный человек с первых минут общения обращает внимание на внешность, речь, поведение других людей. Такие люди способны прогнозировать ощущения и мысли других. Они принимают индивидуальные особенности окружающих.

Такие умеренные проявления сензитивности не являются отклонениями поведения человека.

Но если наблюдается гиперчувствительность, человек не может спать перед волнующим событием, не может полноценно отдыхать после него или какого-либо сложного разговора, это плохо сказывается на психическом и физическом его самочувствии. В этом случае необходима консультация специалиста психолога, психотерапевта или психиатра.

Ощущение собственной несостоятельности, ущербности, минимальная социальная активность, тревожность, длительное болезненное переживание жизненных перемен – первые тревожные звоночки, которые свидетельствуют о необходимости консультации специалиста.

Повышенная чувствительность, впечатлительность может помешать человеку в получении профессии, самореализации, налаживании счастливой личной жизни, адаптации в социуме. Поэтому сензитивность — патология, с которой лучше бороться.

Методы коррекции и лечения

Если не предпринимать попытки поддержки нервной системы, не работать с чувствами тревожности, обиды, правильно не проживать сложные жизненные ситуации, сензитивность может трансформироваться в акцентуацию характера и психопатию.

Чтобы это предотвратить, нужно правильно справляться с повышенной чувствительностью.

Медикаментозная терапия

Сензитивность не является отдельной нозологической единицей (психическим заболеванием), но относится к одним из симптомов сложных психических болезней, а также патологией развития личности, если не работать над этой характерологической особенностью.

Когда используются медицинские средства? Препараты врачи назначают при сильно выраженных проявлениях повышенной чувствительности.

Если у человека наблюдается сильная тревожность, склонность к депрессивному поведению, психиатр (психотерапевт) назначает антидепрессанты, успокаивающие средства.

В случае, когда человек переживает по поводу предстоящего события, могут назначаться снотворные препараты, помогающие человеку расслабиться и хорошо отдохнуть.

Психотерапевтические методы

Для преодоления последствий неправильного воспитания, уменьшения проявлений меланхолического типа темперамента, коррекции при органических поражениях мозга используются не только медикаментозные средства.

Повышенная чувствительность снижается в своей интенсивности в комплексном решении проблемы.

Специалисты активно используют несколько методов психотерапии:

  • гештальт-терапию;
  • психоанализ;
  • гипноз;
  • индивидуальную терапию.

Гештальт-терапия используется в прорабатывании ситуации «здесь и сейчас». В работе со специалистом пациент имеет возможность проявить всю свою эмоциональность, чувства. Эмоции могут нести как положительную, так и отрицательную окраску.

Но только отреагирование эмоций не дает терапевтического эффекта. Специально обученный гештальт-терапевт помогает человеку сделать анализ и оценку своих чувств, образов и переживаний.

Для проработки важно текущее состояние пациента, так как картинка происходящих событий и эмоций формируется в процессе работы.

Методы психоанализа направлены на проработку прошлого опыта человека. Особенно часто такие методы используются при повышенной чувствительности, которая возникла по причине неправильного воспитания и эмоционального отвержения родителями своего ребенка. В этом случае формируется позитивный образ прошлого, прорабатываются травмирующие ситуации, которые привели к этой чувствительности.

Гипноз специалисты применяют для закрепления конкретного посыла в психике. Это работает при выраженном чувстве неполноценности, ориентира на неудачу и сниженного уровня притязаний.

Методы индивидуальной психотерапии Адлера. В этом направлении задача психолога, психотерапевта или психиатра сформировать позитивную картинку будущего у человека с повышенной тревожностью, сложной адаптацией в социуме при социальной гиперчувствительности.

Повышенная чувствительность к окружающим событиям, переживания и тревожность значительно ухудшают процесс самореализации и адаптации в окружающей среде человека.

Для решения этой проблемы важно вовремя обратиться к специалисту, который поможет физиологически и психологически поддержать пациента.

Редькина Людмила Леонидовна, психолог

Источник: https://depressio.ru/slovar-terminov/46-senzitivnost.html

Сензитивность – возрастная, определение и понятие

Одной из психических сфер жизни человека являются его эмоции. Дети считаются самыми эмоциональными, поскольку с годами люди начинают контролировать и управлять своими эмоциями.

Сензитивность подразумевает повышенную чувствительность к различным внешним обстоятельствам у человека, который не научился контролировать свои эмоции и видит мир немного в искаженном свете.

Таким образом выделяется возрастная сензитивность, которая говорит о том, что в каждом возрасте уровень эмоциональности отличается.

Если брать взрослых людей, то можно говорить о том, что более эмоциональными являются женщины, нежели мужчины. Это в первую очередь интернет-журнал psytheater.

com связывает с воздействием гормонов, которые ежемесячно вырабатываются женским организмом для возможного появления новой жизни.

У мужчин тоже есть эмоции, которые часто возникают в стрессовых ситуациях, при виде красивых женщин, в момент достижения успеха или столкновения с неудачами.

Мужчины и женщины часто забывают об одной вещи, которая влияет на то, почему они иногда друг друга не понимают: они не похожи друг на друга. Женщины являются очень эмоциональными существами, а мужчины – рациональными. Вот почему женщины могут «сделать из мухи слона», а мужчины, наоборот, из любой проблемы делают ерундовую ситуацию.

Женщины смотрят на мир так же, как и мужчины. Но порой случается так, что женщину захлестывают эмоции. Мужчины могут вспомнить на собственном примере, как тяжело контролировать свои эмоции, когда они бушуют внутри. А эмоции у женщины могут появиться по любому поводу.

Вот почему, когда что-то случается, женщина начинает развивать события, делать их более трагическими, захватывающими, что не соответствует реальности. Тяжело думать разумно, когда эмоции бушуют.

Вот почему женщина часто нападает на мужчину, когда тот сделал что-то, с ее точки зрения, неприятное.

Мужчины более рациональные существа. Они умеют контролировать собственные эмоции, хоть и не всегда. Но в большей степени они трезво оценивают ситуацию, не добавляя в нее то, чего нет.

Мужчинам нужно дать женщинам всю необходимую информацию, чтобы им не захотелось «пилить» их мозг. Женщины делают «из мухи слона», потому что они в чем-то не уверены, чего-то не знают, не обладают информацией. Дайте им все, что нужно, чтобы не «раздувать проблему». Ведь, по сути, вы получаете по заслугам, когда женщины на вас начинают нападать с обвинениями.

Вы не виноваты в том, в чем женщины вас обвиняют, но вы виноваты в том, что не рассказали им о том, что же на самом деле происходило. Ваша привычка замалчивать заставляет женщин заполнять пустующее место той информацией, которой им удобно ее заполнить. Вы, возможно, действительно ничего не сделали.

Но вы и не дали женщине всей необходимой информации, чтобы она не додумывала ситуацию сама.

Женщины – эмоциональные существа. И под действием эмоций они могут придумать такое, чего не было на самом деле. Дайте женщинам все, что им нужно знать. И тогда даже эмоции не заставят их думать о вас плохое.

Однако такое поведение свойственно не только женщинам. Есть категории мужчин, которые тоже преувеличивают случившееся. Наибольшей эмоциональностью обладают подростки и маленькие дети.

Что такое сензитивность?

Теперь перейдем к терминологиям: что такое сензитивность? Под ней понимается повышенная чувствительность к внешним обстоятельствам с дальнейшим тревожным ожиданием чего-то плохого. Простыми словами люди называют сензитивность «деланием из мухи слона».

Сензитивность может сопровождаться такими качествами характера:

  • Робость.
  • Категоричная самокритика.
  • Низкая самооценка.
  • Склонность к длительным переживаниям.
  • Повышенная чувствительность, эмоциональность.
  • Застенчивость.
  • Комплекс неполноценности.

С возрастом сензитивность может снижаться, если человек научается контролировать свои эмоции и переживания. А этот процесс является неизбежным.

Хотя у каждого взрослого человека уровень сензитивности отличается, что зависит также от его наследственных предрасположенностей, нервной системы, темперамента и прочих физиологических данных. Также человек должен прикладывать усилия, чтобы контролировать свои эмоции.

Порой это происходит незаметно для человека, а с некоторыми эмоциями индивид вынужден бороться осознанно и с приложением усилий.

Синонимами сензитивности являются чувствительность и сенситивность. Противоположным термином является нечувствительность, которая проявляется в равнодушии, невнимании и бестактности к людям, отсутствии каких-либо физических ощущений.

Каждый человек проходит через периоды становления своей эмоциональности. Поскольку трудно наблюдать за собой в детском возрасте, то эмоциональность детей можно отмечать за другими людьми. Дети практически не умеют контролировать свои эмоции, порой полностью им отдаваясь. Однако по мере развития человек постепенно научается контролировать некоторые свои переживания.

В подростковом возрасте возникает такой феномен, как юношеский максимализм, когда подростки остро реагируют на различные внешние обстоятельства, преувеличивая значения всех событий. Также они преувеличенно смотрят на собственные возможности и желания.

По мере того, как человек сталкивается с реальными событиями и прочими обстоятельствами, когда его желания не удовлетворяются, он либо застревает в своих эмоциональных переживаниях (таким образом развивается депрессия), либо начинает менять себя, чтобы научиться адекватно реагировать на происходящее и быть гибким в совершении действий, что позволит достичь различных целей.

Мудрецы говорят о том, что человек, который умеет контролировать свои эмоции, способен многого достичь и построить жизнь такой, какой он хочет ее видеть.

Здесь необходимо уметь управлять не только эмоциями, но и мыслями, которые как раз-таки и формируют те эмоции, которые человек испытывает в той или иной ситуации.

Вот почему даже существует такая поговорка: «Если не можете изменить ситуацию, тогда измените свое отношение к ней».

перейти наверх

Сензитивность в психологии

Под сензитивностью в психологии понимается качество, когда человек переживает неуверенность в себе, ранимость и повышенную чувствительность. Такой человек обладает следующими характеристиками:

  1. Жалуется на недружелюбность окружающих, из-за чего он не способен с ними наладить связи.
  2. Жалуется на то, что его никто не понимает и не воспринимает.
  3. Считает себя плохим, недостойным, хуже, чем остальные.
  4. Из-за застенчивости и скованности не способен справиться с личными проблемами.
  5. Сосредотачивается на собственных переживаниях.
  6. Сомневается в собственных решениях и мыслях.
  7. Чувствует ранимость и совестливость.

Данные качества могут проявляться время от времени или постоянно.

Сензитивность проявляется в виде отношения человека к миру как к враждебному. Он избегает ситуаций, особенно если они ему неизвестны и чем-то грозят, поскольку испытывает страх и не способен с ними справиться. Такой человек избегает новых знакомств, выступлений перед публикой и прочих социальных контактов с людьми, которые могут его чем-то обидеть.

Сензитивность отличается по уровням в зависимости от темперамента и личных качеств человека. Она может быть результатом депрессии, психических расстройств.

Уровень сензитивности определяется тем, с какой силой внешние обстоятельства должны воздействовать на человека, чтобы вызвать в нем переживания.

Так, одни обстоятельства на одного индивида никак не повлияют, а у другого вызовут бурю эмоций.

Чтобы снизить свой уровень чувствительности, лучше обратиться к психологу, который выявит причины высокой эмоциональности и поможет их устранить.

перейти наверх

Возрастная сензитивность

Под возрастной сензитивностью понимается чувствительность к определенным внешним проявлениям мира, на которые реагирует человек достаточно высоко.

Помимо эмоциональности, которая влияет на поведение человека, следует знать о том, что в каждом возрастном периоде человек становится более склонным к появлению конкретных навыков.

Это объясняется мозговой деятельностью, которая в каждом конкретном возрасте направлена на определенные объекты внешней среды. Так, возраст 2-3 лет считается самым благоприятным для изучения языков.

Несомненно, в другие годы человек может заниматься обучением и развитием навыков, однако специалисты утверждают, что это будет сопровождаться определенными сложностями и трудностями, которые будут требовать немало усилий.

Возрастная сензитивность является условной. Каждый человек индивидуален в том, в каком возрасте он становится более склонным к обучению и получению тех или иных знаний.

перейти наверх

Тренинг сензитивности

Существуют тренинги сензитивности, на которых люди научаются воспринимать эмоции окружающих, понимать причины их возникновения, наблюдать причинно-следственные связи и предсказывать их. Тренинги сензитивности называют «группами встреч».

Выделяют такие виды сензитивности:

  1. Наблюдательская – умение запоминать, что говорил и как выглядел другой человек.
  2. Номотетическая – выделение типичных характеристик людей определенной группы, чтобы быть способным прогнозировать их поведение.
  3. Теоретическая – интерпретация чужих мыслей, эмоций и поведения.
  4. Идеография – понимание своеобразия поведения других людей.

Таким образом, тренинги направлены на то, чтобы понимать эмоции других людей и уметь их прогнозировать, зная причины возникновения.

Если понимать причины, которые вызывают у другого человека конкретные эмоции, то можно влиять на него, а также легко устранять конфликты, которые являются такими частыми между людьми.

Замечайте, как в вас возникают страхи и волнения. Что-то происходит, но не так, как вам хотелось бы, — это вызывает у вас волнение. Вы начинаете додумывать, догадываться, фантазировать, что соответствует вашему волнению. Вы еще больше вызываете у себя тревожное чувство, веря в это больше, нежели в то, что вы переживаете по тому, чего не произошло и может не произойти.

И когда в поле зрения попадает человек (вещь, ситуация), с которым это волнение связано, вы начинаете ссориться, быть недовольными, обороняться, даже если ничего плохого еще не произошло. В реальном мире произошел некий казус, на который можно вообще не обращать никакого внимания.

А вы на основе своего волнения сделали целую драму и еще в чем-то обвиняете другого человека или мир в целом.

Замечайте, когда у вас возникают волнения и страхи. Возвращайтесь к ситуации, которая произошла в реальности, не позволяя себе придумывать, додумывать и о чем-то догадываться.

Смотрите только на то, что произошло на самом деле, без додумываний! После этого начните концентрироваться на том, какое состояние у вас было до сложившейся ситуации, на том, чего вы хотите, на том, что произошло в реальности без всяких фантазий.

Поймите, что многие проблемные ситуации возникают не потому, что что-то произошло в реальном мире, а потому, что вы переживали. Из-за этого сделали из малейшей неприятности целую катастрофу, поскольку поверили в то, что должна случиться катастрофа, а не в то, что произошла маленькая неприятность, которую просто нужно мимо себя пропустить или решить.

Не позволяйте страхам и волнениям брать верх. Концентрируйтесь на том, что действительно произошло, и на том, чего вы хотите достичь по окончании всей ситуации. Ведь в итоге вы получаете то, о чем думаете, во что верите, на что направляете свои силы.

Отключите свои эмоции! Равнодушно смотрите на происходящее. Пофигизм – это отсутствие эмоций, но это еще не значит, важно вам что-то или нет.

Вы просто равнодушно (неэмоционально) смотрите на мир, позволяя другим людям делать то, что они считают нужным. Отключите эмоции. Просто смотрите на происходящее без эмоций, так, как оно происходит, а не так, как вам рисует ваша фантазия.

Лучше видьте то, что реально, а не то, что продиктовано вашими страхами, эмоциями и ошибочными суждениями.

перейти наверх

Итог

Сензитивность является качеством, которое меняется с годами. Однако некоторые люди застревают на определенном этапе своего развития, когда их тело продолжает расти и стареть, а психика остается на прежнем уровне развития. Здесь человеку необходимо прилагать усилия, чтобы уровень чувствительности его менялся, а эмоции не находились на уровне реагирования 5-летнего ребенка.

Источник: https://PsyTheater.com/senzitivnost.html


‘;
blockSettingArray[6][“minSymbols”] = 0;blockSettingArray[6][“minHeaders”] = 0;
jsInputerLaunch = 15;

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мое Здоровье