Вытеснение


Вытеснение

Вытеснение – это одна из главных психологических вторичных защит, выступает как мотивированное активное забывание. Вытеснение также называют подавлением и репрессией. Первым внедрил в науку это понятие З. Фрейд.

Он уверял, что вытеснение это в психологии главный механизм формирования и становления бессознательного человека. Функция репрессии лежит в уменьшении для психической сферы индивида спектра переживаний неприятных эмоций за счет убирания из воспоминаний сознания тех переживаний, событий, какие вызывают эти трудные чувства.

Идея данного механизма такая: нечто забывается, выбрасывается из сознания и сохраняется вдали от осознания психикой человека.

Вытеснение в психоанализе

Идеи о вытеснении занимали большое и значимое место в знаниях и концепциях деятельности психики в психоанализе.

Обозначая такой механизм психики, как вытеснение по Фрейду, психоаналитики подразумевают попытку психики не проживать в сфере реальности события, что травмируют и тревожат личность.

Психоаналитик заявлял, что вытеснение есть важным защитным механизмом от внутриличностного конфликта меж Идеал-Я и Оно, контроль над запретными желаниями и импульсами.

В начале ХХ столетия Зигмунд Фрейд описал собственное видение процесса вытеснения, и значительное время считал его собственным правом на первенство в этом открытии. Но, по прошествии некоторого времени О.

Ранк, венский психоаналитик, нашел и изучил значительно ранние труды философа-немца Шопенгауэра, в которых вышеописанное понятие, как вытеснение по Фрейду было похоже описано, и показал ему это. В базовую идею психоанализа действительно легла мысль о вытеснении.

Его понимание о существовании необходимого условия вытеснения – детские комплексы, интимные желания ребенка, инстинкты.

Фрейд в собственных работах не выделял единственного обозначения данному процессу.

Ученый заявлял о нем, как о возможности психического акта осознавать то, что остается неосознанным; как о повороте на глубокий и более ранний этап формирования психического акта, процессе сопротивления; забывание, в ходе какого становится невозможно вспомнить; защитной функцией психики личности.

Отталкиваясь от вышеизложенного, обнаруживается сходство вытеснения с регрессией и с сопротивлением в традиционном психоанализе. Психоаналитик замечал во время чтения лекции, что, невзирая на существенное сходство, вытеснение содержит в себе динамические психические процессы, взаимодействует с пространственной позицией, а регрессия имеет описательную характеристику.

Невроз есть основным проявлением такого процесса как вытеснение.

В своей науке Фрейд изучал вытеснение как следствие влияния наружных факторов и внутренних импульсов индивида, что есть несоотнесимым с его нравственными взглядами и эстетическими позициями.

Данное противостояние желания индивида и его моральных установок приводит к внутриличностному конфликту. Такие события, чувства личности, что привлекли к внутреннему столкновению, убираются из сознания индивида и забываются им.

На человеческом жизненном пути происходит травматическое событие или переживание, в этот момент сознательное принимает решение, что данное переживание ему мешает, не стоит держать в памяти все, что с ним связано.

И далее соответственно оно забывается, вытесняется в глубину подсознания.

На месте данного воспоминания возникает пустота и психика пытается восстановить событие в памяти, или же заполнить его другим: фантазией, иной действительностью из жизни индивида, что могла происходить в иное время.

Примеры вытеснения в психологии Фрейд доступно излагал на модели проведении своей лекции. Он рассказывал, как во время прочтения лекции один из студентов ведет себя неадекватно: говорит, шумит, мешает другим.

Тогда лектор заявляет, что отказывается дальше читать лекцию, пока нарушитель находиться в аудитории. Среди слушателей находится несколько человек, что возлагают на себя обязанность выдворить шумящего за дверь и непрерывно быть на страже, не пускать его назад.

По сути, неугодный человек был вытеснен. Преподаватель может продолжать свою работу.

https://youtube.com/watch?v=iTVs-TzoaKU

Эта метафора описывает сознание индивида – происходящее в аудитории во время лекции, и подсознание – то, что за дверью. Слушатель, выдворенный за дверь, возмущен и продолжает шуметь, пытается попасть обратно в аудиторию. Тогда есть два варианта решения данного конфликта.

Первый – находится посредник, возможно, это сам лектор, который договаривается с нарушителем, и на взаимовыгодных условиях конфликт разрешается, дальше вытесненное психикой в подсознание возвращается в память человека при здоровом осознании.

Таким посредником может выступать психотерапевт.

Второй вариант менее дружелюбный – охранники не пускают вытесненного нарушителя, успокаивают его за дверью.

Тогда изгнанный будет пытаться попасть обратно в аудиторию, использую разные способы: может проскочить, когда охранники будут отдыхать, переодеться и пройти неузнаваемым.

Используя такую метафору, мы представляем те вытесненные воспоминания, что в разные времена и периоды будут появляться на поверхности памяти в измененном образе. Все мы используем вытеснение, забываем травмирующее, подавляем неугодные чувства.

Сложности заключаются в том, что человек вплоть до последнего момента не знает, во что забытое у него выльется на поверхности. Индивид сам не соображает, что может быть вытеснено. На поверхности мы можем видеть определенные эмоции, психотические или невротические реакции, симптомы болезней.

Различные неврозы – это примеры вытеснения в психологии. Психотерапевты в частности говорят, что все тайное обязательно становится неврозом. Исследуя невротические расстройства своих пациентов, Фрейд дошел к умозаключению, что полное вытеснение неугодных желаний, чувств, воспоминаний для невротиков было невозможно.

Они убирались из сознания индивида, но продолжали быть в подсознании и посылать оттуда сигналы. Для процесса выздоровления невротической личности необходимо провести симптом болезни тем путем, которым было проведено вытеснение события из сознания в подсознательное.

А потом посредством преодоления противодействия личности возобновить вытесненное в сознании и в хронологии памяти человека.

Психоаналитики в терапии с невротичными клиентами сначала работают с очевидным, далее, снимая один слой за другим, углубляются в подсознание индивида, пока не сталкиваются с огромным сопротивлением. Присутствие сопротивления и есть главным сигналом, что терапия движется верным путем. В случае не прохождения сопротивления психики, результат не будет получен.

Начиная работать с невротическими и истерическими личностями, Фрейд пришел к пониманию, что вытеснение будет являться причиной тревоги. В ходе накопления знаний его версия перетерпела изменений, он стал полагать, что механизм репрессии был результатом тревоги, а не ее причиной.

В ходе своих трудов З.Фрейд привносил уточнения в психоаналитическое видение вытеснения. Сначала он изучал данное явление исключительно в ракурсе защиты.

Далее вытеснение в психоаналитическом направлении представлялось в таком контексте: «вытеснение первичное», «послевытеснение», «возвращение вытесненного» (сновидения, невротические реакции).

Потом опять вытеснение изучалось как возможность психологической защиты психики индивида.

Отец психоанализа доказывал, что абсолютно все вытеснения совершаются в детском раннем возрасте, а все следующие годы жизни сохраняются старые вытесненные механизмы, которые имеют влияние на механизмы совладания с запретными желаниями, импульсами, внутренними подавленными конфликтами. Новые вытеснения не возникают, это происходит благодаря механизму «послевытеснения».

Психоаналитические взгляды на вытеснение формировались и изменялись в ходе всего времени развития науки психоанализа.

В следствии обозначения строения психики Фрейд определил, что вытеснение есть результатом деятельности Сверх-Я, какое исполняет вытеснение, или по его указанию это делает покорное Я.

Репрессия (или вытеснение) является базовым механизмом, родоначальником всех защитных процессов психики индивида.

Вытеснение – психологическая защита

Говоря о защитных механизмах психики человека, мы можем обозначить один из наиболее важных – вытеснение или репрессия.

Как утверждал отец психоанализа Зигмунд Фрейд: вытеснение это в психологии родоначальник и праотец всех форм защитных процессов психики. Сутью репрессии считается оправданное забывание чего-либо и содержание его под контролем в подсознании.

Такое подконтрольное забывание может применяться к травматическим событиям, опыту, чувствам, фантазиям, ассоциациям, что связаны с пережитым опытом.

Вытеснение может реализоваться в двух моментах: предупреждает появление негативной реакции путем удаления из сознательной части в бессознательную травмирующих воспоминаний, запретных желаний; удерживает и контролирует в бессознательном вытесненных желаний, импульсов, влечений.

Примерами вытеснения в психологии могут выступать так называемые «военные неврозы» или реакции ПТСР, опыт пережитого насилия человеком, когда пострадавший не может возобновить в памяти травматические события, пережитые чувства, свое поведение. Но человека мучают вспышки осознанных или неосознанных воспоминаний, флешбеки, кошмарные или назойливые сновидения. Подобное явление Фрейд назвал «возвращением репрессированного».

Следующим примером репрессии в психологии мы рассматриваем вытеснение в подсознание ребенка желаний и импульсов, что его пугают и есть запретными, с позиции социальных и моральных норм воспитания, но являются его нормальным развитием. Так, в период развития Эдипового комплекса ребенок с помощью своего Сверх-Я подавляет (вытесняет) половые импульсы к одному из родителей и желание уничтожить другого. Он учится вытеснять запретные желания в свое бессознательное.

Также к явлению вытеснения в обыденной жизни можно отнести банальное забывание говорящим имени человека, с которому возможны вытесненные подсознательные неприятные чувства, негативное отношение самого говорящего.

Во всех рассмотренных выше примерах вытеснения: глубокая травма, что мешает полноценной жизни, нормальный этап развития и банальное забывание в повседневной жизни просматривается необходимая природная адаптация психики. Ведь если человек будет постоянно осознавать все свои чувства, мысли, переживания, конфликты, фантазии, то он в них потонет. Значит, вытеснение играет положительную функцию в существовании индивида.

Когда же репрессия будет нести негативную роль и создавать проблемы? Для этого есть три условия:

— когда репрессия не выполняет свою основную роль (то есть надежно охранять вытесненные мысли, чувства, воспоминания, чтобы они не мешали индивиду полноценно адаптироваться к жизненным ситуациям);

— когда мешает человеку двигаться к направлению позитивных изменений;

— исключает использование других способов и возможностей преодоления трудностей, что были бы более успешными.

Подводя итоги, можем суммировать: вытеснение может применяться к перенесенному травматическому опыту человека; к аффектам, чувствам, воспоминаниям, связанными с перенесенным опытом; к запретным желаниям; потребностям, что не могут реализоваться или предусматривается наказание за их реализацию. Вытесняются некоторые события из жизни, когда человек ведет себя неприглядно; враждебное отношение; отрицательные чувства, черты характера; Едипов комплекс; комплекс Електры.

Чтобы вытеснения не создавали индивиду проблемы в виде неконтролированных воспоминаний, навязчивых мыслей, невротических реакций, симптомов болезни, человеку необходимо достичь определенной меры самоидентичности и целостности личного «Я». Если в раннем детстве человек не имел опыта обретения сильной идентичности, то неприятные чувства индивида имеют склонность контролироваться с помощью примитивных защитных механизмов: проекция, расщепление, отрицание.

Не все ситуации, связанные с забыванием или игнорированием относятся к вытеснению. Есть проблемы в памяти и внимании, которые зависят от других причин: органические изменения мозга, индивидуальные черты, отбор важной информации от неважной.

Источник: http://psihomed.com/vyitesnenie/

Вытеснение: защитный механизм психики

Вытеснение в психологии – распространенное понятие, обозначающее механизм психической защиты, связанный с удержанием от осознания определенного психологического содержания. Это явление было обнаружено Зигмундом Фрейдом в начале прошлого века и является одним из важнейших открытий психоанализа и одним из его центральных понятий.

Внешне в жизни вытеснение выглядит как спонтанное забывание той или иной информации, которая может казаться неважной с рациональной точки зрения, однако имеет ценный психологический смысл.

Такое забывание может затрагивать как отдельные моменты – даты, названия, имена, отдельные образы, так и распространяться на целые ассоциативные области и даже на события и временные периоды длительностью до нескольких месяцев.

Что такое вытеснение

Из множества трактовок термина «вытеснение», которые можно встретить в популярной литературе, корректными с психоаналитической точки зрения можно считать две:

  1. В раннем психоанализе вытеснение – это действие психики по устранению из сознания представления, мысли, образы, воспоминания, которые связаны с влечениями.
  2. В более поздних исследованиях вытеснением называется защитный механизм высшего порядка, сложное явление, применимое как к отдельным мыслям или образам, так и к опыту в целом, к аффекту, к фантазиям и желаниям. Важное значение при этом имеет не только устранение содержания из сознания, но и процесс удержания этого содержания в бессознательном.

Вытеснение в широком смысле считают универсальным и базовым психическим процессом, так как именно этот механизм лежит в основе формирования бессознательного как отдельной области психики.

Те импульсы и влечения, репрезентации которых вытесняются и перестают осознаваться, на протяжении всей жизни остаются частью психики и влияют на формирование личности и характера, на эмоциональные реакции, переживания и принимаемые решения.

Вытеснение – это элементарная защита Эго (той части психики, которую мы называем собственно «Я»). Психика каждого человека прибегает к использованию вытеснения в самом начале жизни (начиная с полутора лет), и по мере взросления возвращается к этой защите в те моменты, когда не срабатывают или оказываются недоступны более гибкие и сложные способы защит.

Urs Fischer

У некоторых людей вытеснение становится базовым способом реагировать на внутренние конфликты, что приводит к развитию определенного типа личности – истерического или диссоциативного (в тех случаях, когда вытеснение охватывает всю личность в целом и становится диссоциацией).

Частный случай вытеснения, когда объем и качество вытесненного материала оказывается разрушительным для личности и вызывает патологические изменения, касается вытеснения целых значительных участков воспоминаний, длительных периодов времени.

Часто такому масштабному вытеснению подвергаются воспоминания о физическом (в частности, сексуальном) насилии в детском возрасте или другой травматический опыт.

В результате может развиваться посттравматическое стрессовое расстройство, а если это происходит в раннем детстве — диссоциативное расстройство личности – личность человека в этом случае как бы распадается на несколько осколков, не связанных друг с другом.

India Lawton

В редких случаях каждый из этих «осколков» демонстрирует удивительные адаптивные способности психики и формирует самостоятельную функционирующую личность. Такие случаи называют раздвоением личности или множественными личностями.

Что именно вытесняется

При нормальном, не патологическом вытеснении в том смысле, который придает ему современный психоанализ, вне сознания оказываются представления, идеи, образы и мысли, связанные с влечением.

Например, если человек страстно желает сексуальной связи с тем, с кем ее желать нельзя– он вытесняет все мысли о связи с этим человеком, однако сексуальное возбуждение остается и ищет удовлетворения в другом объекте — более приемлемым в социальном и моральном смысле (замещение – еще одна защита).

Примером может послужить гомосексуальное влечение в традиционном обществе с запретом на гомосексуализм.

India Lawton

Нэнси Мак-Вильямс указывает на то, что для использования репрессии (еще одно названия вытеснения) по отношению к эмоциям психика должна быть достаточно развита, и обладать чувством целостности собственного Я. У тех, чей ранний опыт не позволяет обрести эту целостность, неприятные и беспокоящие чувства обычно сдерживаются более примитивными защитами – такими, как отрицание, проекция или расщепление.

У здорового человека примером вытеснения может быть временное забывание в разговоре имени человека, к которому есть неприятные (или напротив, приятные и непозволительные) чувства.

У маленьких детей вытесняются обычно агрессивные фантазии по отношению к родителям – например, желание убить одного из родителей, чтобы полностью завладеть другим.

То есть наиболее часто подвергаются репрессии те элементы эмоциональной жизни, которые вступают в конфликт с другими: желание того, что может навредить другим, или ненависть к тому, кто одновременно симпатичен. Провоцируют вытеснение также и желания, противоречащие морально-этическим нормам – например, желание украсть что-то или совершить другое преступление.

Urs Fischer

Что происходит потом

Вполне адаптивным и простым выглядит механизм работы вытеснения: человеку очень хочется чего-то, но это невозможно получить, и тогда человек «забывает» о желаемом, и вроде бы получает выгоду?

Но не все так просто: психоаналитики заметили, что, во-первых, даже будучи вытесненными в бессознательное образы и идеи продолжают активную деятельность внутри психики в попытках вернуться в сознание и «захватить контроль», чтобы-таки получить свой шанс на удовлетворение. А во-вторых, само влечение не всегда может быть вытеснено и это чувство неудовлетворенного желания остается актуальной задачей.

В результате получается бессознательный динамический процесс, который тратит силы человека на выполнение неразрешимой задачи. Вытеснив представления желаний психика зачастую не избавляется от них полностью, а лишь нагружает мозг постоянной работой по удерживанию желаний в бессознательном.

Когда начинаются проблемы

Репрессия становится помехой для полноценного функционирования психики в следующих случаях:

  1. Механизм не выполняет своей функции, то есть недостаточно хорошо удерживает от осознания беспокоящие мысли и эмоции, в результате чего у человека не освобождается достаточно сил и времени.
  2. Становится преградой для каких-либо позитивных аспектов нового опыта, то есть – не дает человеку жить полной жизнью, «скрывая» от него ценные аспекты эмоциональной жизни.
  3. Действует в тех случаях, когда более удачно было бы применить другие способы реагирования. Эта проблема характерна для истерических личностей и влечет за собой определенные трудности в отношениях и социальной жизни.

Действие репрессии неразрывно связано с чувством тревоги. Парадоксально то, что тревога может вызывать импульс к вытеснению, чтобы избавиться от тревожащего фактора, но одновременно вытесненный материал может провоцировать у человека чувство неясной, «плавающей» тревоги.

Vinti

Как это работает

Зигмунд Фрейд разработал несколько теорий, касающихся структуры процесса вытеснения в разных его формах. В настоящее время обычно рассматриваются три этапа этого процесса:

  1. Первичное вытеснение. На этом этапе из сознания устраняются элементы, которые первоначально связаны с влечением. Из этих вытесненных репрезентаций влечения затем создается бессознательное «ядро вытеснения», которое подобно магниту притягивает другие элементы психики, подлежащие вытеснению.
  2. Собственно, вытеснение как процесс устранения от осознания представлений и образов, который вызывает одновременное возникновение тенденции к возвращению вытесненного.
  3. Возврат вытесненного. Это волнующий и загадочный процесс, который мы наблюдаем в виде сновидений, разного рода симптомов (психических и соматических), ошибочных действий и так далее.

Эти этапы характеризуют вытеснение в широком смысле. В то время как собственно вытеснением (как динамическим процессом), строго говоря, является второй этап, и хронологически третий этап скорее присоединяется к этому процессу, а не сменяет его.

Jesse Draxler

Возврат вытесненного

Возвратом называется процесс, при котором бессознательным элементам, которые были вытеснены, удается вновь появиться в сознании. При этом конкретные представления, как правило, меняют форму, искажаются под воздействием вытеснения и проявляются только в тех состояниях, которые меньше всего находятся под контролем.

Например, по сигналам, которые подают нам эмоционально заряженные образы из сновидений, мы можем распознать то или иное вытесненное содержание.

Стоит обращать внимание на сны, которые вызывают сильную эмоциональную реакцию – страх, сексуальное возбуждение, эйфорию и другие. Особенно важно стараться понять эмоциональный смысл тех образов, которые поначалу кажутся бессмысленными.

Процесс возвращения вытесненного материала не равномерен, он может провоцироваться усилением влечения, ослабеванием защит, например, в процессе психотерапии, в измененном состоянии сознания или в психотическом бреду.

Очень часто возращение представлений, которые не удалось вытеснить окончательно, сопровождаются болезненными переживаниями, таким образом выражается сопротивление – еще один защитный механизм. Это может быть неясное чувство вины, стыд, страх, отвращение или ненависть к себе.

Эти чувства наряду с актуальным влечением могут быть весьма интенсивными и вызывать внутренний конфликт, становясь причиной развития невроза.

Одной из задач психотерапии считается возвращение неудачно вытесненного материала и развитие новых способов обращения с влечениями, которые позволят человеку стать более психологически устойчивым и адаптивным.

психолог Василиса Русакова

Источник: https://opsihike.ru/lichnost/vytesnenie-v-psixologii.html

Вытеснение – примеры, психологическая защита

Психика человека – тонкая структура, которая находится под постоянным влиянием самого человека и его окружающей среды, при этом функционирует самостоятельно.

Многое человеком не осознается и не понимается, особенно если виден только результат без осознанности процесса его формирования.

Вытеснение является психологической формой защиты психики человека от внешних стрессовых факторов, на примерах чего можно ознакомиться с ее результатами.

У психики есть несколько способов самозащиты. Что это такое? Интернет-журнал psytheater.com обращает внимание читателей на то, что происходит помимо их воли. Психика с самого детства защищает человека от различных психических травм. Поскольку ребенок является самым уязвимым существом, его психические защиты работают намного быстрее и свободнее, нежели у взрослого человека.

Под психологическими механизмами защиты понимаются программы избегания стрессовых и травмирующих факторов. И здесь у психики есть несколько способов, как это сделать:

  1. Игнорирование.
  2. Проекция.
  3. Фиксация.
  4. Регресс.
  5. Вытеснение, или подавление.

Вытеснение является одним из распространенных форм защиты, к которой индивид может сам прибегать осознанно. Только в таком случае, скорее всего, подавление будет происходить некачественно, каждый раз напоминая о себе в критических ситуациях.

Если же речь идет об естественном механизме вытеснения, когда информация уходит в подсознание и не может быть воспроизведена человеком по его воле, тогда психика ненадолго защитится от стрессовых внешних раздражителей, только не сможет избавить человека от переживаний, которые будут возникать при каждом столкновении с подобными раздражителями.

Ярким примером вытеснения может быть раздражительность человека на малозначительный фактор. К примеру, взрослый мужчина каждый раз раздражается, когда ему звонит мать. Со стороны многим людям может показаться его раздражительность беспочвенной. Мать только звонит, а ее сын уже взбешен.

Однако если обратиться к подсознательным программам, то может выясниться, что психика затолкнула туда все ситуации, когда мать различными своими действиями портила жизнь, настроение своему сыну.

И теперь у сына просто выработался условный рефлекс при виде всего лишь одного упоминания об его маме.

Смежность раздражителей – обязательное условие формирования условных рефлексов.

Как вы полагаете, выработался бы рефлекс у павловских собак, если бы пищу (безусловный раздражитель) приносили спустя 15 минут после звонка (условный раздражитель) или если бы звонок давали уже после кормления? Для установления ассоциативных связей условный стимул должен действовать непосредственно перед или одновременно с безусловно-рефлекторной реакцией.

Каждое из предположений можно рассматривать как особую методику выработки рефлексов, причем не самую эффективную. Действие безусловного раздражителя перед условным называется обратным обусловливанием, в результате образуются очень слабые ассоциации (если вообще образуются). Звонок задолго до кормления называется следовым обусловливанием. Этот метод также неэффективен.

Для формирования устойчивых ассоциаций необходимо следующее:

  • Следить за тем, чтобы условный раздражитель действовал непосредственно перед безусловным и между ними не было «разрывов». Тогда оба раздражителя будут восприниматься как смежные.
  • Многократно и часто применять воздействие смежными раздражителями. Устойчивость ассоциативных связей прямо пропорциональна частоте и количеству повторений.
  • Использовать сильный условный раздражитель.

Стоит предостеречь от кажущейся легкости метода условных рефлексов. На первый взгляд все просто: вы действуете сильным условным раздражителем непосредственно перед безусловным, многократно повторяете всю процедуру – и условный рефлекс сформирован.

Согласно смежности раздражителей, при соблюдении упомянутых выше условий должны образоваться ассоциативные связи. Все было бы очень просто, если бы не некий студент-старшекурсник по имени Роберт Рескорла, который усомнился в том, что смежности раздражителей достаточно для формирования рефлекса.

Он предложил добавить к перечисленным выше правилам еще одно – правило предсказуемости.

Рескорла предположил, что условный стимул должен не только совмещаться с безусловным, но и точно предсказывать его.

Если в одной серии опытов временные промежутки между условным и безусловным раздражителями неравномерны (1 минута, 7 минут, 2 минуты, 12 минут и т. д.), безусловный стимул будет предсказуем.

Условный раздражитель должен применяться таким образом, чтобы организм ожидал появления безусловного раздражителя с определенной долей уверенности.

Рескорла не остановился на достигнутом. Некоторое время спустя, совместно с другим психологом Аланом Вагнером, он внес еще один вклад в теорию обучения. Согласно концепции Рескорлы-Вагнера, эффективность условного стимула прямо пропорциональна его неожиданности.

Если условный раздражитель предсказывает безусловный, между ними устанавливаются ассоциативные связи. На первом этапе ассоциации быстро крепнут. Затем, по мере привыкания субъекта к условному стимулу, прочность ассоциаций перестает возрастать.

Условный раздражитель становится более ожидаемым и соответственно менее эффективным.

Что такое вытеснение?

Понятие «вытеснение» было введено Зигмундом Фрейдом. Под данным термином понимается психологическая защита с целью активного забывания. Из человеческой памяти словно стирается некоторое событие или фактор, который вызывает резко отрицательные неприятные переживания у человека.

Другими понятиями вытеснение определяется как:

Суть вытеснения заключается в том, что психика направляет силы на забывание той информации, которая причиняет боль и сильные переживания, переводя ее в подсознательную часть. Поскольку мозг не может полностью забыть поступившую в него информацию, он может лишь перевести ее из сознательной сферы в подсознательную.

Делается это для того, чтобы психика человека пришла к своему равновесию, поскольку при наличии определенных мыслей или воспоминаний у индивида возникают глубокие и сильные переживания, эмоции, страдания.

Следует напомнить о том, что вытеснение является всего лишь одним из способов устранения негативной информации из памяти.

У одного человека произойдет вытеснение, а у другого сработает другая форма защиты, например, фиксация.

перейти наверх

Вытеснение в психоанализе

Механизм вытеснения, который был предложен Фрейдом, является одним из факторов изучения в психоанализе.

При проведении бесед с клиентом психоаналитик обращает внимание на то, что было вытеснено его сознание.

Вытеснением в психоанализе называется защитный механизм психики, которая не желает переживать тревогу и страхи в реальном мире, поэтому вытесняет воспоминания в область подсознания.

Вытеснением считается акт регрессии, при котором в противоречие вступают реальные события и внутренние желания, инстинкты, интересы. Когда человек не может справиться с внутренним конфликтом, тогда возникает вытеснение – психика переносит воспоминания в неосознанное пространство, чтобы не вызывать острых ощущений.

Чтобы представить себе механизм вытеснения, следует привести метафору. Проходит лекция, на которой один из слушателей громко разговаривает и шумит, пока лектор излагает материал.

Когда лектору надоедает слушатель, он останавливается излагать материал и ставит ультиматум: пока слушатель не успокоится, он не будет дальше читать лекцию.

В аудитории находятся другие слушатели, которые становятся посредниками и выдворяют за дверь громкого слушателя. Лекция продолжается, все довольны.

  1. Лектор в данной ситуации является сознанием.
  2. Слушатель, который шумел, — неприятным воспоминанием.
  3. Слушатели, которые выпроводили нарушителя, — психикой.
  4. Территория за дверью – подсознанием.

Слушатель, которого выгнали, хочет вернуться обратно. Но на его пути становятся стражники (другие слушатели). Однако это не становится преградой, ведь шумный слушатель продолжает искать способы, как снова попасть в аудиторию: он ждет, когда «стражники» уснут, пойдут переодеваться, отлучатся на обед и т. д.

Все это является иллюстрацией того, как сначала информация загоняется в область подсознания, когда она становится мешающей и неугодной сознанию, а затем снова всплывает в памяти в различных образах, когда ей это удается.

Вытесненная информация никуда не исчезает и не пропадает. Она просто ждет момента, когда психика ослабит свою защиту, и тогда она сможет вырваться наружу.

Причем как именно информация всплывет в сознании, уже будет другим вопросом.

Однако есть такой вариант решения проблемы: когда лектор договаривается с шумным слушателем, чтобы устранить проблему на взаимовыгодных условиях. Тогда информация возвращается в сознательную память и становится просто воспоминанием, к которому человек спокойно относится. Именно данной трансформацией и занимается психоаналитик.

Неврозы являются результатом вытеснения. Если человек не принимает какую-то информацию, не может ее пережить, спокойно относиться, тогда она вытесняется (то есть забывается).

Зачастую такое вытеснение происходит в детском возрасте, однако в последующие годы человек продолжает решать эту же проблему, когда снова и снова сталкивается с ситуациями, которые вызывают у него тревогу, которую он вытеснил.

Нужно понять ту информацию, которая была вытеснена, чтобы устранить невротическое состояние и отправить ее в прошлое.

перейти наверх

Вытеснение как психологическая защита

Вытеснение считается главным механизмом защиты психики, когда выполняются две функции:

  1. Предотвращаются негативные переживания за счет удаления из сознания в область бессознательного травмирующей информации.
  2. Контроль и удерживание травмирующей информации в области подсознания.

Примерами вытеснения могут быть ситуации после физического или сексуального насилия, ПТСР, военные действия и пр. Однако информация никуда не девается. Периодически она всплывает в памяти, человек может испытывать беспричинную тревогу, видеть кошмары или подолгу не засыпать.

С одной стороны вытеснение является способом адаптации психики к окружающим условиям. С другой стороны подавление мешает человеку развиваться, становиться сильнее и совершеннее, использовать свой прошлый опыт в теперешней жизни, а также устранять конфликты как внутри себя, так и во внешнем мире.

перейти наверх

Итог

Психика все делает ради блага своего хозяина. Однако и человеку нужно постараться сделать все для гармонизации своей психики. Здесь нужно изъять информацию из подсознания, чтобы направить ее на решение проблемы, которая больше не будет волновать.

Источник: https://PsyTheater.com/vytesnenie.html

Вытеснение – психологическая защита, примеры вытеснения

Вытеснение – это одна из главных психологических вторичных защит, выступает как мотивированное активное забывание. Вытеснение также называют подавлением и репрессией. Первым внедрил в науку это понятие З. Фрейд.

Он уверял, что вытеснение это в психологии главный механизм формирования и становления бессознательного человека. Функция репрессии лежит в уменьшении для психической сферы индивида спектра переживаний неприятных эмоций за счет убирания из воспоминаний сознания тех переживаний, событий, какие вызывают эти трудные чувства.

Идея данного механизма такая: нечто забывается, выбрасывается из сознания и сохраняется вдали от осознания психикой человека.

Вытеснение в психоанализе

Идеи о вытеснении занимали большое и значимое место в знаниях и концепциях деятельности психики в психоанализе.

Обозначая такой механизм психики, как вытеснение по Фрейду, психоаналитики подразумевают попытку психики не проживать в сфере реальности события, что травмируют и тревожат личность.

Психоаналитик заявлял, что вытеснение есть важным защитным механизмом от внутриличностного конфликта меж Идеал-Я и Оно, контроль над запретными желаниями и импульсами.

В начале ХХ столетия Зигмунд Фрейд описал собственное видение процесса вытеснения, и значительное время считал его собственным правом на первенство в этом открытии. Но, по прошествии некоторого времени О.

Ранк, венский психоаналитик, нашел и изучил значительно ранние труды философа-немца Шопенгауэра, в которых вышеописанное понятие, как вытеснение по Фрейду было похоже описано, и показал ему это. В базовую идею психоанализа действительно легла мысль о вытеснении.

Его понимание о существовании необходимого условия вытеснения – детские комплексы, интимные желания ребенка, инстинкты.

Фрейд в собственных работах не выделял единственного обозначения данному процессу.

Ученый заявлял о нем, как о возможности психического акта осознавать то, что остается неосознанным; как о повороте на глубокий и более ранний этап формирования психического акта, процессе сопротивления; забывание, в ходе какого становится невозможно вспомнить; защитной функцией психики личности.

Отталкиваясь от вышеизложенного, обнаруживается сходство вытеснения с регрессией и с сопротивлением в традиционном психоанализе. Психоаналитик замечал во время чтения лекции, что, невзирая на существенное сходство, вытеснение содержит в себе динамические психические процессы, взаимодействует с пространственной позицией, а регрессия имеет описательную характеристику.

Невроз есть основным проявлением такого процесса как вытеснение.

В своей науке Фрейд изучал вытеснение как следствие влияния наружных факторов и внутренних импульсов индивида, что есть несоотнесимым с его нравственными взглядами и эстетическими позициями.

Данное противостояние желания индивида и его моральных установок приводит к внутриличностному конфликту. Такие события, чувства личности, что привлекли к внутреннему столкновению, убираются из сознания индивида и забываются им.

На человеческом жизненном пути происходит травматическое событие или переживание, в этот момент сознательное принимает решение, что данное переживание ему мешает, не стоит держать в памяти все, что с ним связано.

И далее соответственно оно забывается, вытесняется в глубину подсознания.

На месте данного воспоминания возникает пустота и психика пытается восстановить событие в памяти, или же заполнить его другим: фантазией, иной действительностью из жизни индивида, что могла происходить в иное время.

Примеры вытеснения в психологии Фрейд доступно излагал на модели проведении своей лекции. Он рассказывал, как во время прочтения лекции один из студентов ведет себя неадекватно: говорит, шумит, мешает другим.

Тогда лектор заявляет, что отказывается дальше читать лекцию, пока нарушитель находиться в аудитории. Среди слушателей находится несколько человек, что возлагают на себя обязанность выдворить шумящего за дверь и непрерывно быть на страже, не пускать его назад.

По сути, неугодный человек был вытеснен. Преподаватель может продолжать свою работу.

https://youtube.com/watch?v=iTVs-TzoaKU

Эта метафора описывает сознание индивида – происходящее в аудитории во время лекции, и подсознание – то, что за дверью. Слушатель, выдворенный за дверь, возмущен и продолжает шуметь, пытается попасть обратно в аудиторию. Тогда есть два варианта решения данного конфликта.

Первый – находится посредник, возможно, это сам лектор, который договаривается с нарушителем, и на взаимовыгодных условиях конфликт разрешается, дальше вытесненное психикой в подсознание возвращается в память человека при здоровом осознании.

Таким посредником может выступать психотерапевт.

Второй вариант менее дружелюбный – охранники не пускают вытесненного нарушителя, успокаивают его за дверью.

Тогда изгнанный будет пытаться попасть обратно в аудиторию, использую разные способы: может проскочить, когда охранники будут отдыхать, переодеться и пройти неузнаваемым.

Используя такую метафору, мы представляем те вытесненные воспоминания, что в разные времена и периоды будут появляться на поверхности памяти в измененном образе. Все мы используем вытеснение, забываем травмирующее, подавляем неугодные чувства.

Сложности заключаются в том, что человек вплоть до последнего момента не знает, во что забытое у него выльется на поверхности. Индивид сам не соображает, что может быть вытеснено. На поверхности мы можем видеть определенные эмоции, психотические или невротические реакции, симптомы болезней.

Различные неврозы – это примеры вытеснения в психологии. Психотерапевты в частности говорят, что все тайное обязательно становится неврозом. Исследуя невротические расстройства своих пациентов, Фрейд дошел к умозаключению, что полное вытеснение неугодных желаний, чувств, воспоминаний для невротиков было невозможно.

Они убирались из сознания индивида, но продолжали быть в подсознании и посылать оттуда сигналы. Для процесса выздоровления невротической личности необходимо провести симптом болезни тем путем, которым было проведено вытеснение события из сознания в подсознательное.

А потом посредством преодоления противодействия личности возобновить вытесненное в сознании и в хронологии памяти человека.

Психоаналитики в терапии с невротичными клиентами сначала работают с очевидным, далее, снимая один слой за другим, углубляются в подсознание индивида, пока не сталкиваются с огромным сопротивлением. Присутствие сопротивления и есть главным сигналом, что терапия движется верным путем. В случае не прохождения сопротивления психики, результат не будет получен.

Начиная работать с невротическими и истерическими личностями, Фрейд пришел к пониманию, что вытеснение будет являться причиной тревоги. В ходе накопления знаний его версия перетерпела изменений, он стал полагать, что механизм репрессии был результатом тревоги, а не ее причиной.

В ходе своих трудов З.Фрейд привносил уточнения в психоаналитическое видение вытеснения. Сначала он изучал данное явление исключительно в ракурсе защиты.

Далее вытеснение в психоаналитическом направлении представлялось в таком контексте: «вытеснение первичное», «послевытеснение», «возвращение вытесненного» (сновидения, невротические реакции).

Потом опять вытеснение изучалось как возможность психологической защиты психики индивида.

Отец психоанализа доказывал, что абсолютно все вытеснения совершаются в детском раннем возрасте, а все следующие годы жизни сохраняются старые вытесненные механизмы, которые имеют влияние на механизмы совладания с запретными желаниями, импульсами, внутренними подавленными конфликтами. Новые вытеснения не возникают, это происходит благодаря механизму «послевытеснения».

Психоаналитические взгляды на вытеснение формировались и изменялись в ходе всего времени развития науки психоанализа.

В следствии обозначения строения психики Фрейд определил, что вытеснение есть результатом деятельности Сверх-Я, какое исполняет вытеснение, или по его указанию это делает покорное Я.

Репрессия (или вытеснение) является базовым механизмом, родоначальником всех защитных процессов психики индивида.

Вытеснение – психологическая защита

Говоря о защитных механизмах психики человека, мы можем обозначить один из наиболее важных – вытеснение или репрессия.

Как утверждал отец психоанализа Зигмунд Фрейд: вытеснение это в психологии родоначальник и праотец всех форм защитных процессов психики. Сутью репрессии считается оправданное забывание чего-либо и содержание его под контролем в подсознании.

Такое подконтрольное забывание может применяться к травматическим событиям, опыту, чувствам, фантазиям, ассоциациям, что связаны с пережитым опытом.

Вытеснение может реализоваться в двух моментах: предупреждает появление негативной реакции путем удаления из сознательной части в бессознательную травмирующих воспоминаний, запретных желаний; удерживает и контролирует в бессознательном вытесненных желаний, импульсов, влечений.

Примерами вытеснения в психологии могут выступать так называемые «военные неврозы» или реакции ПТСР, опыт пережитого насилия человеком, когда пострадавший не может возобновить в памяти травматические события, пережитые чувства, свое поведение. Но человека мучают вспышки осознанных или неосознанных воспоминаний, флешбеки, кошмарные или назойливые сновидения. Подобное явление Фрейд назвал «возвращением репрессированного».

Следующим примером репрессии в психологии мы рассматриваем вытеснение в подсознание ребенка желаний и импульсов, что его пугают и есть запретными, с позиции социальных и моральных норм воспитания, но являются его нормальным развитием. Так, в период развития Эдипового комплекса ребенок с помощью своего Сверх-Я подавляет (вытесняет) половые импульсы к одному из родителей и желание уничтожить другого. Он учится вытеснять запретные желания в свое бессознательное.

Также к явлению вытеснения в обыденной жизни можно отнести банальное забывание говорящим имени человека, с которому возможны вытесненные подсознательные неприятные чувства, негативное отношение самого говорящего.

Во всех рассмотренных выше примерах вытеснения: глубокая травма, что мешает полноценной жизни, нормальный этап развития и банальное забывание в повседневной жизни просматривается необходимая природная адаптация психики. Ведь если человек будет постоянно осознавать все свои чувства, мысли, переживания, конфликты, фантазии, то он в них потонет. Значит, вытеснение играет положительную функцию в существовании индивида.

Когда же репрессия будет нести негативную роль и создавать проблемы? Для этого есть три условия:

— когда репрессия не выполняет свою основную роль (то есть надежно охранять вытесненные мысли, чувства, воспоминания, чтобы они не мешали индивиду полноценно адаптироваться к жизненным ситуациям);

— когда мешает человеку двигаться к направлению позитивных изменений;

— исключает использование других способов и возможностей преодоления трудностей, что были бы более успешными.

Подводя итоги, можем суммировать: вытеснение может применяться к перенесенному травматическому опыту человека; к аффектам, чувствам, воспоминаниям, связанными с перенесенным опытом; к запретным желаниям; потребностям, что не могут реализоваться или предусматривается наказание за их реализацию. Вытесняются некоторые события из жизни, когда человек ведет себя неприглядно; враждебное отношение; отрицательные чувства, черты характера; Едипов комплекс; комплекс Електры.

Чтобы вытеснения не создавали индивиду проблемы в виде неконтролированных воспоминаний, навязчивых мыслей, невротических реакций, симптомов болезни, человеку необходимо достичь определенной меры самоидентичности и целостности личного «Я». Если в раннем детстве человек не имел опыта обретения сильной идентичности, то неприятные чувства индивида имеют склонность контролироваться с помощью примитивных защитных механизмов: проекция, расщепление, отрицание.

Не все ситуации, связанные с забыванием или игнорированием относятся к вытеснению. Есть проблемы в памяти и внимании, которые зависят от других причин: органические изменения мозга, индивидуальные черты, отбор важной информации от неважной.

Источник: http://www.de.housepsych.com/vyitesnenie_default.htm

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мое Здоровье